Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………4
2. Сущность, виды и функции нало-гов………………………………………...11
3. Особенности финансовой политики в РФ…………………………………..18
Практикум…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемой литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

экономическач теория.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

      Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременным и правильным порядком их уплаты. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Государственную налоговую службу России, а также таможенные органы.

      Развитие акционерных форм собственности привело к созданию нового для нашей страны института независимого внешнего финансового контроля — аудита. Сеть аудиторских фирм положила начало внедрению подлинно экономических принципов финансового контроля, основанных на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторскими и проверяемыми ими структурами.

      К числу финансовых учреждений можно отнести Министерство финансов с его подразделениями, государственное казначейство, Государственную налоговую службу и финансовые службы предприятий. Каждая из этих служб, работая самостоятельно, выполняет общую задачу обеспечения консолидированного бюджета.

       Возникшие финансовые отношения в сфере материального производства составляют основу всех финансов страны. Прочность финансовой системы в материальном производстве определяет прочность всей финансовой системы, в том числе стабильность работы непроизводственной сферы. Данная сфера на основе бюджетного финансирования в основном связана с социально- бытовым обслуживанием: жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, ряд других отраслей непроизводственной деятельности, здравоохранение, образование, культура.

     Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности. Комплекс государственных мероприятий по совершенствованию формирования и распределения денежных ресурсов для достижения конкретных социальных целей называется финансовой политикой. Общая тенденция к социализации экономики привела к возрастанию роли государства и государственных финансов в решении социальных задач, увеличив расходы бюджета на поддержание уровня жизни в стране, образование, здравоохранение, безопасность населения.

      Финансы предприятий сферы материального производства всех форм собственности, финансы предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы составляют единую взаимосвязь финансовой системы и характеризуют экономический потенциал региона. Для определения его ежегодно составляют сводный финансовый баланс, который отражает взаимосвязь формирования, распределения и использования всех финансовых ресурсов территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, виды и функции налогов.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Это обязательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

При этом налог  должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального предельного уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны.

Налоги рассматриваются  не как способ мобилизации средств  для содержания неких надэкономических структур, а, скорее, в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство, подобно другим производителям товаров и услуг, должно получать ресурсы лишь постольку, поскольку ему удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остался бесспорное право добиваться минимизации своих затрат (налогов), т. е. возникает требование возвратности налогов как в масштабах общества, так и для каждого налогоплательщика. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

В настоящее время  в основном налоги зависят от тех выгод, которые получает налогоплательщик от государства (например, хорошие дороги нужно содержать), и от получаемого дохода.

При необходимости решать более сложные проблемы государство  увеличивает налоги, но при этом необходимо помнить, что увеличение налога на прибыль предприятий за определенными пределами сокращает базу налогообложения, сокращает объемы производства. Это так называемый эффект Лаффера.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена  обязанность уплачивать налог. При  определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога —  юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход  или имущество, которые служат основанием для обложения налогом.

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога —  доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения —  часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, ‘ исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Налоговая система любой  страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев  их можно классифицировать по-разному. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и  юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К прямым налогам относятся такие налоги как:    

-   подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм);

-   на социальное страхование  и на фонд заработной платы  и рабочую силу (так - называемые  социальные налоги, социальные взносы);

-   поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

-   налог на перевод прибыли  и капиталов за рубеж и другие.

      Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

К косвенным налогам относятся те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. К косвенным налогам относятся такие налоги, как:

-   налог с оборота  - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

-   акцизы (налоги, прямо включаемые  в цену товара или услуги);

-   на наследство;

-   на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие.

Они частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

 Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

В зависимости от характера  использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение, например чрезвычайный налог, взимаемый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Различают также государственные  и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают  в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты.         

Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Различают следующие функции налогов:

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, суть которой заключается в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части сферы нематериального производства, которая не имеет собственных источников доходов. [1; 518]

Регулирующая функция  налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги является определяющим источником бюджетно – финансового регулирования национальной экономики.

В регулирующей функции  налогов следует выделить прежде всего стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема налогообложения, снижение налоговой ставки и т.д.

Особое место занимает подфункция воспроизводственного назначения, которая направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами и т.д.

Контролирующую функцию  налогов, которая позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направление эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства