Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Государство должно вносить в экономику стабильность, обеспечивая благоприятные условия для экономического роста. Существует область экономики, которая связана с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности и именно она называется фискальной (налогово-бюджетной) политикой.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....………...5
1 Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики…………………..6
1.1 Сущность и инструменты фискальной политики……………………………...6
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………………8
2 Особенности фискальной политики в малой открытой экономике. . . . . . . . . . 12
2.1 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при плавающем валютном курсе……………………………………………………….12
2.2 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе…………………………………………………..14
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...17
3.1 Анализ фискальной политики в Республике Беларусь………………………17
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ…………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursovaya_novaya.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

В большинстве случаев, стимулирующая фискальная политика, приводит к увеличению объемов выпуска.

Экономический кризис — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

 Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рисунок 2 (б)). Целью является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Политика направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Государство проводи меры прямо противоположные тем, что проводятся при осуществлении стимулирующей политики.   Ее инструментами являются:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

 Перегрев экономики — ситуация при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер, и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, близко подходят к черте, при которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и заканчивается рецессией.

Кроме того, различают  фискальную политику:

1) дискреционную 

2) автоматическую  ( рисунок 3)

 

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

 Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы              

     домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);                  

 3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается  при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

 В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

 

Рисунок 3 - Типы фискальной политики

Примечание – Источник: [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности фискальной политики  в малой открытой экономике

 

  • 2.1 Последствия ФП в МОЭ при плавающем валютном курсе
  •  

    Следует начать с того, что же такое малая открытая экономика.

    Малая открытая экономика - экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенного влияния на процессы на мировом рынке, в частности на ставку процента, которая задается для нее условиями мирового финансового рынка.

    В малой открытой экономике, для которой внутренняя рыночная ставка процента определяется среднемировым  уровнем, а мобильность капитала является совершенной, то есть отсутствуют какие-либо ограничения в движении потоков капитала, внутренняя фискальная экспансия способствует повышению равновесного реального валютного курса.

    При осуществлении фискальной политики в открытой экономике возникают  дополнительные сложности.

    Известно, что события  и меры экономической политики, предпринимаемые  за рубежом, влияют на чистый экспорт  и экономику. В этой связи можно  быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности международной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. И наоборот: "стимулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и, в конечном счете, сократить чистый экспорт.

    Рост государственных  расходов в стране А отобразится  на рисунках 4 и 5 сдвигом линии ISА вправо (IS0A  IS1A); возрастут ее доход и ставка процента. Из-за высокой чувствительности потока капиталов к разности ставок процента в стране А образуется избыток платежного баланса, несмотря на увеличение импорта благ, возросшего вслед за ростом дохода. В стране B увеличивается экспорт благ (импорт страны А), поэтому линия ISB сместится вправо (IS0B  IS1B). Ход дальнейшего приспособления к новому равновесию зависит от режима валютного курса.

    При плавающем валютном курсе обменный курс денег страны А понизится, а страны B повысится. Поэтому чистый экспорт благ в стране А сократится, а в стране B возрастет, что отобразится (рисунок 4) сдвигами IS1A  IS2A и IS0B  IS1B. Таким образом, при плавающем валютном курсе экспансионистская фискальная политика в одной из стран сопровождается ростом национального дохода и ставки процента в обеих странах.

     

     

    Рисунок 4 - Фискальный импульс при плавающем валютном курсе

    Примечание – Источник: [5]

     

    Когда обменные курсы  свободно плавают, нет необходимости  иметь резервы, поскольку центральный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Центральный банк не имеет обязательство обеспечивать иностранной валютой людей, которые хотят купить иностранные товары или иностранные финансовые активы.

    Что касается фискальной политики. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (так, что дефицит государственного бюджета увеличивается) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1 на рисунке 5, повышая ставку процента до r1 . Происходящий в результате этого приток капитала приведет к удорожанию (росту) обменного курса от е0 до е1 . Это повышает реальный обменный курс от е0 Р / Р* до е1 Р / Р*. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0 , так как спрос на экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка процента, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента – это сокращение спроса, особенно спроса на экспорт.

     Таким образом не  происходит изменения выпуск, и  чистый эффект заключается только  в торговом дефиците, который  в точности равен размеру дефицита  государственного бюджета. Проведенный  анализ означает, что фискальная политика совершенно не эффективна для увеличения выпуска, когда обменные курсы свободно плавают и капитал совершенно мобилен. Эти выводы основаны на строгих предпосылках. На практике внутренние и иностранные активы не являются совершенными субститутами и поэтому может быть некоторое отклонение между внутренней и иностранной ставками процента. В соответствии с рисунком 5 это означает, что линия ВР = 0 имеет положительный наклон. Фискальная экспансия в этом случае не будет совершенно неэффективной.

     

    Рисунок 5 - Стимулирующая фискальная экспансия при режиме плавающих курсов

    Примечание – Источник: [10]

     

     

    2.2 Последствия  ФП в МОЭ при фиксированном  валютном курсе

     

    Исходя из того, что написано в предыдущем пункте. При фиксированном валютном курсе избыток платежного баланса страны А увеличивает ее валютные резервы и сокращает их в стране B. Поэтому на рисунке6 линия LMА сдвигается вправо (LM0A  LM1A), а линия LMB - влево (LM0B  LM1B). В результате в стране А национальный доход увеличивается, а в стране B результат зависит от расстояний противоположного смещения линий IS и LM.

     

    Рисунок 6 - Фискальный импульс при фиксированном валютном курсе

    Примечание – Источник: [5]

     

    Чтобы поддержать фиксированные  обменные курсы центральный банк время от времени должен проводить интервенции на валютном рынке. Когда наблюдается избыточное предложение, например, фунтов, центральный банк Англии будет покупать фунты и продавать иностранную валюту, чтобы предотвратить падение стоимости фунта. Предложение фунтов в обращении упадет и резервы иностранной валюты сократятся. Предложение денег уменьшится. И наоборот, когда центральный банк продает фунты, чтобы остановить удорожание (рост курса) валюты, предложение денег увеличится. Если, например, имеет место «излишек» платежного баланса, иностранная валюта притекает в центральный банк, который в обмен будет предлагать фунты. Поэтому предложение денег – это количество фунтов в обращении во внутренней экономики (известное как внутренний кредит) плюс резервы. Большие резервы увеличат предложение денег. Именно в этом смысле говорят, что предложение денег является величиной эндогенной. Власти не могут одновременно фиксировать и предложение денег, и обменный курс.

    Что касается фискальной политики. На рисунке 6 исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Горизонтальная линия ВР = 0 означает внешнее равновесие. Это означает, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и иностранная ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые потоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*.

     Рост государственных  расходов, финансируемый путем займов, сдвинет кривую АС от IS0 до IS1 , так как совокупный спрос во  внутренней экономике увеличился  в результате большего бюджетного  дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r1 . Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на фунты повысится, поскольку иностранцы постараются купить больше английских финансовых активов. При данном фиксированном обменном курсе центральный банк должен обеспечить дополнительное количество фунтов и принимать иностранную валюту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение английских денег и снизить ставку процента. На рисунке это показано как сдвиг кривой LM от LM0 до LM1 . Экономика будет снова в равновесии в точке С.

     Что определяет  величину притока капитала и  рост дохода от Y0 до Y1? Приток капитала  будет продолжаться до тех  пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но приток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, потому что они увеличивают предложение английских денег. Когда ставка процента снова равна r* , приток капитала прекращается. Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Великобритании, потому что они получают ту же самую ставку процента, которую они могли бы получать в любой другой стране мира, т.е. они не будут брать назад свой капитал, когда английская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1 при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала, но так как равновесие снова находится на линии ВР = 0, платежный баланс будет снова сбалансирован. Рост дохода определяется размером фискальной экспансии. Но фискальная политика является эффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.

     

    Рисунок 6 - Стимулирующая фискальная экспансия при режиме фиксированных курсов

    Примечание – Источник: [10]

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

     

    3.1 Анализ фискальной  политики в РБ

     

    На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета. В 2005-2008 годах высокие темпы роста экономики были обусловлены благоприятной внешней обстановкой и значительными дотациями РФ по ценам на энергоносители.В 2009 году в Беларуси была относительно неплохая реакция на мировой кризис (в т.ч. программа МВФ); поэтому обошлось без резкого падения ВВП, как это произошло в регионе в целом. В 2010 году крайне экспансивная денежно-фискальная политика в год президентских выборов поддерживает рост экономики. В 2011 году из-за валютного кризиса вероятно ощутимое снижение темпов роста экономики.

    Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь