Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 10:54, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………..…………3
1Теоретические основы естественных монополий………….…….……...........................................................................5
1.1Понятие естественной монополии, её предмета и функций……..….....5
1.2Cпособы регулирования естественных монополий…….......................8
2 Государственное регулирование естественных монополий в РФ с 1995
по 2009 годы………………………………………….………..….……….....…..17
2.1 Макроэкономические предпосылки реформирования естественных монополий в России …..………………..……..…………………...……………...17
2.2 Регулирование ценовой политики естественных монополий……......20
2.3 Реформирование естественных монополий на примере крупнейших монополистов в РФ ………………………………………………..……………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……...........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реформирование газовой отрасли
Реформирование газовой отрасли также предполагало выделение естественно монопольной (Транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Однако специфика газовой отрасли обуславливает особенности ее реформирования по сравнению с другими естественными монополиями и прежде всего электроэнергетикой.
Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем в электроэнергетике.
В России, видимо, нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например, формально независимая от «Газпрома» компания «Итера». При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики28.
По данным Федеральной службы госстатистики, в 1-м полугодии 2008 года в России добыто 241,7 млн тонн нефти, что на 0,6% меньше, чем в январе-июне 2007 года. При этом объем экспорта нефти составил 122,5 млн тонн (-5,2%). Объем реализации нефти на внутреннем рынке увеличился на 3,9% до 116,2 млн тонн.
Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе-июне 2008 г. составил 36,4%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 52,3% (в 1-м полугодии 2007 г., соответственно, 33,9% и 53,4%)29.
Сам “Газпром” выступает за полную либерализацию рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»).
Реформа железнодорожного транспорта
Реформа ж/д транспорта началась с передачи функций хозяйственного управления от бывшего министерства путей сообщения образованному осенью 2003 г. ОАО “Российские железные дороги”(РЖД). Единственным его акционером является Российская Федерация. Будучи государственной корпорацией, РЖД обязано работать также и в убыточных сегментов транспортного рынка. Вместе с тем доступ в высокодоходные сегменты должен быть равным и недискриминационным как для государственного, так и для частного капитала. Пока же РЖД действует во многих сегментах транспортного рынка в условиях жесткой конкуренции, занимая далеко не самые выгодные позиции.
При выработке модели реформирования отрасли стояла задача создать такую функциональную структуру и механизмы управления, чтобы внедрение конкуренции между хозяйствующими субъектами не приводило к разрыву действующих технологических и экономических связей в транспортной “цепочке” и не порождало новых, более мелких монополистов. К тому же на ж/д транспорте особенно высоки барьеры первоначального накопления капитала, необходимого для вхождения в состав новых звеньев транспортопроводящей сети и обслуживающей ее специализированной инфраструктуры.
Российская железнодорожная монополия РЖД снизила за первые пять месяцев 2009 года объемы погрузки погрузку почти на 25% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Всего с начала года РЖД совершила погрузку 428,3 миллионов тонн. Как сообщает сайт РЖД, в этом году снизился и пассажиропоток. За пять месяцев 2009 года перевозки пассажиров снизились по сравнению с прошлогодними показателями на 11,2% и составили в общей сложности 102,8 миллионов человек30.
В ходе реформирования ж/д транспорта возникло несколько крупных проблем, без решения которых желаемый эффект от реформ получить не удастся.
Выделение из состава естественной монополии сегмента пассажирских перевозок. С начала 2005 г. идет раздел и передача имущества от РЖД Федеральной пассажирской компании (ФПК), которая станет отдельным акционерным обществом (в 2007 г.), 100% акций которого будут принадлежать государству. По сути, решается вопрос о том, станет ли перекрестное субсидирование (пассажирских перевозок за счет грузовых) прямым (путем субсидирования убытков ФПК). Здесь возникает проблема оплаты ФПК за пользование инфраструктурой РЖД. Более того, в любом случае появляются два ее оператора – РЖД и ФПК, что противоречит одному из основных принципов реформы железнодорожного транспорта как естественной монополии. Конечно, РЖК выгодно избавится от убыточного бизнеса пассажирских перевозок, оставив себе только прибыльные грузовые, тем самым, повышая свою привлекательность для кредиторов и инвесторов.
Проблема регулирования тарифов. За время самостоятельной хозяйственной деятельности на рынке у РЖД как коммерческой компании сформировались определенные интересы, требующие более сложных подходов, чем прямое установление гостарифов на основную деятельность монополии. РЖД стремится к частичной либерализации тарифной политики и получению права самостоятельно изменять ставки тарифов (в сторону как повышения, так и понижения) в целях поддержания конкурентоспособности. Пока в условиях конкуренции с частными перевозчиками РЖД из-за жесткости тарифов несет потери.
Пытаясь найти выход из сложившегося положения, РЖД разработало «Методику обоснования решений о прекращении регулирования тарифов на перевозки грузов, багажа и грузобагажа. В ней предлагается разрешить снижать тарифы либо, напротив, устанавливать надбавки в диапазоне от -30 до +20% по решению самого ОАО. При необходимости более масштабных изменений оно должно получить согласие регулирующих органов. Оперативного решения этих вопросов и Федеральной службе по тарифам пока не предвидится31.
Выводы по главе 2:
Анализируя проблемы регулирования естественных монополий, можно назвать следующие важнейшие факторы:
1)Проявление ряда перспективных тенденций;
2)Наличие макроэкономического фонда российских реформ;
3)Генезис российского монополизма;
4)Магистральный характер транспортных и энергетических систем.
В нашей стране существует ряд проблем естественных монополий. Некоторые пути их решения.
1)Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
2)Прибыль должна обеспечивать только нормальную норму прибыли;
3)Производство должно быть эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа рынков новых участников. Технологический аспект функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы.
2) Систематизируя методы государственного регулирования естественных выводов, пришла к выводу, что издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий.
1)Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам.
2)Прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли.
3)Производство должно быть эффективным
3) Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства.
Проблема регулирования тарифов. За время самостоятельной хозяйственной деятельности на рынке сформировались определенные интересы, требующие более сложных подходов, чем прямое установление гостарифов на основную деятельность монополии. Нужно стремится к частичной либерализации тарифной политики и получению права самостоятельно изменять ставки тарифов (в сторону как повышения, так и понижения) в целях поддержания конкурентоспособности.
4)Главный вывод – для решения накопившихся проблем в регулировании естественных монополий требуется реформа сферы регулирования, включающая обеспечения подлинной независимости регулирующих органов, приверженных поддержанию стабильности данной сферы, и резкое сокращение огромных скрытых субсидий в этом секторе. Реализация названных мер приведет к созданию более рациональных экономических стимулов в сфере энергопроизводства и потребления и может способствовать привлечению необходимых инвестиций и предотвращению энергетического кризиса. Мировой опыт также свидетельствует о возможных значительных выгодах от осуществления организационных реформ, разделяющих функции передачи и распределения как сферу естественной монополии от функций производства и снабжения, содействуя, таким образом, развитию конкурентных рынков, основанных на равном доступе к сетям. Однако воплотить такие реформы в жизнь оказалось нелегко даже в странах с развитыми регулирующими институтами. В России успешность подобных реформ будет в очень большой степени зависеть от реализации мер в области регулирования.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют большое значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.
Список использованных источников
1. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики России. / С. Авдашева,А. Шаститко / Вопросы экономики – 2005. - №5 – С. 101 -116
2. Белоусова Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России / Н. Белоусова // Общество и экономика. – 2004. – №1. – С. 19 - 45
3. Белоусова Н.И. Реформирование естественной монополии в России – теоретический аспект/Н.И Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц // ЭКО– 1999. - №4 – С. 85 - 192
4. Белоусова Н.И Реформирование естественной монополии в России – законодательные аспекты/ Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц // ЭКО– 2001. - №4 – 46 – С. 94
5. Вильсон Дж. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования /Дж. Вильсон, В. Цапелик // Вопросы экономики - 1995. - №11– С.124 - 152
6. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики. – 2005. – №6. – С. 32 - 48
7. Городницкий А. Реформирование естественных монополий / А. Городницкий, Ю. Повленко // Вопросы экономики– 2004. - №1 – С. 96 - 123
8. Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика / М. Дерябина //Вопросы экономики - 2006. - №1 – С. 102 - 121
9. Житков В.Б. , Россия в цифрах 2008. Краткий статистический сборник / В.Б. Житков, Н.И. Парашинцева / Москва ,2008. – 510 с.
10. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: учеб-практ. пособие. – 2-е изд., испр. и доп./ С.Н. Ивашковский // Москва, Дело ,2005. – 376 c.
11. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник для вузов по экон. спец./ Иохин В.Я. - Москва,2001. – 862 c.
12. Крупорницкая И. Повышение конкурентоспособности газовой промышленности / Крупорницкая И. // ЭКО. – 2005. – №12 – С. 109 - 118
13. Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии/ Р. Мартусевич // Вопросы экономики – 2008. - №4 – С. 141 - 156
14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов.–2-е изд./ Нуреев Р.М. – Москва, НОРМА, 2007. – 572 с.
15. Ореховский П. Асимметрия в национальных моделях экономики: роль естественных монополий / П. Ореховский // Муниципальная экономика– 2005. - №2 – С. 6 - 13
16. Розанова Н. Роль государственной промышленной политики / Розанова //Вопросы экономики – 2002. - №5 – С. 19 - 39
17. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. / Розанова Н. // Вопросы Экономики – 2005. - №5 – С. 117 - 131
18. Солодкин В.Л. Российский статистический ежегодник 2009г./ ред. В.Л. Солодкин / Росстат – 2009. – 759 с.
19. Тарасевич Л.С Журнал-учебник 50 лекций по микроэкономике "Экономическая школа". Выпуск 5./ Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. / Москва – 2004. – 1400 c.
20. Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ - Собрание законодательства РФ №34, 21 августа 1997г. Официальное издание
21. Чепурина М.Н. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 4-е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА - 2002. – 752 с.
22. Вильямсон О. Меры экономики / Вильямсон О Amer. Econ. Rev., 1990. -677 с.
23. Электронный словарь «Economicus». [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://dictionary.economicus.
24. Госстат [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gosstat.ru/ 25.10.10 – Загл.с экрана.
25. Екатерина Долгошеева, газета Коммерсант, Бюрократы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.burocrats.ru/news/ - 25.10.10 – Загл.с экрана.
1 Электронный
словарь «Economicus». URL: http://dictionary.economicus.
2 Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Журнал-учебник 50 лекций по микроэкономике Экономическая школа.- Москва: экономическая школа, 2004 – 812 c.
3 Вильямсон О. Меры экономики/Amer. Econ. Rev, 1990.-350с.
4 Вильямсон О. Меры экономики /Amer. Econ. Rev, 1990. - 350- 353 с.
5 Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Журнал-учебник 50 лекций по микроэкономике Экономическая школа.- Москва: экономическая школа, 2004. – 821 c.
6 Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Журнал-учебник 50 лекций по микроэкономике Экономическая школа.- Москва: экономическая школа, 2004. – 824- 828 c.
7 Городницкий А., Повленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.- 2004. - №1 – C. 96
8 Городницкий А., Повленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.- 2004. - №1 – C. 96
9 Белоусова Н. И., Васильева Е.М.,Лившиц В.Н. Реформирование естественной монополии в России – теоретический аспект//ЭКО.- 1999.- №4- C. 85
10 Иохин В.Я. Экономическая теория:учебник для вузов по экон. спец. – Москва, 2001. – 208 c.
Информация о работе Естественные монополии и их регулирование