Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 10:54, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………..…………3
1Теоретические основы естественных монополий………….…….……...........................................................................5
1.1Понятие естественной монополии, её предмета и функций……..….....5
1.2Cпособы регулирования естественных монополий…….......................8
2 Государственное регулирование естественных монополий в РФ с 1995
по 2009 годы………………………………………….………..….……….....…..17
2.1 Макроэкономические предпосылки реформирования естественных монополий в России …..………………..……..…………………...……………...17
2.2 Регулирование ценовой политики естественных монополий……......20
2.3 Реформирование естественных монополий на примере крупнейших монополистов в РФ ………………………………………………..……………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……...........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет бизнеса
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Естественные монополии и их регулирование
Выполнила:
студентка ФБ – 91 Подчувалова А.К.
Преподаватель:
к.э.н., доцент Шмаков А.В.
Новосибирск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………
1Теоретические основы естественных
монополий………….…….……...........
1.1Понятие естественной монополии, её предмета и функций……..….....5
1.2Cпособы регулирования
естественных монополий……...................
2 Государственное регулирование естественных монополий в РФ с 1995
по 2009 годы………………………………………….………..….……
2.1 Макроэкономические предпосылки
реформирования естественных монополий
в России …..………………..……..…………………...……………
2.2 Регулирование ценовой политики естественных монополий……......20
2.3 Реформирование естественных
монополий на примере крупнейших монополистов
в РФ ………………………………………………..……………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….……..…34
ВВЕДЕНИЕ
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
Сферы естественных монополий подвижны. Они, то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики. От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны в сфере естественной монополии, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.
Цель работы: выявить закономерности функционирования естественных монополий, проанализировать диагностику развития естественных монополий в РФ и меры по их регулированию.
Задачи работы:
1) Дать понятие и изучить механизмы функционирования естественной монополии;
2) Систематизировать методы государственного регулирования естественных монополий;
3) Проанализировать проблемы регулирования естественных монополий в РФ;
4) Указать пути решения регулирования тарифов и цен, увеличения прибыли и производства в РФ.
Объектом исследования выступают механизмы функционирования и регулирования естественных монополий.
Предмет исследования – дифференциация механизмов функционирования и регулирования естественных монополий в РФ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов-практиков, посвященные проблемам регулирования деятельности естественных монополий таких как Авдашева, Шастико, Белоусова, Вильсон, Цапелик, Городницкий, Повленко, Дерябина, Житков, Парашинцева, Ивашковский, Иохин, Крупорницкая, Матрусевич, Нуреев, Ореховский, Паращук, Розанова, Солодкин, Тарасевич, Чипурина, Киселева.
Информационной базой работы являются статьи, периодические издания, учебная литература, ресурсы сети Internet, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
В процессе исследования применялись: системный подход как общий метод познания, методы систематического анализа, логического моделирования, структуризации целей.
Хронологические границы исследования ограничены годами с 1995 по 2009 год.
Структура курсовой работы: курсовая работа объемом страницы основного текста состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из наименований. В курсовой работе имеются 3 таблица, 6 рисунков,7 формул.
Личный вклад автора на страницах [3,4,15,29,30,31] - выводы, рекомендации,
[17,21] таблицы, [17,19,21,23,24]- анализ таблиц.
1Понятие и механизмы функционирования естественных монополий
1.1 Понятие и механизмы естественной монополии
Естественная монополия - разновидность монополии, которая оправдана с точки зрения эффективности; объем выпуска, соответствующий минимально эффективному размеру фирмы, достаточен для удовлетворения всего рыночного спроса, так что минимизация средних издержек достигается при функционировании на рынке только одной фирмы1.
В качестве примера естественных монополий обычно приводят водо-, газо- и энергоснабжение, проводную телефонную связь, почтовую службу, канализацию, железные дороги, трубопроводный транспорт, метро и некоторые другие отрасли.
Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара2.
Монопольная власть оказывает противоречивое воздействие на затраты. С одной стороны, проистекающее из нее ослабление конкуренции ведет к рассмотренной выше Х-неэффективности, а с другой, − позволяет снизить затраты в результате реализации экономии от масштаба.
В соответствии с рисунком 1 представлена ситуация, когда фирма вследствие получения монопольной власти обеспечила экономию затрат, равную прямоугольнику FPCHC. Очевидно, что эта экономия перекрывает потери общества от неоптимального размещения ресурсов (треугольник HAE). В результате чистое благосостояние общества возрастает на разность этих площадей, которая и составляет выгоды от монопольной власти3.
В части В рисунка 1 показана та же ситуация на уровне отрасли в целом. Допустим, что ситуация совершенной конкуренции сменилась в ней конкуренцией фирм с монопольной властью. В силу экономии от масштаба и снижения затрат произошел сдвиг вправо кривой отраслевого предложения. И здесь экономия на затратах (FВHC) перевешивает потери от перехода от совершенной к несовершенной конкуренции, представленные сегментом HAE.
Рисунок 1 – Экономия на затратах как компенсация потерь от неэффективного размещения ресурсов (А- отдельная фирма, В- отрасль)
В этой связи следует подчеркнуть, что отклонение от совершенной конкуренции и усиление монопольной власти не тождественно возникновению и росту чистых потерь благосостояния. Здесь могут наблюдаться две противоположные тенденции. Если выигрыш на экономии от масштаба превышает потери от неоптимального размещения ресурсов, то тогда монопольная власть представляет чистую выгоду для общества.
Такое часто имеет место
при слиянии фирм. Этот факт
требуется учитывать в
Теперь рассмотрим свойство субаддитивноси.
Функция обладает свойством субаддитивности, если значение функции от суммы переменных меньше или равно сумме значений функций от каждого из переменных, т. е. выполняется
(1)
Функция обладает свойством аддитивности, если выполняется
Функция обладает свойством супераддитивности, если имеет место следующее неравенство:
(3)
Если , ..., - количество одного и того же продукта, то субаддитивность функции затрат означает, что общие затраты на выпуск суммарного количества меньше, чем сумма затрат предприятий, каждое из которых производит количество .
Перейдем теперь к случаю
многопродуктовой естественной
монополии. Этот тип предприятия
гораздо более распространен, чем
рассмотренная выше
Причина заключается в действии экономии от разнообразия. Напомним, что экономия от разнообразия имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Если мы, в частности, считаем электроэнергию, поставляемую в пиковые и во внепиковые часы, разными товарами, то энергосистемы имеют возможность экономии на разнообразии. Аналогично, для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в гипотетической ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью ее функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным.
Субаддитивность затрат
где TC(q1, ..., qm) - функция затрат на производство комбинации продуктов; TCi(qi) - функции затрат на производство каждого продукта в отдельности.
Естественные монополии для выбора оптимальной государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами6.
1.2. Cпособы регулирования естественных монополий
Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М. Фридмен отмечал, что не существует приемлемого решения проблемы технологической монополии. Возможен лишь выбор из трех зол – частной нерегулируемой монополии, регулируемой государством, и непосредственной хозяйственной деятельности государства7.
Современная экономическая наука предлагает иные подходы. Если существует объективная естественная монополия и соответственно единственный производитель на рынке, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе при организации торгов за право быть этим поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию. Основной критерий отбора победителя торгов – удельная цена поставки услуг. Победитель, предложивший наименьшую цену, не заинтересован раздувать свои издержки и оптимизирует размещение ресурсов в условиях естественной монополии.
Другой подход к организации инфраструктурной сферы предполагает изменение институтов, структурирующих взаимоотношения экономических агентов в области поставки товаров и услуг по инфраструктурным сетям, в частности, организационное разделение инфраструктурных сетей и операций по эксплуатации. В итоге образуется несколько функционально различных компаний, одна из которых выступает собственником единой инфраструктурной сети и осуществляет ее техническое обслуживание, модернизацию и расширение мощностей. За право эксплуатации того или иного участка сети и предоставлении услуг конечным потребителям борются компании, претендующие на статус операторов. По результатам торгов компания собственник сети заключает с потребителем договор лизинга на данный участок инфраструктурной сети на строго ограниченное время, по прошествии которого торги проводятся вновь8.
Стратегия реформирования естественных монополий может реализовываться по двум направлениям. Прежде всего, идентифицируется сфера естественной монополии в рассматриваемой отрасли, выделяется структура-носитель наиболее существенных, специфических для естественной монополии свойств. Для выделенного естественно-монопольного ядра разрабатываются меры по регулированию и дерегулированию, обеспечивающие эффективность работы и максимизацию общественной полезности. Первое направление – меры прямого государственного вмешательства и создание барьеров входа в отрасль с целью сохранения естественно-монопольной структуры: установление цен (тарифов на услуги) на уровне, выгодном обществу; целенаправленное выделение средств на новые технологии и т.п. Второе – меры опосредованного государственного вмешательства (через систему ряда законодательных и других институциональных актов) для создания и поддержки конкурентных сред, совместимых естественной монополией и вынуждающих ее работать в режимах, эффективных с позиции общественной полезности9.
Информация о работе Естественные монополии и их регулирование