Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 10:54, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………..…………3
1Теоретические основы естественных монополий………….…….……...........................................................................5
1.1Понятие естественной монополии, её предмета и функций……..….....5
1.2Cпособы регулирования естественных монополий…….......................8
2 Государственное регулирование естественных монополий в РФ с 1995
по 2009 годы………………………………………….………..….……….....…..17
2.1 Макроэкономические предпосылки реформирования естественных монополий в России …..………………..……..…………………...……………...17
2.2 Регулирование ценовой политики естественных монополий……......20
2.3 Реформирование естественных монополий на примере крупнейших монополистов в РФ ………………………………………………..……………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……...........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6) Многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий
отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
7)Особенности меропририятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества20.
2.2. Регулирование ценовой политики естественных монополий
Ценовая политика естественных монополий является одним из главных рычагов регулирования деятельности, направленных на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны.
Во всех отраслях с высоким удельным весом постоянных издержек в России в той или иной мере присутствует государственное регулирование. Последнее характерно для черной и цветной металлургии, авиа- и судостроения, производства ядерных материалов и добывающей промышленности, а не только коммунального хозяйства, энергетики и железнодорожного транспорта. Государственное регулирование осуществляется в разных формах: прямого регулирования тарифов и цен, установления специальных таможенных правил, разрешения или запрещения на слияния и разукрупнение. Как представляется, проблема заключается здесь не только в специфике производства и реализации, сколько в том, что действующая структура номинальных показателей во многом остается не рыночной, не позволяющей осуществлять процесс расширенного воспроизводства в капитальных отраслях. Это, в свою очередь, связано с характеристиками российского финансового рынка (что является дополнительной асимметрией отечественной модели национальной экономики), но не только. Наличие перекрестного субсидирования связано с институциональными факторами и требует политических решений.
Основными рычагами государственного влияния на производителей являются тарифные (экспортные пошлины, ценовое регулирование) и нетарифные (квотирование). О нецелесообразности введения квот свидетельствует тот факт, что в соответствии с уставом Всемирной налоговой организации они запрещены для ее стран-участниц. От них удалось отказаться в 1993 – 1995гг. и в России. Однако в правительстве эта идея возникает вновь, и в случае ее реализации может вновь возродиться система спецэкспорта, а, следовательно, усилиться коррупция.
В соответствии с таблицей 2 показатели газа, электроенергии, железнодорожной перевозки из года в год становятся ниже.
Таблица 2 - Рост цен на продукцию естественных монополий в 1993 - 1996 гг., раз.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 | |
Газ |
9 |
3,38 |
3,5 |
1,12 |
Электроэнергия |
13,8 |
3 |
2,47 |
1,39 |
Ж/д перевозки |
18,5 |
4,2 |
2,71 |
1,22 |
Цены производителей |
10 |
3,3 |
2,8 |
1,24 |
Потребительские цены |
9,4 |
3,15 |
2,31 |
1,18 |
Длительное время у нас использовался в основном затратный метод определения цены на товары и услуги естественных монополий. Его недостатками являются: определение цены на уровне «средних издержек», что ведет к дискриминации результатов деятельности достигнутых, в ходе честной конкуренции; отсутствие механизмов стимулирования повышения эффективности и сдерживания роста издержек; исключение действия случайных факторов, таких, как погодные условия или общеэкономические условия; необходимость сложной детализации затрат и группировки их на основе какого- либо принципа (например объема производства, величина продаж, получаемые прибыли и др.). Более перспективным является стимулирующее регулирование, т.е. регулирование верхнего предела тарифа без жестких ограничений на норму прибыли. Суть данной модели заключается в установлении на согласованный срок формулы расчета ежегодного тарифа, который включает дефлятор и фактор повышения производительности труда21.
Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, которая применяется региональными властями, имеет ряд достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов по заданной формуле, и нет необходимости в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотрами тарифа).
В соответствии с таблицей 3, показывающей, как изменились общеэкономические данные естественных монополий в России с 2005 по 2007 года. Добыча полезных ископаемых, обрабатывающих производств, электроэнергии и газа со временем увеличиваются - это хороший показатель для нашей страны. Добыча полезных ископаемых подскочила с 1995 по 2000, затем медленно, но верно возрастала. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых медленными темпами возрастает из года в год. Производство транспортных средств и оборудования не стоит на месте и возросло до 109,5. Производство и распределение газа и электроэнергии стабильно.
Индекс производства – относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах22.
Преобладающим методом тарифной политики в перспективе должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование верхнего предела тарифа, который стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования тарифа (т. к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.
Таблица 3 - Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности(в процентах к предыдущему году).
|
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа |
95,4
|
108,7
|
105,1
|
106,3
|
106,3
|
Добыча полезных ископаемых |
97,3 |
106,4 |
101,4 |
102,5 |
101,9 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
96,8 |
104,9 |
102,0 |
102,5 |
101,9 |
Производство транспортных средств и оборудования |
89,5 |
110,7 |
107,1 |
103,9 |
109,5 |
Производство и распределение газа и электроэнергии |
96,8 |
104,0 |
100,9 |
104,9 |
101,4 |
Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться реальная поддержка отечественным производителям – немонополиста23.
2.3 Реформирование естественных
монополий на примере
В качестве главных задач реформирования естественных монополий выделены:
1)Cовершенствование системы регулирования естественных монополий, а также дерегулированию видов деятельности, не относящихся к сфере естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
2)Повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
3)Поэтапное прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержки социально незащищенных групп населения;
4)Углубление правовой регламентации взаимоотношение между участниками естественно-монопольных рынков, публичности цен (тарифов), введения единых правил доступа к сети на недискриминационной основе24.
В соответствии с рисунком 5 приведена диаграмма деловой активности организаций по добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии и газа. Мы видим, что с 1995 по 1996 стремительно падает процент экономической ситуации. С 1996 и по 2000 годы стремительно растет, а с 2000 по 2007 продолжает расти умеренным темпом.
Рисунок 5 – Оценка экономической ситуации организаций (доля от общего числа базовых организаций)
Реформа является достаточно сложным и дорогостоящим мероприятием. Создание нескольких компаний приведет к дублированию хозяйственных функций, возрастанию издержек на управление, составление финансовой отчетности при усилении контроля над платежами потребителей и поставками электрической и тепловой энергии25.
Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развитие регионов и страны в целом. Для эффективного функционирования экономики необходима стабильная правовая база, поддерживающее промышленное развитие, формирование здоровой конкуренции и прозрачных правил игры так, чтобы деятельность более влиятельных и крупных хозяйствующих субъектов – от монополии до различных государственных контролирующих органов – не подавляла средний бизнес, а взаимодействовала с ним и поддерживалась гражданско-правовыми отношениями и законодательством. Следует продолжить совершенствование нормативной базы регулирования деятельности монополий, в том числе на региональном и муниципальном уровнях26.
В соответствии с рисунком 6 приведен график индекса предпринимательской уверенности организации с 1995 по 2007 год по естественным монополиям. Анализируя его, можно прийти к выводу, что с 1995 по 1996 года предпринимательская уверенность была снижена. С 1997 по 1999 года П.У. верными темпами росла вверх. С 1999 по 2007 стабильна.
Рисунок 6 - Индекс предпринимательской уверенности организации
Реформа электроэнергетики
Реформа электроэнергетики – одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий. Она моделировалась по классическим принципам: отделение сетей от производственной составляющей (генерации); развитие конкурентных отношений на стадии генерации и создание реально функционирующего рынка электроэнергии, последующая приватизация генерирующих мощностей с целью привлечения частных инвестиций в отрасль.
По данным Федеральной службы госстатистики, в январе-феврале 2008 года объем производства электроэнергии в России составил 198 млрд кВтч, что на 7% выше уровня января-февраля 2007 года.
Гидроэлектростанции снизили производство на 14,4% до 25,1 млрд кВтч. В том числе выработка атомными электростанциями выросла в январе-феврале 2008 года на 5,7% до 28,9 млрд кВтч.Тепловыми - увеличилось на 12,1% до 144 млрд кВтч. Выработка теплоэнергии в январе 2007 года увеличилась на 4,8% до 391 млн Гкал.
Ключевым принципом реформы является приватизация генерирующих компаний. Принятие правительственных решений по созданию и приватизации оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК) неоднократно откладывалось именно из-за их судьбоносности для энергетики и российской экономики в целом. В апреле 2005 г. правительство РФ утвердило новую редакцию плана мероприятий по реформированию отрасли.
Во-первых, определилась судьба РАО и ЕЭС: оно должно прекратить свое существование в конце 2006 г. после завершения передачи его активов в ОГК и ТГК. При этом акции РАО ЕЭС должны быть разделены пропорционально между своими акционерами27.
Во-вторых, внесена ясность в вопрос о том, станет ли электрогенерация частной. Согласно предложениям РАО ЕЭС, государство должно получить контрольные пакеты только в монопольном секторе – в Федеральной сетевой компании (ФСК) и в системном операторе (СО). Что касается генерирующего сектора, то у государства сохранится контроль лишь в гидроэнергетике в рамках соответствующей ОГК. В тепловых ОГК доля государства не превысит 48-49%, а в ТГК будет колебаться в пределах 15-25%.
Наконец, в-третьих, остается открытым вопрос о приватизации госпакетов в ОГК и ТГК. Точнее, принципиальное решение о ее возможности принято, но нет окончательных ответов на главные вопросы о сроках приватизации, круг ее участников, характере платежных средств (только акции РАО ЕЭС или также и денежные средства), ее формах и методах. И пока правительство не найдет согласованного с миноритарными акционерами и менеджментом РАО ЕЭС решения, на серьезные инвестиции в отрасль со стороны частного бизнеса рассчитывать не приходиться. Очень важна предполагаемая схема приватизационных процессов – согласно корпоративной логике или в рамках законодательства о приватизации.
Информация о работе Естественные монополии и их регулирование