Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность, задачи и значение финансовой политики……………………6
Содержание и задачи финансовой политики……………………….6
Элементы финансовой политики………………………………....…8
Финансовый механизм – как система, установленных государством, форм, видов и методов организации финансовых отношений…………….……13
Элементы финансового механизма…………………………………13
Виды финансового механизма…………………………………..….15
Роль и влияние финансовой политики в макроэкономическом регулировании………………………………………………………….…..17
3.1. Инструменты макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики……………………………………………………….…17
3.2. Основные направления финансовой политики России в настоящее время.…………………………………………………………………..…….18
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)


 

 

Кафедра общей экономической  теории

 

 

Курсовая работа на тему: «Финансовая политика и ее роль в  макроэкономическом регулировании»

[Введите подзаголовок  документа]

 

 

[Выберите дату]

Krokoz™ Inc.

Птенчик

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность, задачи и значение финансовой политики……………………6
    1. Содержание и задачи финансовой политики……………………….6
    2. Элементы  финансовой политики………………………………....…8
  2. Финансовый механизм – как система, установленных государством, форм, видов и методов организации финансовых отношений…………….……13
    1. Элементы финансового механизма…………………………………13
    2. Виды финансового механизма…………………………………..….15
  3. Роль и влияние финансовой политики в макроэкономическом регулировании………………………………………………………….…..17

    3.1. Инструменты макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики……………………………………………………….…17

3.2. Основные направления финансовой политики России в настоящее время.…………………………………………………………………..…….18

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………….........................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В курсовой работе будет  представлена тема «Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании». Выбранная тема однозначно актуальна, так как в настоящее время возрастает роль и влияние финансовой политики.

Финансовая политика –  основополагающий элемент в системе  управления финансами. Исходя из определения  финансов как экономических отношений  по формированию, распределению, перераспределению  и использованию денежных средств  государство при организации  этих отношений определяет главные  цели и задачи, стоящие перед обществом  и соответственно перед финансовой системой. Политика охватывает все  направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят  об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной  или кредитной, внутренней или внешней  политике.

 Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

  1. Определение и постановка главных целей, конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
  2. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов, разработка методов, средств, конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие перспективные задачи решаются оптимальным образом;
  3. Подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение назначенных целей.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — долгосрочных, среднесрочных и  краткосрочных.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или  хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует  интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и  решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для  рекомендаций по ее корректировке в  первую очередь необходимо иметь  ясную программу общественного  развития с выделением интересов  всего общества и отдельных групп  населения, характеристикой перспективных  и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Главная цель финансовых отношений  – обеспечение непрерывности  воспроизводственного процесса. Воспроизводственный  процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых, зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1 Содержание  финансовой политики.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят  от уровня развития науки, от роли государства  в развитии общества и соответствующих  теоретических концепций, определяющих степень участия государства  в управлении экономикой и в использовании  отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм 5организации финансовых отношений.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов. При относительной  стабильности финансовой стратегии  финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Финансовая тактика более  мобильна, так как заключается  в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Можно выделить следующие  задачи финансовой политики:

    1. Создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
    3. Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов;
    4. Создание эффективной системы управления финансами.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят  от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три её основных типа:

    • классическая;
    • регулирующая;
    • планово-директивная.
    1. Элементы финансовой политики.                              

Политика государства  в области финансов зависит от развитости              

финансовой системы и  меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

• налоговую политику;

• бюджетную политику;                                                                            

• денежно-кредитную политику;

• ценовую политику;

• таможенную политику;

• социальную политику;                                                                            

• инвестиционную политику;

• политику в области  международных финансов.                                     

 

Под бюджетной  политикой понимают определение государством:             

•    источников формирования доходов государственного бюджета;

•    приоритетных направлений  расходов бюджета;

•    допустимых пределов разбалансированности бюджета;                        

•    источников финансирования бюджетного дефицита;

•    принципов взаимоотношений  между отдельными звеньями бюджетной  системы. 

Бюджетная политика основывается на бюджетном кодексе и других законодательных актах определяющих формы бюджетного устройства и регламентирующих бюджетный процесс.

Конкретно бюджетная политика выражается: 1) в структуре расходной  части бюджета, 2) в распределении  расходов между бюджетами разных уровней, 3) в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, 4) в формах и методах управления государственного долга.

           От характера решений этих  вопросов зависит социально-экономическая!  направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного  федерализма, что в конечном счете отражается на финансовой политики. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом.

 

        Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Важнейшей задачей налоговой  политики является создание условий  налогообложения, удовлетворяющих  как интересы органов власти, так  и участников рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения  реального сектора экономики  и стабилизацию поступления налогов  и сборов в бюджеты всех уровней. 

Во-вторых, необходимо осуществить  расширение налогооблагаемой базы, т.е. создать условия, при которых  увеличится число предприятий и предпринимателей, могущих и желающих платить налоги, сборы и другие обязательные платежи.

В- третьих, следует поднять  уровень собираемости налогов и  сборов за счет усиления фискальных мероприятий  и совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов  и налогоплательщиков.

 

Денежно-кредитная  политика - проводимый курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.  

Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и  курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию

и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью  финансового рынка через регламентацию  эмиссии и размещения государственных  и корпоративных ценных бумаг  и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.                                           

Основными составляющими  такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие  обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам  денежно-кредитной политике относятся:

Информация о работе Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании