Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность, задачи и значение финансовой политики……………………6
Содержание и задачи финансовой политики……………………….6
Элементы финансовой политики………………………………....…8
Финансовый механизм – как система, установленных государством, форм, видов и методов организации финансовых отношений…………….……13
Элементы финансового механизма…………………………………13
Виды финансового механизма…………………………………..….15
Роль и влияние финансовой политики в макроэкономическом регулировании………………………………………………………….…..17
3.1. Инструменты макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики……………………………………………………….…17
3.2. Основные направления финансовой политики России в настоящее время.…………………………………………………………………..…….18
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

Успешная реализация названных  выше стратегических линий будет  происходить в условиях встраивания  финансовой системы России в международную  финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической  политики необходимо обучение новым  финансовым технологиям, а овладение  современными знаниями в сфере государственных, корпоративных финансов, финансового  менеджмента поставить на тот  же уровень, что уровень обучения естественным наукам, инженерному делу.

Для товарно-ресурсного обеспечения  рубля предстоит решить одновременно следующие задачи:

– умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства;

– создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

– повысить в 2–3 раза по сравнению с нынешней доли в объеме промышленной продукции пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала из-за увеличения производства конкурентоспособной продукции;

– развить авиационную и автомобильную промышленность на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и создать благоприятные условия для привлечения транснациональных компаний в Россию.

 Важно создать надежные  финансовые инструменты, позволяющие  превратить полезные ископаемые  в ликвидные ресурсы, учитываемые  при определении денежной массы,  объемов кредита в залоговых  операциях. Это потребует создания  надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность  страны, что возможно только при  повышении финансового контроля за нефтегазовой промышленностью.

Обеспеченность рубля  этим не исчерпывается. Нужно создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (землю, незавершенное строительство и т.д.). Для этого потребуется провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, в том числе и находящегося за рубежом, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос  на рубли. В качестве одного из вариантов  целесообразно ввести продажу отечественных  товаров (нефти, газа и т.д.) – потенциальных  носителей валюты за рубли. Те зарубежные покупатели, которым необходимы эти  товары, будут накапливать рубли, а после покупки продавцы этих валютных товаров могут конвертировать рубли в доллары и другие твердые  валюты. Это может стать основой  перехода к полной конвертируемости рубля.

Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в оффшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной  продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Оно порождается также неотработанностью законов, отсутствием закона о вывозе капитала, неэффективностью валютного контроля. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

Необходимо осуществить  ряд мер по укреплению доверия  вкладчиков к банкам. Во-первых, нужно  вы страивать долгосрочную банковскую процентную политику, которая должна носить системный характер, что предполагает взаимосвязанность основных процентных ставок. Это должно относиться как  к базовым депозитным и кредитным  ставкам, так и к ставке рефинансирования, роль которой в настоящее время  ограничивается межбанковским регулированием. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке  РФ в среднем в 2–3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит. Поэтому  возможности для повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны. Во-вторых, целесообразно создать  систему страхования вкладов, хотя бы на первом этапе в Сбербанке  РФ. В-третьих, нужно разрешить иностранным  банкам привлекать вклады населения  при условии возможного их использования  в России на инвестиционные цели с  короткими сроками возврата кредита. В-четвертых, необходимо разработать  и ввести в действие закон о  возврате кредита, без которого весьма сложно построить надежную депозитную политику банков.

В случае успешного осуществления  курса на формирование структуры  экономики, обеспечивающего высокую  отдачу финансовых ресурсов, можно  рассчитывать на стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов корпораций и улучшение платежного баланса  страны.

 Требуется разработка  национальной программы расширения  экспорта продукции с соответствующими  бюджетными, налоговыми и кредитными  инструментами его поддержки,  а также путей активизации  дипломатии с четкими национальными  приоритетами.

Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей  финансовой политики на ближайшие 15–20 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное – обеспечить высокое качество разработки бюджета, способствовать бюджетно-налоговыми инструментами расширению выпуска товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы и улучшит структуру производства.

В бюджете должен быть создан специальный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста из него необходимо инвестировать  проекты с более длительными  сроками окупаемости. Это может  привести к превышению расходов над  доходами, что, на наш взгляд, неопасно, если возврат средств от субъектов  рынка будет находиться под контролем. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой  собираемостью налогов, но и отлаженностью  системы его исполнения. И здесь  важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему  финансового контроля, особенно крупных  ассигнований, обеспечить создание единой системы бухгалтерского учета расходов бюджета.

В рамках дальнейшего развития принципа федерализма в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом необходимо иметь консолидированный  бюджет с соответствующим правовым статусом, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном уровне.

Один из вопросов финансовой стратегии – вопрос о соотношении  бюджетов разных уровней. Необходимо отладить эту систему в рамках принятого  Бюджетного кодекса, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила  бюджетной политики 50:50.

 Важнейшая часть финансовой  политики – налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию  налогов, сделать налоговую политику  реалистичной, учитывающей финансовое  положение предприятий, необходимость  его оздоровления, и соблюдать  в то же время императивный  характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции или снижают цены. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

В число стратегических задач  финансовой и денежно-кредитной  политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. Решение  этой проблемы затрудняется не только непониманием денежного фактора  в экономике, его значения для  обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов.

Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность  Центрального банка РФ за организацию  расчетов и образование неплатежей.

Реализация важнейшей  стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изложенного  в курсовой работе материала сделаем  следующие выводы.

Финансовая политика государства  как часть (подсистема) экономической  политики государства представляет собой совокупность законодательных  и нормативных актов бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и иных финансовых инструментов, институтов и мер органов государственной  власти, обладающих согласно законодательству полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства и  регулирующих финансово-кредитные  потоки в секторах экономики в  соответствии со стратегическими и  тактическими целями государственной  экономической политики.

В этом определении принципиально  важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики –  финансовых инструментов и финансовых институтов государственной власти.

Одно из самых узких  мест в развитии России, определяющее ее отставание в формировании современного информационно-индустриального общества и в уровне благосостояния населения, – слабость финансового потенциала как в части объема финансовых ресурсов и государственного бюджета, так и в способности финансовых институтов формировать финансовую политику, отвечающую национальным интересам  страны и содержащую надлежащий арсенал  финансово-банковских инструментов, адекватных новым условиям и факторам развития экономики.

Финансовая политика служит основой всей экономической политики. Чтобы определить стратегический ответ  России на вызовы нового века, необходим  анализ ее основных черт.

Финансовая политика как  органическая часть экономической  политики имеет целевую направленность. Любой финансовый инструмент связан с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики (выручку, ВВП, доходы и др.) в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов, либо морально устарела используемая парадигма налогообложения, не отвечающая требованиям XXI в. – века гармонизации труда и капитала. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с недостаточной отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который  ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные  направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.  Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ,  как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для   рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении,  Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо  уйти в отставку.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской федерации.
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ  «О Центральном Банке РФ (Банке России)».
  5. Брю С.Л., Макконел К.Р. Экономика. Т.1. М.; Республика, 1992.
  6. Голиченко О.Г. Проблема регулирования экономического роста в макроэкономических моделях // Экономика и математические методы. –   2001.
  7. Тарасевич Л.С. Мировая экономика. Учебник для вузов.  – СПб., Питер, 2001.
  8. Бешенковский В.П. Национальная экономика: макроэкономическая хозяйственная система. Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.
  9. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.
  10. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П.Финансы. – СПб.: Питер, 2009.
  11. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2009.
  12. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.
  13. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Издательство Юрайт ; Высшее образование, 2010.
  14. www.minfin.ru

Информация о работе Финансовая политика и ее роль в макроэкономическом регулировании