Финансовая система: механизм функционирования и целевая направленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является изучение и анализ финансовой системы, в том числе и финансовой системы РФ и рассмотрение её направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1.Финансовая система……………………………………………………………5
1.1. Сущность финансовой системы ………………………………………...5
1.2.Эволюция финансовой системы…………………………………………8
1.3. Современная структура финансовой системы………………………..11
2.Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы…14
2.1.История государственного бюджета…………………………….…….14
2.2.Бюджет: понятия и функции……………………………………………16
2.3.Госбюджет как основной элемент финансовой системы………………19
3.Проблема финансового развития России…………………………………….22
3.1. Проблемы финансовой системы РФ в настоящий момент…………….22
3.2. Пути решение проблем финансовой системы в РФ……………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 115.60 Кб (Скачать файл)

б) По уровням  управления:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Федерации;
    • местные (муниципальные) бюджеты.

Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

В бюджете  ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборота, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие  показатели и структура доходов  и расходов органически связаны  с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты  в Российской Федерации стали  сводиться с дефицитом.

Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами.

По методике Международного валютного фонда  размер первичного дефицита федерального бюджета определяется:

          Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга).

          Профицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) это превышение доходов бюджета над его расходами.

          Безусловно, разбалансированность доходов и расходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

 

2.3 Госбюджет, как основной элемент финансовой системы

 

          Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она  производится, как правило, путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  финансовым фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет  свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета  являются:

— прямые и  косвенные налоги. В доходах государства  они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

— подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

— государственные  займы. Осуществляются они с помощью  выпуска и реализации государственных  ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном  бюджете составляет от 10 до 20 %;

— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных  денег. К этому источнику правительства  прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

     Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для  развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно  имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как  правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным  займам, осуществляемым посредством  выпуска ценных бумаг государственных  облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и  кредит — это не что иное, как  «долговые обязательства государства». А долг, как известно, платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству  государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к  судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая  рост государственного долга, может  иметь самые серьезные последствия  для развития экономики. Поэтому  правительство при наступлении  очередного финансового года стремится  «разгрузить» бюджет, т. е. уменьшить  его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета  осуществляется за счет широких слоев  населения страны. Обычно «урезаются»  социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

3.1 Проблемы финансовой системы России в настоящий момент

 

Нестабильная  ситуация в российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить  перестройка всей системы финансовых отношений в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре  бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство.

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система  России все еще достаточно противоречива  и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных  отношений:

Противоречия и неясности в  статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению  государственного долга; показа полного  бюджета по ИПД с его балансом.

—Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;

—Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления  указанных проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

—устранить неясности в Бюджетном кодексе;

—предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);

- создать  группу для соответствующей доработки  Бюджетного кодекса;

- просить  Счетную палату дать предложения  по этим вопросам.

- увеличить  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

  • высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  • тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  • принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
  • недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

  1. Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  3. Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  4. Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  5. Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер  по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать  действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты

Информация о работе Финансовая система: механизм функционирования и целевая направленность