Естественные монополии Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей и тенденций функционирования естественных монополий в рыночной экономике Республики Беларусь.
При написании данной работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности, видов, характерных черт естественных монополий;
определение этапов развития антимонопольного регулирования и методов государственного регулирования естественных монополий за рубежом;
анализ проблемы развития регулирования естественных монополий в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение функционирования естественных монополий в рыночной экономике важно прежде всего из-за возникновения проблем совершенствования их регулирования. Современная стратегия развития естественных монополий предусматривает дальнейшие структурные преобразования, внедрение рыночных механизмов, совершенствование и изменение роли государственного регулирования. При этом наличие ряда нерешенных проблем связано с правовым обеспечением рыночного механизма, технического обслуживания и обновления оборудования, внедрением прогрессивных технологий соответствующей тарифной политики.

 Актуальность темы исследования: тема данной курсовой работы является особо актуальной для отечественной экономики, поскольку в Республике Беларусь подходы к определению мер современной государственной политики реформирования и государственного регулирования естественной монополии, направленной на проведение преобразований в ней в соответствии с интересами общества разработаны слабо.  Теоретические и практические проблемы естественных монополий, недостаточная степень их изученности, необходимость научного поиска путей преодоления противоречий их деятельности обуславливают актуальность проблематики.

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей и тенденций функционирования естественных монополий в рыночной экономике Республики Беларусь.

 При написании данной работы  автором были поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение сущности, видов, характерных черт естественных монополий;
  • определение этапов развития антимонопольного регулирования и методов государственного регулирования естественных монополий за рубежом;
  • анализ проблемы развития регулирования естественных монополий в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнение, логический, обработки информации (табличный, графический), анализа информации.

Обзор литературных источников: в научной и учебной литературе данная тема освещена достаточно широко и полно. При написании данной курсовой работы был использован учебник Князевой И. В. «Антимонопольная политика в России», в котором освещены организация и методы государственного регулирования естественных монополий России и дальнего зарубежья. Кроме того, автором использована статья Филипенка А. Г. «Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и пути их решения в контексте зарубежного опыта» в которой  освещены проблемы и ограничения регулирования монополий в Беларуси. Особую помощь оказало Положение № 98 Государственный реестр субъектов естественных монополий, содержащий перечни объектов учета (субъектов естественных монополий) и информацию о них.

Наилучшим образом тема сущности естественных монополий представлена в учебниках Э. И. Лобковича «Основы экономической теории»; М. В. Кудиной «Основы экономики», оказавшие информационную помощь при написании первой и второй глав работы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

  1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 

Особенностями функционирования естественных монополий интересовались еще классики экономической теории А. Смит, Д. Рикардо. Динамические концепции конкуренции и монополии, а также общие вопросы рынка несовершенной конкуренции нашли отражение в работах А. Курино, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера и др.

Новый всплеск теоретического интереса к отраслям естественных монополий возродился у западных экономистов с появлением статьи Г. Демсеца «Зачем регулировать инфраструктурные отрасли?» в 1968 г. Большой интерес представляют работы Ф. Рамсея, Р. Коуза, Х. Аверха, О. Вильямсона, Дж. Панзара, Джю Стиглера, Г. Шеперда, Д. Черча, разрабатывающих различные аспекты функционирования и регулирования естественных монополий. Следующая волна внимания к проблемам монополизированных рынков и проблемам естественной монополии среди современных зарубежных экономистов пришлась на 80-е – 90-е годы ХХ века, когда в США и Великобритании приступили к практическому реформированию естественных монополий, в частности электроэнергетики. Среди экономистов, разрабатывающих последнее направление, можно выделить С. Боренштейна,  К. Вольфрама, П. Джоскоу, Ф. Уолака, Д. Кеннеди, Д. Стерна. Анализу экономических форм регулирования посвящены работы В. Уильямсона, С. Тофт, Т. Веймана-Джонса, А. Шлейфера, Е. Пинт. В Беларуси этой теме посвящает свои работы Филипенок А. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Белорусского государственного экономического университета.

Название «монополия»  происходит от греческих слов: monos – один и poleo – продаю, что в буквальном смысле означает – один продает

 [7, с. 203]. Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара [12].

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

 

Из рисунка 1 видно, что естественная монополия может произвести количество товара Q* с меньшими средними затратами, чем это могут сделать две фирмы, каждая из которых произведет 1/2 Q*. В таких условиях конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца привело бы к росту затрат.

В качестве примера естественных монополий обычно приводят водо-, газо- и энергоснабжение, проводную телефонную связь, почтовую службу, канализацию, железные дороги, трубопроводный транспорт и некоторые другие отрасли.

Строго говоря, наличие  возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса - условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба [12].

Существует несколько причин появления монополии, в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные [11].

Естественная монополия  имеет место тогда, когда все  рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм [3].

Эта экономия от масштаба зависит от технологических особенностей условий производства.

Существует четыре типа естественных монополий:

  1. Природная естественная монополия – монополия производителя, основанная на использовании уникальных природных ресурсов (обычно существует в области добычи полезных ископаемых, например – добыча алмазов, лесозаготовки).
  2. Технологическая естественная монополия, которая обязана своим существованием положительному эффекту масштаба, который настолько велик, что позволяет существовать в отрасли лишь единственной фирме. При данной технологии производства и, следовательно, уровне издержек потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддерживать несколько конкурентных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект от роста масштабов. Примеры – передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, отдельные подотрасли связи, коммунальные услуги, теплоснабжение, водоснабжение, канализация и т.д.
  3. Местные естественные монополии – территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна, будучи ограниченной географическими барьерами. Пример - услуги в малом отдаленном селении.
  4. Государственные естественные монополии – как правило, возникают на рынках, относящихся к исключительной компетенции государства. В производственной сфере – это выпуск таких особых товаров, как деньги, медали и т.п., в непроизводственной сфере – организация и регулирование денежных потоков, налоговых сборов и других экономических функций государства, кроме того, следует отметить наличие государственных монополий в области потребления (монопсоний), таких как закупка продукции военно-промышленного комплекса и других стратегических товаров [9, с.121].

Основные характерные  черты естественных монополий:

  1. Единственный продавец, т.е. отрасль состоит из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
  2. Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования (электрические, газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и др.). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, тоже нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.
  3. Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается» с ценой. Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
  4. Вхождение в отрасль заблокировано в виде: эффекта масштаба; отсутствия заменителей; собственности на патенты и научные исследования. Эти барьеры помогают объяснить существование рыночной монополии и других неконкурентных рыночных структур. Барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, оказываются преодолимыми в долгосрочном [13, с. 203].

Естественная монополия  определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и  максимизации прибыли.

Естественная монополия  существует, когда эффект ее масштаба на столько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемов производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую.

В естественных монополиях наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма может обеспечить весь спрос, предъявляемый на ее товар.

Ситуация естественной монополии  порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между двумя, тремя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования.

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения не осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Отсюда следует, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать и о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Параметры издержек естественной монополии

 

Приведенные кривые спроса и издержек производства характерны для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке E2, когда средние издержки все еще понижаются.

Кривая спроса монополиста  представляет собой кривую отраслевого  спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому  кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, является нисходящей [2, с. 201].

Существует три значения нисходящей кривой спроса:

Максимизация  прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Чистые потери общества от естественной монополии

 

Если отрасль – естественная монополия, то выпуск продукции и  цена установятся на уровне Q1 и P1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом [5, с. 105]. Таким образом, стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам [13, с. 201].

Информация о работе Естественные монополии Республики Беларусь