ЕС и другие европейские интеграционные объединения: цели создания, специфика и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 22:48, реферат
Описание работы
В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить следующие: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и "Меркосур"; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………..3
Аналитическая часть 1. Этапы развития Европейского Союза 1.1 Этапы формирования ЕС…………………………………………………………………5 1.2 Стадии развития интеграции…………………………………………………………….7
Теоретическая часть 2. Проблемы развития Европейского Союза 2.1 Проблемы регионального развития……………………………………………………..11 2.2 Поддержка интеграции…………………………………………………………………..12 2.3 Проблема безработицы…………………………………………………………………...15
Практическая часть 3. Перспективы……………………………………………………………………………….18
В Австрии, где в послевоенные
десятилетия ощущалась нехватка рабочей
силы в низкооплачиваемых группах трудящихся,
проводилась весьма либеральная иммиграционная
политика, следствием которой явилась
самая высокая в ЕС (не считая Люксембурга)
доля иностранцев среди населения. Каждый
год в Австрии растет и доля иностранных
рабочих в общем числе занятых.
Германия также привлекательна
для многих ищущих работу иммигрантов.
Согласно данным Федерального статистического
ведомства ФРГ, в 2001 г. в страну въехало
на 273 тыс. человек больше, чем ее покинуло,
из них 84 тыс. – немцы и 188 тыс. – иностранцы.
Большая часть из них пополнила экономически
активное население. В 2002 г., по оценке того
же ведомства, приток населения превысил
его отток более чем на 200 тыс. человек.
В принципе германский рынок труда открыт
не только для жителей стран – участниц
ЕС, но также и для граждан Исландии, Норвегии
и Лихтенштейна.
В Великобритании с 1997 г. правительство
почти в три раза увеличило число разрешений
на занятие трудовой деятельностью для
лиц, живших за пределами ЕС, доведя их
до 140 тыс. в год. Но и этого было недостаточно
для английской экономики, некоторые сектора
которой испытывают нехватку рабочей
силы, несмотря на 5%-ную безработицу. Правительство
намерено выдать дополнительно еще 10 тыс.
разрешений для иммигрантов, желающих
работать в пищевой промышленности и гостинично-ресторанном
секторе. Будет рассмотрена также программа,
облегчающая процедуру иммиграции иностранным
студентам, специализирующимся в области
математики, естественных и инженерных
наук.
Бельгия и Нидерланды, несмотря
на официально провозглашенную ограничительную
политику, относительно доступны для иностранной
рабочей силы, не в последнюю очередь для
нелегальных иммигрантов, число которых
трудно поддается оценке. Что же касается
легальной иммиграции рабочей силы, то
здесь по-прежнему главную роль играет
воссоединение семей. Но лидирует в ЕС
Люксембург, где в настоящее время 37% из
441 тыс. жителей являются иностранцами.
Ими занято около 60% из имеющихся в стране
280 тыс. рабочих мест. Причем каждый день
ее границу пересекают граждане Франции,
Бельгии и Германии, приезжающие на работу
в Люксембург. Почти автоматически разрешение
на трудовую деятельность получают граждане
третьих стран, если они могут подтвердить,
что ежемесячно зарабатывают в четыре
раза больше люксембургской минимальной
оплаты труда, которая составляет 1368 евро.
Те, кто зарабатывает меньше, должны ждать
решения комитета, занимающегося вопросами
иммиграции. В 2002 г. было выдано 4,6 тыс. разрешений
на трудовую деятельность, около 60% из
них – гражданам Восточной и Центральной
Европы. В
2001 и 2002 гг. вид на постоянное
жительство в Люксембурге получили около
3 тыс. черногорцев.
Испания проводит сравнительно
либеральную по сравнению с другими западноевропейскими
странами иммиграционную политику. Большинство
иммигрантов прибывают сюда из стран Латинской
Америки, поскольку в Испании у них нет
языковых проблем. Иммиграция латиноамериканцев,
владеющих некоторыми нужными стране
профессиями, даже поощряется. Более сложной
является проблема интеграции жителей
Северной Африки, образующих вторую по
численности группу иммигрантов. Они находятся
в Испании в основном нелегально, поэтому
занимаются там наиболее низко оплачиваемой
работой, например в сельском хозяйстве.
Правительство Франции в настоящее
время стремится затруднить иммиграцию.
При этом оно не только принимает более
жесткие меры против нелегалов, но и осложняет
выдачу вида на жительство легальным иммигрантам.
Он будет в дальнейшем выдаваться только
тому, кто проявит стремление интегрироваться
во французское общество и овладеть французским
языком. Особенно трудно устроиться на
работу темнокожим африканцам, хотя французский
язык все еще широко распространен в бывших
колониях Франции.
3. Перспективы
После вступления в ЕС стран-новобранцев
процессы углубления интеграции распространяются
на всю новую территорию ЕС. По мнению
российских экономистов О. Буториной и
Ю. Борко, высказанному несколько лет назад,
"переход к Экономическому и валютному
союзу сопряжен с такими трудностями,
требует таких усилий и расходов, что как
раз на лом переходном этапе расширение
становится если не препятствием, то, по
меньшей мере, тормозом". Теперь, после
вступления 10 государств в ЕС, эта точка
зрения выглядит еще более правомерной.
Еврозона становится структурой, объединяющей
меньшинство участников ЕС, причем итоги
референдума в Швеции, надолго закрывшего
путь к вступлению страны в ЭВС, почти
наверняка отодвинут сроки введения евро
в двух других странах – Великобритании
и Дании. Динамику ЕС в ближайшие 15–20 лет
можно представить следующим образом:
2010 г. – страны "десятки"
завершают переходный период полностью
интегрируются в единый внутренний рынок
ЕС с его "четырьмя свободами"; четыре
государства – Венгрия, Мальта. Словения
и Чехия – возможно, вступят в ЭВС; вероятно,
к этому времени или несколько раньше
к ЭВС присоединятся также Великобритания
и Дания;
2010–2015 гг. – в ЭВС вступают остальные
страны "десятки"; к концу периода
завершают переходный период и полностью
интегрируются в единый внутренний рынок
Болгария и Румыния; членом ЕС становятся
Турция, Хорватия, Македония;
2015–2020 гг. – Болгария и Румыния
вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония
завершают переходный период и, возможно,
также присоединяется к ЭВС; в ЕС вступают
Сербия и Черногория, Албания, Босния и
Герцеговина.
Все это время институтам ЕС
придется решать задачу координации макроэкономической
политики трех групп государств: членов
ЭВС, участников единого внутреннего рынка
и новичков, находящихся в процессе адаптации.
И все это время одним из основных направлений
политики ЕС будет содействие процессу
реальной конвергенции трех десятков
стран, который, по сути, начинается заново
и займет, видимо, не меньше трех десятилетий.
Цена этой политики будет измеряться сотнями
миллиардов евро.
Североамериканская
ассоциация свободной торговли (НАФТА).
Североамериканская зона свободной торговли
(НАФТА) — соглашение о свободной торговле
между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся
на модели Европейского Сообщества (Европейского
Союза).
Первым шагом стал «план Эббота»,
принятый в 1947 году, целью которого являлось
стимулирование инвестиций США в ведущие
отрасли канадской экономики. В 1959 году
США и Канада заключили соглашение о совместном
военном производстве, которое способствовало
внедрению американских стандартов в
канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965
году соглашения о либерализации торговли
продукцией автомобилестроения, которое
способствовало интеграции многих других
отраслей. Идея торгово-политического
объединения США, Канады и Мексикой стала
претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала
речь шла об оформлении энергетического
союза. Подобная идея была поддержана
в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и
Дж. Бушем.
В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних
переговоров было подписано американско-канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA),
согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться
зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных
процессов в Европе и Азии, вопрос о создании
НАФТА стал острее, так как стало понятно,
что ответом на объединение Европы должно
стать объединение Америки, и, как его
части — Северной Америки. Однако с самого
начала Мексика, Канада и США рассматривали
значение и потенциал НАФТА с различных
позиций.
Соглашение о создании Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА)
вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив
и подтвердив Соглашение о свободной торговле
между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
В настоящее время НАФТА представляет
собой крупнейшую в мире региональную
зону свободной торговли, с населением
в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в
размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение
о Североамериканской зоне свободной торговли
содержит комплекс договоренностей, распространяющихся
помимо торговли на сферу услуг и инвестиций,
и впервые объединяет промышленно развитые
государства и развивающуюся страну. Создание
зоны свободно торговли в североамериканском
регионе было обусловлено рядом факторов:
- географической близостью
стран-участниц и элементами взаимодополняемости
структур национальных экономик;
- тесными торговыми связями
между ними и расширяющимся производственным
кооперированием;
- растущей сетью подконтрольных
предприятий американских ТНК в Канаде
и Мексике и Канадских ТНК в США;
- усилением позиций ЕС, Японии
и новых индустриальных стран на мировом
рынке.
Основной целью НАФТА явилось
снятие барьеров на торговлю товарами
между странами-участницами. Половина
барьерных ограничений была снята сразу
же, остальные снимались постепенно в
течение 14 лет. Такое соглашение стало
расширенным вариантом торгового соглашения
1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза,
НАФТА не ставила целью создание межгосударственных
административных органов, как не ставила
и создание законов, которые бы управляли
такой системой. НАФТА является лишь международным
торговым соглашением в рамках международного
права. На сегодняшний день цели НАФТА
включают:
- снятие барьеров и стимулирование
движения товаров и услуг между странами-участниками
соглашения;
- создание и поддержание условия
для справедливой конкуренции в зоне свободной
торговли;
привлечение инвестиций в страны-члены
соглашения;
- обеспечение должной и эффективной
защиты и охраны прав интеллектуальной
собственности в Зоне;
- создание действенных механизмов
внедрения и использования Соглашения,
совместного решения споров и управления;
- установление базы для будущей
трехсторонней, региональной и междунардной
кооперации в целях расширения и улучшения
Соглашения.
Структура НАФТА
НАФТА обладает четкой организационной
структурой. Центральным институтом НАФТА является
Комиссия по свободной торговле, в которую входят
представители на уровне министров торговли
от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает
за осуществлением и дальнейшей разработкой
Соглашения и помогает разрешать споры,
возникающие при интерпретации Соглашения.
Она также наблюдает за работой более чем
30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние
собрания Комиссии проходили в Вашингтоне,
США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том,
что Комиссия в ее работе будет оказывать
содействие Координирующий секретариат
НАФТА (NCS), создание которого планировалось
на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат
призван служить официальным архивом
работы НАФТА и выполнять роль рабочего
секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу
по оказанию помощи в достижении создания
зоны свободной торговли. В соответствии
с Соглашением, с целью способствования
торговле и инвестициям. обеспечения эффективного
претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования
были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа
по созданию норм, включают в себя происхождение
товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными
товарами и субсидии в эту область экономики,
стандартизацию товаров, госпоставки
и передвижение деволых людей через границы.
Эти рабочие группы и комитеты ежегодно
предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
НАФТА также помогаютделать
процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким,
обеспечить создание форума для изучения
способов дальнешей либерализации торговли
между странами-участницами. Примером
может служить последовательная политика
Канады, направленная на ускоренное снижение
тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того,
рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену
для обсуждения спорных вопросов, свободную от
политики, и, используя обсуждение проблем на
ранней стадии их развития, помогают избежать
процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть
торговли, осуществляемой в Северной Америке,
происходит в соответствии с ясными, четкими
и прочно установившимися нормами НАФТА
и Всемирной организации торговли (ВТО).
Однако, несмотря на это, в сфере торговли
подобного масштаба неизменно возникают
спорные вопросы. При возникновении подобных
ситуаций НАФТА выступает за дружеское
разрешение спора государствами, чьи интересы
затронуты, с помощью комитетов и рабочих
групп НАФТА или других консультативных
органов. В случае если взаимоприемлимое
решение не будет найдено, НАФТА предусматривает
скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы
группой экспертов.
Администрирование положений НАФТА, связанных
с разрешением споров, возложено на канадскую,
американскую и мексиканскую национальные
секции Секритариата НАФТА. В первые девять
месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат
назначил 14 рассмотрений группами экспертов
в соответствии с Главой 19 Соглашения
и одно арбитражное рассмотрение согласно
Главе 20. В 1996 году были приняты восемь
решений группой экспертов согласно Главе
19 и один отчет группы экспертов согласно
Главе 20.
Двадцатая глава Североамериканского
соглашения о свободной торговле установливает
институциональный механизм и процедуру
разрешения споров. На конец 1996 года в
соответствии с этой главой были затребованы
11 консультаций по 10 случаям, один из которых
был передан для арбитражного рассмотрения.
В четырнадцатой главе дополнительно
оговариваются специальные процедуры
для разрешения любых споров, касающихся
финансовых услуг.
Основываясь на Канадско-американском
соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА
включает в себя (в Главе 19) уникальную
систему рассмотрения экспертами, представляющими
две страны, национальных решений по вопросам
антидемпинга и компенсационной пошлины,
замещая тем самым юридическое рассмотрение
и каждой из трех стран. Со времени принятия
НАФТА поступило уже 73 запроса на расмотрение
вопроса группой экспертов, в соответствии
с Главой 19 Соглашения.
Что же касается разрешения
вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА
использует процедуры "смешанного"
арбитража между инвестором, чьим интересам
наносится ущерб, и заинтересованным правительством,
основываясь на общих процедурах установленных
канадскими соглашениями о защите иностранных
инвестиций и Мировым банковским центром
урегулирования споров, связанных с инвестициями.
НАФТА также требует от национальных агенств
уважения к принципам справедливости
и прозрачности.
На национальные секции НАФТА возложена
ответственноть и за разрешение споров
по другим соглашениям о свободной торговле,
заключенными этими странами не в рамках
НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую
секция Секретариата НАФТА была возложена
ответственность за администрирование
процесса разрешения споров согласно
Главе 8 канадско-израильского соглашение
о свободной торговле, и такая же ответственность
по канадско-чилийскому соглашению о свободной
торговле.