Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………4
2. Сущность, виды и функции нало-гов………………………………………...11
3. Особенности финансовой политики в РФ…………………………………..18
Практикум…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемой литературы…………………………………………..28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
финансово-экономический инстит
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Финансовая система и финансовая политика государства»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Практикум………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..28
Введение
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления.
Во введении я
раскрываю актуальность
Исходя из актуальности я ставлю перед собой цель: детальное изучение финансовой системы и финансовой политики государства.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- финансовые отношения
и финансовая система:
- сущность, виды и функции налогов;
- особенности финансовой политики в РФ.
1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура.
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.
Функции финансов:
Финансовые отношения — это отношения между:
Система этих отношений получила название финансовой системы. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. Финансы хозяйствующих субъектов — это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть — все расходы и сбережения населения.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.
Принципы построения финансовой системы могут быть различными.
Наиболее распространенным является принцип фискального федерализма, используемый, в том числе при формировании финансовой системы России. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, расходов на оборону, космос, внешние отношения государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т. п.
Второй принцип называется демократический централизмом и присущ административно-командной системе (в прошлом-СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.
Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В процессе распределения
стоимости совокупного
Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.
Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функции государства и образует финансовую систему. В ней можно выделить следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственного предприятия и специальные правительственные фонды.
Центральное место
в финансовой системе занимает
государственный бюджет –
Бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета:
• налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и другое.
Расходная часть бюджета:
• финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК - и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.
Специализированные
Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, поэтому нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.
Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.
Действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.
В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:
Использование данных фондов повышает гибкость финансовой системы в целом.
Денежные фонды образуются и используются не автоматически, а под воздействием сложных распределительных отношений, чем и обусловливается объективная необходимость финансового контроля. Поле его действия очень широкое. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает и разные стороны производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического, так как финансовые операции находят отражение в экономической деятельности предприятий и организаций. Общегосударственные финансы состоят из государственного бюджета, бюджетов регионов, специальных фондов. Общегосударственный фонд денежных средств образуется на основе распределения и перераспределения чистого дохода предприятий всех форм собственности и населения и их использование на общегосударственные нужды. Общегосударственные финансы, включая специальные фонды, участвуют в перераспределении части национального дохода на безвозвратной основе. В отличие от этого финансы предприятий и общественных организаций участвуют в кругообороте средств производства и реализации продукции, за исключением использования фондов потребления.
В условиях рыночных отношений в правовом государстве финансово-экономический контроль крайне необходим. Он должен исходить от высших органов государственной власти. Это важно особенно сейчас, когда бюджетный дефицит в России стал хроническим. До настоящего времени такой контроль осуществлялся периодически, в основном при рассмотрении проектов бюджета и отчетов о его исполнении.
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства