Естественные монополии Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей и тенденций функционирования естественных монополий в рыночной экономике Республики Беларусь.
При написании данной работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности, видов, характерных черт естественных монополий;
определение этапов развития антимонопольного регулирования и методов государственного регулирования естественных монополий за рубежом;
анализ проблемы развития регулирования естественных монополий в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)
  1. Оказывающие услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам:
    • Открытое акционерное общество «Гомельтранснефть Дружба»
    • Открытое акционерное общество «Полоцктранснефть Дружба»
    • Открытое акционерное общество «Белтрансгаз»
    • Производственное республиканское унитарное предприятие «Брестоблгаз»
    • Производственное республиканское унитарное предприятие «Витебскоблгаз»
    • Республиканское производственное унитарное предприятие «Гомельоблгаз»
    • Производственное республиканское унитарное предприятие «Гроднооблгаз»
    • Республиканское унитарное предприятие «Мингаз»
    • Производственное республиканское унитарное предприятие «Минскоблгаз»
    • Производственное республиканское унитарное предприятие «Могилевоблгаз»
  1. Оказывающие услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению:
    • Брестское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Брестэнерго»
    • Витебское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Витебскэнерго»
    • Гомельское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Гомельэнерго»
    • Гродненское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Гродноэнерго»
    • Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Минскэнерго»
    • Могилевское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Могилёвэнерго»
  1. Оказывающие услуги связи:
    • Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком»
    • Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта»
  1. Оказывающие услуги, предоставляемые транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, а так же услуги обслуживания и эксплуатации воздушных трасс сообщения,  управлению воздушным движением:
    • Республиканское авиационное унитарное предприятие «Аэропорт Гомельавиа»
    • Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»
    • Республиканское унитарное предприятие «Аэропорт Минск-1»
    • Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт «Минск»
    • Государственное объединение «Белорусская железная дорога»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Барановичское отделение Белорусской железной дороги»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Брестское отделение Белорусской железной дороги»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Витебское отделение Белорусской железной дороги»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Минское отделение Белорусской железной дороги»
    • Транспортное республиканское унитарное предприятие «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»

[4, с. 16 - 18].

Хотя законодательный  массив в области антимонопольной  политики, противодействия недобросовестной конкуренции в Беларуси в основном сформирован, здесь существуют определенные проблемы, которые осложняют создание действенного и эффективного механизма регулирования в данной сфере.

Так, недавний мировой финансово-экономический  кризис заставляет обратить особое внимание на рынок банковских услуг, являющийся важнейшим сегментом финансового рынка. Однако Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» фактически затрагивает лишь товарные рынки, оставляя без внимания рынок финансовых услуг.

В ст. 3 упомянутого закона записано, что «отношения, связанные  с монополистической деятельностью  и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда  складывающиеся на этих рынках отношения  оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными активами законодательства». Таким образом, в настоящее время процессы, происходящие на финансовом рынке в Республике Беларусь, по существу, в основном выведены из сферы компетенции антимонопольного органа, что вряд ли способствует развитию конкуренции на этом рынке.

Разумеется, происходящая у  нас концентрация капитала явление  – объективно необходимое и носит  оно позитивный характер, так как  расширяется возможность кредитования крупных инвестиционных проектов, без которых невозможно эффективное продвижение по пути устойчивого экономического роста. Важным моментом является и то, что сравнительно мелкие банки, благодаря слияниям и присоединениям, имеют возможность избежать банкротства, что могло бы спровоцировать недоверие ко всей банковской системе страны. Поэтому, не отрицая прогресса интеграции банков как такового, необходимо все же подчеркнуть важность развития такой интеграции в рамках антимонопольного законодательства.

Таким образом, очевидно, что  наличие антимонопольного законодательства – это жизненно важный атрибут рыночной экономики, который имеет своей главной целью пресечь деятельность тех или иных компаний, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке в своих собственных интересах. Ведь там, где есть ниша для нерегулируемых законодательством монополий, там нет и не может быть рыночной экономики      [16, с.83 – 88].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Естественная монополия  имеет место тогда, когда все  рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно.

Ситуация естественной монополии  порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.

Экономия на масштабе производства защищает естественную монополию от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

Совокупность законодательно закрепленных административных и экономических  мер по ограничению и регламентации  деятельности монополий называют антимонопольной политикой. В каждой стране эта политика формируется правительством, исходя из особенностей страны и конъюнктурной ситуации в каждом периоде экономического развития.

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей происходит в соответствии с двумя  различающимися моделями. В основе одной из них лежит регулирование нормы прибыли, в основе другой – регулирование тарифов.

Таким образом, модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью  предотвратить злоупотребление  естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа. Цены на продукцию естественных монополий, отражающие их реальные и необходимые издержки, в силу не зависящих от компаний обстоятельств могут быть непомерно высоки для экономики. В этих условиях возникает необходимость жесткого контроля за тарифной политикой, чтобы поддержать тарифы на уровне, приемлемом для потребителей, и одновременно создать условия для эффективного функционирования самих организаций естественных монополий.

В Республике Беларусь сформировался особый тип монопольного хозяйства и самих монополии, существенно отличавшихся от классических рыночных. В Беларуси имеет место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.

Слабые адаптационные возможности большинства белорусских монополий в новых условиях обусловлены главным образом причиной их возникновения. Созданная на основе огосударствления собственности и путем государственного администрования, а не в результате конкурентной борьбы крупные монопольные субъекты не могут обеспечить мобильность, адекватность структурных и технологических преобразований в соответствии с динамично меняющейся конъюнктурой рынка.

Функции антимонопольного органа фактически выполняет отдел антимонопольного регулирования департамента ценовой политики, который, в свою очередь, входит в состав Министерства экономики.  Руководствуясь функциями, определенными действующим антимонопольным законодательством, Минэкономики как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет государственный реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, очевидно, что  наличие антимонопольного законодательства – это жизненно важный атрибут рыночной экономики, который имеет своей главной целью пресечь деятельность тех или иных компаний, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке в своих собственных интересах. Ведь там, где есть ниша для нерегулируемых законодательством монополий, там нет и не может быть рыночной экономики.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антимонопольное и ценовое регулирование [электронный ресурс] // Гомельский Облисполком: http://gomel-region.by/ru/economy/upr-antimonop-cen-politiki ( 10.10.2011)
  2. Видяпин, В. И. Экономическая теория /В. И. Видяпин, А.И. Добрынин. - М.:ИНФРА – М, 2004. – 254 с.
  3. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий [электронный ресурс] // Шпора? – ДА!: http://shpora-da.narod.ru/economics-russian-025-036.htm (15.10.2011)
  4. Ганакова, В. Е. О государственных реестрах хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, и субъектов естественных монополий/В.Е. Ганакова // Рэспубліка. - 02.02.2011 - №20 (5183) – с. 10 – 13 (16 – 18).
  5. Грязнова, А. Г. Экономическая теория / А. Г. Грязнова, В.М. Соколинский. - М.: КРОНУС, 2006. – 311 с.
  6. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь” // Беларусь Сегодня. 2011. №1 (23641).
  7. Дудич, З.З.  Экономическая теория, учебное пособие в 2 частях, Ч. 1. Общие основы экономической теории. Отношения в основном звене экономики (микроэкономика) / под общ. ред. М.Ф. Грищенко, З.З.Дудича. - Минск, 1995 г. – 320 с.
  8. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И. В. Князева. – М.: Омега – Л, 2006. – 526 с. – (Высшее экономическое образование).
  9. Криволапов, Г. Н. Необходимость и направленность регулирования естественных монополий / Г.Н. Криволапов. - М.: ЛОГОС, 2005. – 426 с.
  10. Кудина, В.И. Основы экономики: Учебник./В.И. Кудина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. – 352 с. – (Профессиональное образование).
  11. Монополия [электронный ресурс] // Основы экономики М.А. Сторчевой: http://be.economicus.ru/index.php?file=3_6 ( 20.09.2011).
  12. Монопольная власть [электронный ресурс] //Институт: Экономическая школа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=48&r=2&z=1 ( 20.09.2011).
  13. Носова, С. С. Экономическая теория / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007. – 235 с.
  14. Санько, Г.Г. Государственно-частный монополизм: содержание, форма проявления // Вестник БДЭУ. - 2003г. - №2. – с. 3 – 10.
  15. Санько, Г. Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.: БГЭУ, 1997. – 95 с.
  16. Филипенок, А. Г. Проблемы антимон<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Естественные монополии Республики Беларусь