Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Содержание работы

Введение 2
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы 4
1.2 Структура финансовой системы РФ 5
1.3 Сущность, виды и функции налогов 10
2. ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
3. ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

КР МАКРА ВЫПОЛНЕНИЕ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим  государственным инструментом является фискальная политика.

В современном словаре  иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы.

Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари.

В настоящее время  фискальная политика представляет собой  манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов. Таким образом, основными целями финансовой политики являются мобилизация денежных средств, необходимая государству, их распределение и использование для решения социальных и экономических проблем страны.

Благоприятная экономическая  конъюнктура, устойчивость финансов, стабильность денежного обращения, проведение антициклических мероприятий, а также установление равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением являлись целями государственной экономической политики задолго до настоящего времени.

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите населения и т.д. Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений, Поэтому главная задача в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения. Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран. 

 

3. ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ  НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становиться важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемых в логической последовательности. В числе этих мер:

  • обеспечение стабильности налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;
  • отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к ста. Устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
  • установление низких налогов на производителей и "удешевление" кредита;
  • усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;
  • придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер. В результате они теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы не с момента их регистрации, а с момента получения первой прибыли.

Как показывает мировой  опыт развитых стран, современная налоговая  система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.

Такова общая концепция  перестройки налоговой системы  переходной экономики в направлении  безусловного экономического роста  при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет. 
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Главным направлением совершенствования  налогового законодательства должно стать  налоговое стимулирование инновационной деятельности. Однако введение новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий. В настоящее время основную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы. С целью снижения налоговой нагрузки на инновационные предприятия проектом предусматриваются следующие мероприятий:

  • корректировка ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;
  • модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ порядка ведения налогового учёта расходов на НИОКР;
  • создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, "единое окно" постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам;
  • передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и др., говорится в пресс-релизе. 

 

Заключение

 

Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций. С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013 г., продолжал стимулировать экономический рост. С другой, продолжающаяся рецессия в странах Еврозоны, а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться. Глава Минэкономразвития России Андрей Белоусов сообщил об ускорении роста ВВП во II квартале, однако отметил, что темпы роста ниже чем были в 2005-2008 годах, хотя и выше чем в Евросоюзе. Поэтому в макроэкономическом плане 2013 год стал знаменателен тем что по паритету покупательской способности объём экономики России опередил ВВП Германии, выйдя таким образом на 5-е место в мире по итогам 2012 года и поднявшись за пять лет на три позиции вверх.

Воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время  фискальная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую  основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Также хочу отметить, что  через налоговую политику и бюджетное  финансирование предоставляется возможность  влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению в производство научно-технического прогресса.

Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут  даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни  роста, а конечный результат будет благотворным.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное  использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность  использования государством экономических рычагов регулирования.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Под налогом как экономической категорией понимают:

а) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

б) постоянно существующие экономические отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

в) отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

г) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой.

Верный  ответ – пункт а). Налоги – это отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства, и существующие на постоянной основе, так как налоги являются основным доходом государства.

2. Налоговая система представляет собой:

а) совокупность налогов, установленных законом, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства;

б) совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены;

в) совокупность налогов, установленных законом;

г) совокупность налогов, установленных законом, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Верный  ответ – пункт а). Налоговая  система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

ФЗ НАЛОГОВОГО …..

ст. 8 Налогового кодекса 

Электронные ресурсы


Информация о работе Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов