Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Государство должно вносить в экономику стабильность, обеспечивая благоприятные условия для экономического роста. Существует область экономики, которая связана с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности и именно она называется фискальной (налогово-бюджетной) политикой.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....………...5
1 Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики…………………..6
1.1 Сущность и инструменты фискальной политики……………………………...6
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………………8
2 Особенности фискальной политики в малой открытой экономике. . . . . . . . . . 12
2.1 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при плавающем валютном курсе……………………………………………………….12
2.2 Последствия фискальной политики в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе…………………………………………………..14
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...17
3.1 Анализ фискальной политики в Республике Беларусь………………………17
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ…………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursovaya_novaya.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Особенностью белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП  в течение 2003— 2005 гг. колебался в  пределах 3—8 % .

Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С  ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и  достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995—1996 гг. Тем не менее, пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.

Прямые налоги являются автоматическими  стабилизаторами экономики, гибче  реагируют на проведение того или  иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны). Основные направления дальнейшей реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.

Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов  налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС).С 2005г. последовательно реализованы меры по уменьшению налоговой нагрузки.

Наряду с прямой поддержкой реального  сектора экономики бюджет способствовал  наращиванию ресурсного потенциала банковской системы республики. В 2005 году за счет средств республиканского бюджета уставные фонды банков увеличены на 630 млрд.руб. Это более 80% их прироста. В частности, в уставные фонды Беларусбанка и Белагропромбанка вносится по 1 трлн. Br, а Белинвестбанка — 60 млрд. Br. Акции госбанков, выпущенные в связи с увеличением уставных фондов, приняты Государственным комитетом по имуществу в собственность Республики Беларусь. В результате на 1.01.2011 г. уставный фонд Беларусбанка возрос на 43,7%, до 3,288 трлн. Br, Белагропромбанка — на 25%, до 5,004 трлн. Br. В декабре 2008 г. за счет средств республиканского бюджета в уставные фонды госбанков было внесено 3 трлн. Br (примерно 1,36 млрд. USD в эквиваленте), а в конце 2009 г. Нацбанк открыл Беларусбанку и Белагропромбанку кредитную линию на общую сумму 4,029 трлн. Br (более 1,4 млрд. USD).

Республика сохранила имидж  надежного финансового партнера у внешних кредиторов. Своевременно и полностью выполнены обязательства  по наступившим срокам по всем внешним  долгам, а это около 100 млн. долл. США. Завершены платежи по кредитам, выделенным Международным валютным фондом в 1993-1995 гг. в сумме 190 млн. долл. США. Значительный рост внешнего долга отражает большой дефицит текущего счета. Существенный фактор роста - госдолг либо долг, обеспеченный государством. Девальвация заметно повысила отношение задолженности к ВВП. Отрицательный момент: большой объем краткосрочных внешних долговых обязательств, превышающих 30%. Это является фактором риска при сегодняшней неустойчивости глобальных финансовых рынков.

  В 2005 году в значительной степени высокие темпы ежегодного прироста ВВП были обеспечены опережающим ростом промышленности и инвестиций в реальном секторе экономики, а также ростом реальной заработной платы, позволившей увеличить объемы розничного товарооборота

 

Таблица 1 - Производство валового внутреннего продукта

 

 

1)в 2000 году с учетом деноминации (уменьшение в 1000раз)

 

Примечание – Источник: [4]

 

На первый взгляд, фискальная политика консервативна. То есть существуют малые дефициты, а отчасти даже профицит. Однако обширные, мнимо фискальные меры, например, дотируемые кредиты государственным предприятиям совершенно непрозрачны. Кроме того, долг государства находится преимущественно в USD, из-за чего существуют высокие риски, связанные с обменным курсом. Поэтому девальвация(-ции) 2011 года значительно увеличили объем задолженности. Важной задачей является стабилизация.

 

3.2 Перспективы  фискальной политики в РБ

 

Фискальная система  Беларуси характеризуется в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет грандиозные суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты - они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.

Глобальный экономический кризис поколебал основы экономического роста Беларуси. Последующее сокращение налоговых доходов бюджета привело к постепенно развивающемуся дефициту бюджета. Он неизбежен по причине того, что в рамках текущей бюджетной политики государство вынуждено и дальше поддерживать государственные предприятия.

Отказ от такой поддержки приводит к безработице и последующему социальному кризису, так как отсутствуют механизмы социальной защиты безработных. Существующий на конец лета дефицит бюджета и ожидаемый дефицит в последующие годы (рисунок 7) подчеркивает важность пересмотра фискальной политики с целью ее адаптации к новым экономическим условиям.

 

 

Рисунок 7 - Прогноз сальдо консолидированного бюджета (% от ВВП)

Примечание – Источник: []

 

Таблица 2 –  Основные параметры прогноза

 

2008

2009

2010

2011

2012F

Реальный ВВП, % г/г

10,3

0.2   

7.6

3.5

4.4

Сальдо консолидированного бюджета, % ВВП*  

1.4

-0.7

-2.6

  -3.5

-3.1

Сальдо текущего счета, % ВВП

-8.6

-13.0

-15.5

-13.2

-8.1

ИПЦ, %, г/г

14.8

13.0

7.8

17.4

8.7

Совокупный вешний долг, % ВВП, к/п

24.9 

45.1

52.2

60.8

62.3


 

Примечание – Источник: [Белстат, НББ, Министерство финансов, оценка и прогноз GET.,11]

Выполнение бюджета  с дефицитом в условиях глобального экономического кризиса осложняется уменьшающимися возможностями привлечения средств для его финансирования. На финансовых рынках сохраняется недостаток ликвидности, и инвесторы ищут безопасные финансовые вложения,  избегая инвестиций в долговые облигации государств с высоким уровнем риска. По этой причине Беларусь на данный момент не в состоянии и выйти на рынок международных долговых бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ экономической литературы и периодической печати, выполненный  в ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие выводы.

1) Дискреционная и недискреционная  фискальная политика проводятся  в комплексе, в зависимости  от текущей динамики ВВП. Дискреционная  политика даёт эффект в краткосрочном  периоде.

2)Согласно кейнсианской концепции фискальной политики дефицит государственного бюджета, как правило, увеличивается в период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП.

3)Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является:

- высокий уровень дотаций для  экономики по сравнению с развитыми  странами;

- преимущественное проведение  дискреционной стимулирующей фискальной  политики, направленной на поддержание  стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;

- после 2001 года, когда темпы инфляции  сократились, фискальная политика  приобрела направление стимулирующей  инвестиционной политики;

- снижение общего уровня централизации  в бюджете финансовых ресурсов  для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста.

Бюджет  – это система, используемая правительством и другими организациями  для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

    В настоящее время  бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная  политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

 

    В любой стране, при  любой общественно-политической  и социально-экономической системе   экономика в той или иной  степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

    Государственное регулирование  экономики и использование   механизмов бюджетно-налоговой политики  ставит своей главной целью  обеспечить стабильные темпы  экономического роста, соблюдать  интересы государства, общества  в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

    Государство следит за  тем, чтобы в условиях экономической  свободы общественные интересы  не были ущемлены устремлениями  и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

    Правильное  построение  экономических рычагов  управления  государства ведёт к стабильному,  уравновешенному и процветающему  образу жизни всех субъектов  государства.

    Таким       образом,       фискальная            политика,       проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны.

    Кроме того, реализация  фискальной политики должна учитывать три важнейшие  функции государственного управления налогообложением:

    1. Обеспечение финансирования  государственных   расходов, то  есть прямая функция налогов.

    2. Поддержание   социального   равновесия      путем   изменения соотношения   между       доходами    отдельных   групп   с   целью сглаживания     неравенства между ними,  недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

    3. Государственное  антициклическое   и  противоинфляционное, секторальное,     отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

    Считают, что правильное  построение фискальной политики - верный путь высокого развития  и обогащения любого государства

    На  основании данной  курсовой работы можно  сделать также следующие выводы:

    1. По поводу финансов  возникают  экономические отношения,  которые  государство может  использовать  в проводимых фискальных  мероприятиях. Фискальная политика  является одним из основных  инструментов макроэкономического  регулирования. Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

    2. Наиболее значительными  инструментами  фискального воздействия являются налоги, государственные закупки и процентные ставки по кредитам. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

     3. Налоговая система  любой страны  эффективна в том случае, если  сформирована на общих методологических  подходах, учитывающих платежеспособность  населения, налоговые льготы для  стратегических целей экономики,  равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так  как  в результате этого  неравенство  в материальном положении сокращается.

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь