Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявление особенностей и тенденций функционирования естественных монополий в рыночной экономике Республики Беларусь.
При написании данной работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности, видов, характерных черт естественных монополий;
определение этапов развития антимонопольного регулирования и методов государственного регулирования естественных монополий за рубежом;
анализ проблемы развития регулирования естественных монополий в Республике Беларусь.
Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия ограничивает выпуск продукции на уровне Q, и тем самым формирует чистые потери общества в размере заштрихованной площади Е1ЕЕ3 на рисунке 3. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил: монопольного производителя необходимо заставить производить больше Q1 и назначить цену ниже Р, или посредством регулирования его деятельности, или национализацией соответствующей отрасли.
Цена превышает предельный доход.
Так как в этом положении цена (P1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника P1E1MPM, а цена значительно превышает предельные издержки [2, с. 203].
Таким образом, чистый монополист должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Естественная монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становиться меньше, чем цена (средний доход). Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции [13, с. 108].
Монополист диктует цену и объем производства.
Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 не эффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом [2, с. 204]. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины долгосрочных предельных издержек, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли. В данной ситуации монополист самостоятельно выбирает и цену, и объем производства. Выбор комбинации цена-количество зависит не только от спроса и предельного дохода, а также и от издержек.
Минимизация долгосрочных предельных издержек на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товары с D до D1.
Экономия на масштабе производства защищает естественную монополию от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах [2, с. 205].
Совокупность законодательно закрепленных административных и экономических мер по ограничению и регламентации деятельности монополий называют антимонопольной политикой. В каждой стране эта политика формируется правительством, исходя из особенностей страны и конъюнктурной ситуации в каждом периоде экономического развития [7, с. 213].
Первый этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1876 г., когда в нескольких штатах США создаются учреждения, наблюдающие за ценами и услугами. Именно для США характерна в этот период наибольшая концентрация производства.
Второй этап связан с принятием в 1890 г. Конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства – Закона Шермана – против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал основой для антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление. За нарушение Закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремные заключения и расформирование фирмы. В 1914 г. был принят Закон Клейтона, усиливающий Закон Шермана. Он утверждал, что ценовая дискриминация и принудительные соглашения являются незаконными, если это ослабляет конкуренцию. В 1914 г. принят Закон о создании Федеральной торговой комиссии США для рассмотрения нарушений антимонопольного законодательства и предотвращения нечестной конкуренции и рекламы.
Третий этап развития антимонопольного законодательства начинается в 1933 г. и связан с окончанием разрушительного кризиса 1929 – 1933 гг. В 1938 г. принимается Закон Уилера-Ли, направленный на защиту прав потребителя (против ложной рекламы и искаженной информации). В этот период к активной антимонопольной политике обращаются страны Западной Европы и Японии. В 1950 г. появляется Закон Келлера-Кефаувера, который обращает внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.
Четвертый этап – 60-ые гг. XX в. – характеризуется жесткой антимонопольной политикой, особенно в отношении слияний и соглашений. Этот период ознаменован усилением государственного вмешательства в целом.
Пятый этап – начало 80-ых гг. XX в. – характеризуется значительной либерализацией антимонопольной политики, особенно в отношении сотрудничества при проведении совместных исследований и разработок. Теоретическое обоснование антимонопольной политики пятого этапа основывается на исследованиях Чикагской школы экономистов, которые высказывались в пользу ориентации антимонопольной политики на глобальные цели, т. е. подразумевалось, что государственное вмешательство должно осуществляться только тогда, когда можно четко определить отрицательную деятельность субъекта на рынке [10, с. 93 - 94].
На протяжении всей истории развития антимонопольной политики происходило преобладание одного из двух главных принципов: «правила закона», который устанавливал формальные рамки и определенные нормативы (этот принцип в большей степени присущ американскому антимонопольному законодательству) и «правила целесообразности», согласно которому незаконными признаются только те действия, которые противоречат общественным интересам (этот принцип преобладает в европейском законодательстве) [10, с. 94].
Основными методами государственного регулирования естественных монополий за рубежом являются:
Методы государственного регулирования естественных монополий за рубежом
Конкуренция
за монопольный
нормы
рынок
Конкурс (аукцион) Определение Установление
Аренда:
активы
принадлежат
государству,
а управляются
частной
компанией
Концессия:
частная фирма
прибыль
осуществляет
инвестиции
в развитие
и поддержание
сети из
собственных
средств
Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение 15 лет. Сейчас около 70% страны снабжается водой частными фирмами.
Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.д.) либо принадлежат государству, либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае не важно) средств.
Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством.
Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принципе, конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, потому что здесь участие в конкурсе обусловливается наличием у участника собственного капитала или доступа к кредиту. Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями. Это и неудивительно, поскольку они имеют существенные преимущества в конкуренции за рынки (более полную информацию, сложившуюся репутацию, «подход» к организующим конкурс лицам и т.д.).
Для организации эффективной конкуренции в железнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжении и т.п. необходим доступ к сетям, владельцы которых сам предоставляют эти услуги и противятся конкуренции. Неудивительно, что конкуренция здесь – явление редкое. Компании – владельцы сетей способны устранить соперников, отказывая в доступе к сетям или запрашивая за это столь высокую цену, что потенциальные конкуренты будут вынуждены отказаться от своих намерений.
Одним из решений может стать принудительное организационное разделение сетевого обслуживания и поставки конечных продуктов – путем полного выделения из компании или раздельного ведения счетов. Ведь не представленный на рынке конечных продуктов владелец сети уже не заинтересован отказывать ее пользователям. Так, собственно говоря, часто и делается, особенно при приватизации.
В ряде стран единый электроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку на локальные компании – распределители энергии, производящие компании и национальную энергосистему. Нечто подобное осуществляется в отношении железных дорог – поддержание путевого хозяйства отделяется на организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.
Регулирование деятельности
компаний непосредственно на рынках
естественно-монопольных
В обоих случаях регулирование осуществляют специальные агентства. В США эти функции возложены на Федеральную комиссию по связи, Федеральную комиссию межштатных перевозок и т.п., а также на соответствующие органы штатов.
В Великобритании для контроля над отраслями, где возможности возникновения монопольного положения, а значит, и злоупотребления фактически или потенциально велики, созданы управления телефонной связи, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения.
Информация о работе Естественные монополии Республики Беларусь