Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:29, контрольная работа
Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Введение 2
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы 4
1.2 Структура финансовой системы РФ 5
1.3 Сущность, виды и функции налогов 10
2. ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
3. ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 24
Список используемой литературы 26
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.
Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования
государство побуждает
Следует помнить, что
налоги оказывают сильное воздействие
на мотивацию экономических
Рисунок 1- Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а, следовательно, и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рисунке 1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного
видно, что введение налога на каком-либо
из рынков (на рынке товара, труда или капита
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного
и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют
преимущественно косвенные налоги, а на
прямые налоги возложена в основном регулирующая
функция. В данном случае фискальная функция
— это, в первую очередь, формирование
доходов бюджета. Регулирующая функция
направлена на регулирование посредством
налоговых механизмов воспроизводственног
В России существует трехуровневая система:
Виды налогов по принципу целевого использования:
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления, ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, не используется, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Для решения стратегических
задач поступательного социальн
Роль бюджетно-налоговых регуляторов в развитии национальной экономики и социальной сферы значительно возросла на современном этапе развития рыночных отношений в России в условиях интеграции российской экономики в мировую экономическую систему и, особенно, в период обострения и распространения мирового финансового кризиса.