Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………4
2. Сущность, виды и функции нало-гов………………………………………...11
3. Особенности финансовой политики в РФ…………………………………..18
Практикум…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемой литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

экономическач теория.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической теории на тему:

 

 

«Финансовая система и финансовая политика государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                               

  1. Финансовые отношения и  финансовая система:                                         сущность и структура…………………………………………………………4
  2. Сущность, виды и функции налогов………………………………………...11
  3. Особенности финансовой политики в РФ…………………………………..18

     Практикум…………………………………………………………………….25

     Заключение…………………………………………………………………....26

     Список используемой литературы…………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом. Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями.  Через финансовый механизм государство  реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Финансовая система  – это совокупность финансовых отношений.

Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления.

 Во введении я  раскрываю актуальность выбранной  темы.

Исходя из актуальности я ставлю перед собой цель: детальное  изучение финансовой системы и финансовой политики государства.

Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:

- финансовые отношения  и финансовая система: сущность  и структура;

- сущность, виды и функции  налогов;

- особенности финансовой  политики в РФ.

 

1.Финансовые отношения и  финансовая система: сущность и структура.

Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

Функции финансов:

  1. Аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.
  2. Регулирующая — в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов.
  3. Распределительная — в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т.д.
  4. Контрольная — в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Финансовые  отношения — это отношения между:

  • государством и юридическими и физическими лицами;
  • физическими и юридическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • отдельными государствами.

Система этих отношений получила название финансовой системы. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

Различают финансы  хозяйствующих субъектов, населения  и государства. Финансы хозяйствующих субъектов — это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов.

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть — все расходы и сбережения населения.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

 Принципы построения финансовой системы могут быть различными.

 Наиболее распространенным является принцип фискального федерализма, используемый, в том числе при формировании финансовой системы России. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, расходов на оборону, космос, внешние отношения государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т. п.

Второй принцип  называется демократический централизмом и  присущ административно-командной  системе (в прошлом-СССР и странам  Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Финансовая система  не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.  

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения  стоимости совокупного общественного  продукта у субъектов  экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных  доходов и накоплений является валовой  внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения  и перераспределения стоимости  совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функции государства и образует финансовую систему. В ней можно выделить следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственного предприятия и специальные правительственные фонды.

 Центральное место  в финансовой системе занимает  государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который  использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

 Бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета:

• налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и другое.

Расходная часть бюджета:

• финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК - и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

Специализированные правительственные фонды - важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются  с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, поэтому  нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

     Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования государственные  специальные фонды подразделяют на следующие:

  • научно-исследовательские;
  • экономические;
  • социальные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военные фонды;
  • инвестиционные фонды.

Использование данных фондов повышает гибкость финансовой системы  в целом.

 Денежные фонды образуются и используются не автоматически, а под воздействием сложных распределительных отношений, чем и обусловливается объективная необходимость финансового контроля. Поле его действия очень широкое. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает и разные стороны производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического, так как финансовые операции находят отражение в экономической деятельности предприятий и организаций. Общегосударственные финансы состоят из государственного бюджета, бюджетов регионов, специальных фондов. Общегосударственный фонд денежных средств образуется на основе распределения и перераспределения чистого дохода предприятий всех форм собственности и населения  и их использование на общегосударственные нужды. Общегосударственные финансы, включая специальные фонды, участвуют в перераспределении части национального дохода на безвозвратной основе. В отличие от этого финансы предприятий и общественных организаций участвуют в кругообороте средств производства и реализации продукции, за исключением использования фондов потребления.

      В условиях рыночных отношений в правовом государстве финансово-экономический контроль крайне необходим. Он должен исходить от высших органов государственной власти. Это важно особенно сейчас, когда бюджетный дефицит в России стал хроническим. До настоящего времени такой контроль осуществлялся периодически, в основном при рассмотрении проектов бюджета и отчетов о его исполнении.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства