Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность, задачи и значение финансовой политики……………………6
Содержание и задачи финансовой политики……………………….6
Элементы финансовой политики………………………………....…8
Финансовый механизм – как система, установленных государством, форм, видов и методов организации финансовых отношений…………….……13
Элементы финансового механизма…………………………………13
Виды финансового механизма…………………………………..….15
Роль и влияние финансовой политики в макроэкономическом регулировании………………………………………………………….…..17
3.1. Инструменты макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики……………………………………………………….…17
3.2. Основные направления финансовой политики России в настоящее время.…………………………………………………………………..…….18
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

1. Изменение ставки учетного  процента, 

2.Операции на открытом  рынке,

          3.Изменение норм обязательных  резервов, 

         4.Выборочные методы регулирования  отдельных видов кредита.               

Денежно-кредитная политика направлена на стабилизацию денежной системы, на рациональное решение вопросов кредитования и на развитие банковской системы.

      В кредитно-денежной  политике относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика — а в  ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная  политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов  на монопольные товары и услуги.                                 

                                         

Инвестиционная  политика - составная часть финансовой политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика направлена на создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальной сектор экономики.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета  в развитии РФ, создание условий  для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение  прямых иностранных инвестиций.

 

          Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и другие.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации  доходов наименее обеспеченных слоев  населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной  миграции и др.      

                                               

          Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.            Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно  каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.                                                 Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности  государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – КАК СИСТЕМА, УСТАНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ, ФОРМ, ВИДОВ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

    1. Элементы финансового механизма.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовый механизм –  это система, установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм отражает каким образом государство организует финансовые отношения для достижения поставленных целей финансовой политики, например: финансовые отношения между государством и юридическими  лицами по формированию бюджета могут быть на основе налогов и неналоговых платежей, причем налоговая система может состоять из различного перечня прямых и косвенных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Структура финансового механизма  довольно сложна. В неё входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации. Для  эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление  планирования и прогнозирования, нормативное  оформление применяемых способов организации  финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, что является залогом полноты  реализации её целей и задач. При  этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его отдельных  элементов с личными и коллективными  интересами, что является залогом  эффективности финансового механизма.

 

 К  составным элементам финансового  механизма относятся:

  1. формы образования финансовых ресурсов: прибыль, доход, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, вклады, паевые взносы, котировка валютных курсов, формы расчетов, финансовые санкции и т.д.;
  2. методы формирования финансовых ресурсов: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, система расчетов, материальное стимулирование, страхование, залоговые операции, аренда, лизинг и т.д.;
  3. система законодательных и нормативных актов, которые используются при определении доходов и расходов государства: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов и т.д.;
  4. организация бюджетной системы;
  5. организация финансов предприятий;
  6. организация рынка ценных бумаг и др.

 

    1. Виды финансового механизма.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения любо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные  «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ.

 

    1. Инструменты макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики.

Макроэкономическое  регулирование — это способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать.

Однако имеются стимулы  и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.

В отличие от частного регулирования, например, регулирования деятельности естественных монополий, макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка.

Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).

Соответственно в первом случае, обнаружив отклонение тех  или иных макроэкономических показателей  от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает  меры для исправления ситуации. Например, при спаде производства более глубоком, чем предполагалось (если анализ показал, что это произошло из-за недостатка инвестиций), возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).

В моделях экономической  политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.

Среди основных инструментов макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики — средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков,операции на открытом рынке ценных бумаг), фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).

 

3.2. Основные направления финансовой политики России в настоящее время.

Обеспечение единства целей  и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования  политической системы, материального  благосостояния граждан, их духовного  уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной  сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

Повышение эффективности  финансового регулирования будет  иметь не только внешнюю направленность на другие сферы экономики, но и способствует укреплению финансовой дисциплины, упорядоченности  финансовых инструментов, их тесному  взаимодействию с денежно-кредитными инструментами. Без понимания этого  и без улучшения финансового  регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

Информация о работе Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании