Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Содержание работы

Введение 2
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы 4
1.2 Структура финансовой системы РФ 5
1.3 Сущность, виды и функции налогов 10
2. ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
3. ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

КР МАКРА ВЫПОЛНЕНИЕ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ___________________________________________

__________________________________________________________

ТЕМА: Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов.

 

 

 

   Студент  ____________________________________

(Ф.И.О)

Факультет:_________________________________

Направление

подготовки_________________________________

 

№ группы__________________________________

№ студ. билета______________________________

 

Преподаватель ____________________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

 

Липецк – 2013г. 
СОДЕРЖАНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Такие потребности у  хозяйствующих субъектов и государства  обусловливают возникновение разнообразных  видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются:

  • между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой;
  • между двумя юридическими лицами;
  • между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой.

Отношения между двумя  физическими лицами в настоящее  время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые  общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы.

Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

 

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА

    1. Понятие, сущность финансов и финансовой системы

 

 

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система  государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы  некоторых государств могут отличаться по своей структуре.

 Но они все имеют  общий признак – это различные  фонды финансовых ресурсов, которые  отличаются по методам мобилизации  и их использованию, однако  тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что  каждое звено финансовой системы  является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в среде единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.  

 

    1. Структура финансовой системы РФ

 

 

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи.

Построение финансовой системы основывается на следующих  признаках:

  • В функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • В наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • В единстве и взаимодействии подсистем;
  • В наличии специального обслуживающего аппарата;
  • В наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить  ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.
  • К децентрализованным финансам относят:
  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.

Централизованные фонды  денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для  них жестко определены источники средств, направления, расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2.  По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий). По отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.

Государственные и муниципальные  финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование  государственных и муниципальных  фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства  являются:

  • создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов;
  • предоставление общественных благ;
  • поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование;
  • защита производителей от несправедливой конкуренции;
  • стимулирование развития новых прогрессивных технологий;
  • защита окружающей среды; организация общественных работ;
  • поддержка развития фундаментальной науки;
  • поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения;
  • обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев;
  • защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

3.  Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

  • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
  • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

4.  Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов  РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
  • главные управления Банка России субъектов Федерации;
  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

  • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • управления (департаменты, отделы) финансов;
  • аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • городские (районные) налоговые службы;
  • счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
  • городскую (районную) таможню.

Информация о работе Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов