Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Государство должно вносить в экономику стабильность, обеспечивая благоприятные условия для экономического роста. Существует область экономики, которая связана с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности и именно она называется фискальной (налогово-бюджетной) политикой.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....………...5
1 Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики…………………..6
1.1 Сущность и инструменты фискальной политики……………………………...6
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………………8
2 Особенности фискальной политики в малой открытой экономике. . . . . . . . . . 12
2.1 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при плавающем валютном курсе……………………………………………………….12
2.2 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе…………………………………………………..14
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...17
3.1 Анализ фискальной политики в Республике Беларусь………………………17
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ…………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursovaya_novaya.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

 

 

 

 

 

Студентка

ФМ, 2 курс, ДКУ-1                                                                                     О.В. Верига

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                               Г.В.Сидунова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 25 с., 7 рис., 2 табл., 15 источников

 

ДИСКРЕЦИОННАЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГИ, ТРАНСФЕРТЫ, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Объект исследования – фискальная политика государства

Предмет исследования – фискальная политика государства, особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, табличный, группировки.

Исследования и разработки: Раскрыла суть фискальной политики и её методов воздействия на экономику государства, попыталась проанализировать фискальную политику Республики Беларусь и определила её особенности

Область возможного практического применения: информация, приведенная в курсовой работе, может быть использована при изучении курса «Макроэкономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

THE ABSTRACT

 

Term paper: 25 page, 7pic., 2 tables, 15 sources.

 

FISCAL POLICY, DISCRETIONARYAND AUTOMATIC FISCAL POLICIES, TRANSFERS, THE EFFICIENCY OF BUDGETARY AND TAX

 

The research object – fiscal policy of the State

Research subject – fiscal policy of the State, features of fiscal policy in the Republic of Belarus

Research methods: Comparative analysis, synthesis, tabular, grouping.

Research and development: Discovered the essence of fiscal policy and its methods of action on the economy of the state, tried to analyze fiscal policy and the Republic of Belarus has defined its characteristics

The field of scientific use: The information contained in term paper may be used for studying the macroeconomics course

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

(student’s signature)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение…………………………………………………………………....………...5

1 Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики…………………..6

1.1 Сущность и инструменты фискальной политики……………………………...6

1.2  Виды фискальной политики……………………………………………………8

2 Особенности фискальной  политики в малой открытой  экономике. . . . . . . . . . 12

2.1 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при             плавающем валютном курсе……………………………………………………….12

 2.2 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе…………………………………………………..14

3   Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...17

3.1 Анализ фискальной политики в Республике Беларусь………………………17

3.2 Перспективы фискальной политики в РБ…………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………….22

Список использованных источников……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Государство должно  вносить в экономику стабильность, обеспечивая благоприятные условия  для экономического роста. Существует  область экономики, которая связана  с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности и именно она называется фискальной (налогово-бюджетной)  политикой.

  Современная фискальная  политика определяет основные  направления использования финансовых  ресурсов государства, методы  финансирования и главные источники пополнения казны. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

 Фискальная политика  является очень сильным оружием.  Некоторые экономисты считают,  что оно настолько сильное,  что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, ради выгоды отдельных лиц и правительств. Но в любом случае любое правительство всегда проводит фискальную политику в той или иной степени. Для нашей республики тема фискальной политики является актуальной на данный момент.

 Основными задачами  данной курсовой работы  являются  следующие: 

  1. Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с фискальной политикой.
  2. Проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть  фискальную политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере такой  отдельно взятой страны как Республика Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики

 

    1. Сущность и инструменты фискальной политики

 

Начнём с определения  того, что же такое фискальная политика.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Вторая составляющая фискальной политики – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются:

1) обеспечение стабильного экономического роста;

2) обеспечение полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) обеспечение стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

 

Рисунок 1 - Цели фискальной политики

Примечание – Источник: [3]

 

Инструментами фискальной политики выступают расходы и  доходы госбюджета, а именно: государственные  закупки, налоги, трансферты.

Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Трансферт — (фр. transfer! — передача, от лат. transferee — переносить, переводить)

1) передача акционерного  сертификата от брокера продавца  брокеру покупателя с переходом  права собственности;

2) регистрация в книгах  корпорации перехода права собственности  на акции или другие именные  ценные бумаги, совершаемая агентом  по Т. После такой записи  имени покупателя в книге регистрации  дивиденды, извещения о собраниях  акционеров, финансовые отчеты и прочая информация, направляемая эмитентом держателям ценных бумаг, посылаются непосредственно новому владельцу;

3) перевод иностранной  валюты или золота из одной  страны в другую, денег из одного  финансового учреждения в другое, банковские операции по встречным переводам валют двух или нескольких стран;

4) переезд граждан  из одной страны в другую; перевозка  туристов из аэропорта в гостиницу,  между городами;

5) перенос оплаты по  сделке с одного счета на  другой.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

 При этом рост  государственных закупок увеличивает  совокупный спрос, а их сокращение  ведет к уменьшению совокупного  спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

 Рост трансфертов  также увеличивает совокупный  спрос. С одной стороны, поскольку  при увеличении социальных трансфертных  выплат (social benefits) увеличивается личный  доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

 Рост налогов действует  в противоположном направлении.  Увеличение налогов ведет к  снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

 Поэтому инструменты  фискальной политики могут использоваться  для стабилизации экономики на  разных фазах экономического  цикла. 

 Причем, из модели «Кейнсианского креста» следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику.  Поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

 

    1. Виды фискальной политики

 

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

 

        1) стимулирующую

        2) сдерживающую (Рисунок 2)

 

 

Рисунок 2 - Виды фискальной политики:

 а) стимулирующая;  б) сдерживающая

Примечание – Источник: [9]

 

 

Стимулирующая фискальная политика применяется в ситуации, когда страна находится в депрессии либо переживает кризис (рисунок 2 (а)). Государству приходится стимулировать совокупное предложение или спрос, либо и предложении и спрос. Целью является сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь