Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………4
2. Сущность, виды и функции нало-гов………………………………………...11
3. Особенности финансовой политики в РФ…………………………………..18
Практикум…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемой литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

экономическач теория.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности финансовой политики в РФ.

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу1. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Главной целью государственной  финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально  – экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика, как часть  системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Финансовая политика – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

За рубежом финансовая политика – деятельность органов государственной власти в области государственных доходов и расходов, однако экономическое содержание финансовой политики заключается в единстве 3-х составных частей:

1) разработка научно-обоснованной  концепции развития финансовых отношений, которая должна основываться на требованиях экономических законов, состояния экономики и целевых установок развития общества.

2) определять основные направления  использования финансов на перспективу, долгосрочную, среднесрочную и краткосрочный период, исходя из поставленных основных целей.

3) разработка необходимого комплекса  мероприятий и мер, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах: управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов; общность функций всех финансовых учреждений;  общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства; соответствие интересам всех членов общества; использование экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Основные направления  экономической программы финансово-бюджетной  политики нашего государства на долгосрочную перспективу:

    1. снижение налоговой нагрузки на экономику;
    2. упорядочение государственных обязательств;
    3. концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
    4. снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
    5. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управление государственными финансами.

Налоговая политика находит  свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам  построения налоговых систем в странах  Запада относят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность налогов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклонения от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что: налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; основой  налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов; косвенные  налоги целесообразно вводить для  ограничения  потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий  для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач  финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой  и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной па увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Важнейшей составной  частью экономической политики является государственная финансовая политика. Она во многом определяет темпы экономического роста в стране. Ключевой задачей функционирования национальной экономической системы является максимизация удовлетворения потребностей общества на основе эффективного использования ограниченных ресурсов. Решение данной проблемы непосредственно связано с экономическим ростом. Россия на сегодняшний день отстает в своем развитии от развитых стран. Для того, чтобы Россия смогла вернуться в число богатых и развитых стран, ей необходим многолетний стабильный экономический рост. При этом темпы роста должны быть достаточно высокими. Современный этап социально-экономического развития России отличается тем, что именно сейчас необходимо принять стратегическое решение о качественной перестройке российской экономики, финансов, социальной сферы. Если этого сделано не будет в ближайшие годы, то Россия безнадежно останется на задворках мировой экономики, превратится в сырьевой придаток Запада. Для экономического прорыва есть сейчас  все необходимые условия: стабилизировалась экономика и политический климат, неожиданно долго сохраняется благоприятная конъюнктура  мирового рынка сырья, иностранные компании подготовлены к активному сотрудничеству в инвестиционной и экономической сфере. Основной проблемой российской государственной экономической политики сегодня является поиск источников экономического роста. В числе основных инструментов для решения этой задачи выступают государственные расходы, налоги, государственный кредит.

 Несмотря на то, что в 2007 году Россия вступила в девятый год экономического роста, следует признать, что до сих пор не решена главная проблема политики экономического роста – не обеспечена стабильность высоких темпов роста в долгосрочной перспективе. Связано это, прежде всего с ошибками при проведении государственной финансовой политики.

В современных условиях на первый план выходят задачи снижения зависимости темпов экономического роста от внешнеэкономической конъюнктуры,  модернизация национальной экономики, создание  конкурентоспособной экономики не только в сырьевом секторе, обеспечение инвестиционной привлекательности экономики, создание рыночных институтов. В условиях глобализации решение перечисленных задач не представляется возможным без эффективного управления государственными финансами, без эффективной финансовой политики, проводимой федеральными и региональными органами власти.

 К сожалению, финансовую  политику, на основе которой осуществлялось развитие страны на протяжении последних 16 лет, вряд ли можно назвать эффективной, особенно в стратегическом плане.  До сих пор отсутствует четкая финансовая концепция. Несмотря на относительную стабилизацию экономики, реальные темпы ее роста крайне низки для «догоняющей» страны, а финансовые механизмы не настроены на ускоренное решение экономических, социальных и финансовых проблем.  Необходимы новые подходы к финансовому строительству экономики нового типа – российской модели «экономики потребления».

 Но как  заявил  Владимир Путин 19 сентября на  пленарном заседании 7 Международного  инвестиционного форума «Сочи-2008»: В России необходимо построить мощную, самостоятельную финансовую систему. На сегодняшний день разработана концепция долгосрочного развития России до 2020 года.  Главная цель - обеспечить лидерство России в развитии экономики, в качестве жизни граждан России. Среди первоочередных задач Владимир Путин назвал, в частности, устранение институциональных ограничений для инвестиций, избавление от устаревших разрешительных и контрольных процедур в вопросах открытия и ведения бизнеса и их замена механизмами саморегулирования и страхования ответственности, ведение активной антимонопольной политики, построение в России мощной, самостоятельной финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Рассчитайте доходы и  расходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд. денежных единиц, трансферты – 20млрд., проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд., - 10% годовых, налоговые поступления – 100 млрд. денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и почему?

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства