Финансовая система: механизм функционирования и целевая направленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является изучение и анализ финансовой системы, в том числе и финансовой системы РФ и рассмотрение её направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1.Финансовая система……………………………………………………………5
1.1. Сущность финансовой системы ………………………………………...5
1.2.Эволюция финансовой системы…………………………………………8
1.3. Современная структура финансовой системы………………………..11
2.Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы…14
2.1.История государственного бюджета…………………………….…….14
2.2.Бюджет: понятия и функции……………………………………………16
2.3.Госбюджет как основной элемент финансовой системы………………19
3.Проблема финансового развития России…………………………………….22
3.1. Проблемы финансовой системы РФ в настоящий момент…………….22
3.2. Пути решение проблем финансовой системы в РФ……………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 115.60 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система  России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к  административным методам изъятия  прибыли предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через государственный  бюджет. Таким образом, в 30-х годах  прошлого столетия впервые в мировой  практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики  – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной  собственности на землю, недра и  все средства производства. В такой  модели нет и не может быть места  налоговой системе по простой  причине исчезновения основного  субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые  отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева  в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения  доходов стал переходом от остаточного  принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с  предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза  и начала кардинальных экономических  преобразований с 1.01.1992 г. вступил в  силу новый Закон «Об основах  налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [13].

Итак, мы видим, что финансовая система  нашего государства начала складываться с момента его образования, и  в течение более тысячи лет  изменялась и преобразовывалась, в  зависимости от политического строя  России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

 

 

 

1.3 Современная структура  финансовой системы

 

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в  частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

1) Бюджетная  система, состоящая из федерального  бюджета, бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов органов местного  самоуправления.

2) Государственные  внебюджетные фонды (регулированию  которых посвящена непосредственно  глава 17 БК РФ. Так, согласно  ст. 144 БК, государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации  являются: Пенсионный фонд Российской  Федерации; Фонд социального страхования  Российской Федерации; Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования; Государственный фонд  занятости населения Российской  Федерации) [36].

3) Фонды  страхования.

4) Государственный  кредит.

5) Финансы  хозяйствующих субъектов (ресурсовые  фонды).

6) Фондовый  рынок.

Доктор  экономических наук В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке 1.

 

 

 







 









 

 

Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы  РФ

 


 

 

 

        

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических  процессов и распределительных  отношений на макро уровне. Общегосударственные  финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов  самоуправления, их формирование и  распределение имеют централизованный характер.

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий  в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов  на микроуровне. Но в то же время  нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают  лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку  существует тесная взаимосвязь и  взаимозависимость между всеми  звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие  законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Из представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее в  экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие  финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, но именно система В.П.Литовченко кажется мне наиболее понятной, объёмной и совпадающая с реальностью.

 

 

 

 

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

2.1 История государственного бюджета.

 

Прообраз  государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный  бюджет совпадал с доходами и расходами  личных средств, которыми располагал глава  государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный  бюджет отделился от личных средств  правителя: начала выстраиваться система  доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия  и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных  только с государственным управлением.

Чтобы представить  типичный бюджет докапиталистических  государств, рассмотрим роспись доходов  и расходов Московской Руси в 1680, при  царе Федоре Алексеевиче, брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным  образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей  являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти  половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным  бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные  войны. При Петре I военные расходы  возросли еще больше: если в 1680 на армию  расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял  более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.

Ситуация, когда армия и государственный  аппарат «заедали» большую часть  казны, вполне типична для всех древних  и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90%

Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием  парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед  кем не ответственен, бюджет имеет  лишь форму сметы, т.е. записи доходов  и расходов. С появлением народного  представительства у подданных  неизбежно встает вопрос: на что  расходуются немалые деньги, которые  они платят в казну? Если самодержавный  монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение  и просвещение России вместе взятые – см. Табл. 2), то теперь правительству  приходилось обязательно согласовывать  расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую  революцию 18 в.) начинались именно с  недовольства народа бюджетной политикой  правительства.

Еще одним  стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление  государственных учреждений. Для  осуществления стратегических целей  им требуется точно знать, сколько  средств у них будет в наличии  в следующем году.

В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной  информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует  бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и  при кредитовании государства иностранные  банки требовали обнародовать его  «баланс» – государственный бюджет.

В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась  социальная составляющая: большая часть  расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

 

 

2.2 Бюджет: понятия и функции

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой  стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

Для бюджета  как основного финансового плана  характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия.

 

 

 

Основными задачами бюджета являются:

  1. перераспределение национального дохода и ВВП (рисунок 1);
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

          Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения  функций соответствующих органов  государственной или местной  власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

 

Сущность  бюджета отражает:

  • базовые функции финансов в целом;
  • текущую финансовую политику конкретного государств.

Цели бюджета:

  • ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
  • регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Общая структура  бюджета:

а) По направлениям:

    • доходная часть;
    • расходная часть.

Информация о работе Финансовая система: механизм функционирования и целевая направленность