Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение
Актуальность темы. Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
Экономика государства состоит как из государственных предприятий, так и из частных предпринимателей. Каждый предприниматель сам организовывает свой бизнес и руководит им. Представим ситуацию: в государстве всего по одному предпринимателю в каждой области производства. Они сами устанавливают цену, производят товар или услугу. Нам известно, что основная цель бизнеса - получение прибыли. В погоне за прибылью предприниматели производят товар из сырья более низкого качества. А теперь представим, что в каждую из областей производства приходят ещё по несколько предпринимателей. Каждый стремится получить большую прибыль. И если не вмешаться, то они просто разорят население, а следовательно, и само государство. Пока предприниматель один - он сам собой управляет, когда их много, они нуждаются в «дирижере», а дирижером выступает государство.
Фискальная
политика-это область
Осуществление
государственных расходов означает
использование средств государс
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания фискальной политики государства, рассмотрении её сильных и слабых сторон, а также в анализе эффективности фискальной политики в Кыргызской Республике.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования – фискальная политика государства.
Предмет исследования – экономика страны
Структура:
В первой главе рассмотрим сущность ,виды и основные цели фискальной политики, а также, её влияние на совокупный спрос, и совокупное предложение. Во второй главе проанализируем эффективность фискальной политики в Кыргызской Республике. В третьей главе рассмотрим проблемы реализации фискальной политики и перспективы её развития в КР.
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики
Фискальная
политика представляет собой меры,
которые предпринимает
Целями фискальной политики, как любой
стабилизационной политики, направленной
на сглаживание циклических колебаний
экономики, являются:
1) обеспечение стабильного экономического роста;
2)обеспечение полной занятости ресурсов (решение проблемы циклической безработицы);
3) обеспечение стабильного уровня
цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования
правительством, прежде всего совокупного
спроса. Регулирование экономики в этом
случае происходит с помощью воздействия
на величину совокупных расходов. Однако
некоторые инструменты фискальной политики
могут использоваться для воздействия
и на совокупное предложение через влияние
на уровень деловой активности. Фискальную
политику проводит правительство. 1
Инструментами фискальной политики выступают
расходы и доходы государственного бюджета,
а именно: государственные закупки; налоги;
трансферты.2
1.2 Виды фискальной политики
Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.3 Стимулирующая фискальная политика применяется при, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) , имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную).4 Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим
Рассмотрим механизм
воздействия встроенных стабилизаторов
на экономику.6
Подоходный налог действует
следующим образом: при спаде уровень
деловой активности (Y) сокращается, а поскольку
налоговая функция имеет вид: Т = tY (где
Т – величина налоговых поступлений, t
– ставка налога, а Y – величина совокупного
дохода (выпуска)), то величина налоговых
поступлений уменьшается, а при «перегреве»
экономики, когда величина фактического
выпуска максимальна, налоговые поступления
увеличиваются. Заметим, что ставка налога
остается неизменной. Однако налоги –
это изъятия из экономики, сокращающие
поток расходов и, следовательно, доходов
(вспомним модель кругооборота). Получается,
что при спаде изъятия минимальны, а при
перегреве максимальны. Таким образом,
из-за наличия налогов (даже аккордных,
т.е. автономных) экономика как бы автоматически
«остужается» при перегреве и «подогревается»
при рецессии. Как было показано в главе
9, появление в экономике подоходных налогов
уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор
при отсутствии ставки подоходного налога
больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1-
mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный
эффект воздействия на экономику подоходного
налога. Очевидно, что наиболее сильное
стабилизирующее воздействие на экономику
оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает
встроенную стабильность следующим образом.
При рецессии объем продаж сокращается,
а поскольку НДС является косвенным налогом,
частью цены товара, то при падении объема
продаж налоговые поступления от косвенных
налогов (изъятия из экономики) сокращаются.
При перегреве, наоборот, поскольку растут
совокупные доходы, объем продаж увеличивается,
что увеличивает поступления от косвенных
налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и
по бедности, то общая сумма их выплат
увеличивается при спаде (по мере того,
как люди начинают терять работу и нищать)
и сокращаются при буме, когда наблюдается
«сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно,
что для того, чтобы получать пособие по
безработице, нужно быть безработным,
а чтобы получать пособие по бедности,
нужно быть очень бедным). Эти пособия
являются трансфертами, т.е. инъекциями
в экономику. Их выплата способствует
росту доходов, а, следовательно, расходов,
что стимулирует подъем экономики при
спаде. Уменьшение же общей суммы этих
выплат при буме оказывает сдерживающее
влияние на экономику.7
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется
с помощью дискреционной фискальной политики
и на 1/3 – за счет действия встроенных
стабилизаторов.
1.3 Влияние фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение
Влияние фискальной
политики на совокупный спрос и совокупное
предложение происходит за счет воздействия
её инструментов. Использование инструментов
фискальной политики для регулирования
совокупного спроса предполагает их воздействие
на величину совокупных расходов. Влияние
этих инструментов на совокупный спрос
разное.8 Вспомним формулу совокупного
спроса:
AD=C+I+G+Xn.
Государственные закупки являются компонентом
совокупного спроса, поэтому их изменение
оказывает прямое воздействие на совокупный
спрос, а налоги и трансферты оказывают
косвенное воздействие на совокупный
спрос, изменяя величину потребительских
расходов (С ) и инвестиционных расходов
(I ). Опыт исследования влияния инструментов
фискальной политики на совокупный спрос
принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям,
которые пытались обосновать более высокую
эффективность фискальной политики по
сравнению с монетарной политикой для
стабилизации экономики, и прежде всего
для преодоления рецессий в экономике.
Их предположение основывалось на идее
о том, что все инструменты фискальной
политики воздействуют на экономику с
эффектом мультипликатора.
Рассмотрим, как
влияют на экономику государственные
закупки.9 Предположим, что государство
дополнительно закупило товаров или услуг
на 100 $ (повысило заработную плату чиновнику
или учителю либо купило дополнительное
оборудование для своего предприятия
или начало строить автостраду и т. п.),
т. е. G = 100 $. Продавец товара или услуги
получил дополнительный доход на эту сумму.
Это означает, что его располагаемый доход
увеличился. Поскольку располагаемый
доход делится на потребление (С ) и сбережения
(S ), то рационально действующий экономический
агент потратит на потребление не весь
свой дополнительный доход, часть прироста
дохода он использует на увеличение сбережений.
Эту идею Кейнс назвал основным психологическим
законом и сформулировал следующим
образом: «Основной психологический закон...
состоит в том, что люди склонны, как правило,
увеличивать свое потребление с ростом
дохода, но не в той же мере, как растет
доход». Отношение прироста потребления
к приросту дохода Кейнс назвал предельной
склонностью к потреблению (mрс) , а отношение
прироста сбережений к приросту дохода
– предельной склонностью к сбережению
(mps) . (Математический смысл предельной
склонности к потреблению и предельной
склонности к сбережению состоит в том,
что это частные производные.) Сумма mрс
и mps равна единице:
mрс+mps=1.
Обе величины для каждой страны достаточно
стабильны (неизменны), поскольку обусловлены
ее национальными, историческими и культурными
особенностями.
Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором
автономных расходов (в данном случае
государственных закупок – multG, но это
верно также и по отношению к автономным
потребительским и автономным инвестиционным
расходам):
multG=1/(1–mрс).
Мультипликатор автономных расходов10 – это коэффициент, который
показывает, во сколько раз увеличивается
(уменьшается) совокупный доход при росте
(уменьшении) автономных расходов на единицу.
Мультипликатор действует в обе стороны:
при росте автономных расходов (в нашем
случае государственных закупок товаров
и услуг) совокупный доход мультипликативно
увеличивается, при уменьшении автономных
расходов он мультипликативно сокращается.
Налоги также действуют на совокупный
спрос с эффектом мультипликатора. Однако
их мультипликативный эффект меньше, чем
у государственных закупок. Это объясняется
тем, что изменение государственных закупок
воздействует на совокупный спрос непосредственно
(они включены в формулу совокупного спроса),
а изменение налогов – косвенно, через
изменение потребительских расходов.11
Следует обратить внимание на два момента: во-первых, мультипликатор
налогов – всегда величина отрицательная.
Это означает, что его действие на совокупный
доход обратное. Рост налогов приводит
к снижению совокупного дохода, а их сокращение
– к росту совокупного дохода;
во-вторых, по
своему абсолютному значению мультипликатор
налогов всегда меньше мультипликатора
расходов. Поэтому если государственные
закупки и автономные налоги увеличиваются
на одну и ту же величину, то происходит
рост совокупного дохода, причем это изменение
равно величине изменения государственных
закупок и налогов. Например, если при
mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги
увеличиваются на 100$, то рост государственных
закупок увеличивает совокупный доход
на 500 $, а рост налогов сокращает совокупный
доход на 400 $. В результате совокупный
доход увеличивается на 100 $, т. е. на величину
изменения государственных закупок и
налогов. Это означает, что мультипликатор
сбалансированного бюджета равен единице.
Мультипликативный эффект имеют и трансферты,
представляющие собой как бы «антиналоги».12 Они так же, как и налоги, оказывают
косвенное воздействие на совокупный
спрос, т. е. через потребительские расходы.
Рост трансфертов ведет к росту располагаемого
дохода, а их сокращение – к уменьшению
располагаемого дохода. (трансферты изменяют
величину личного дохода, что при неизменной
величине налогов означает изменение
располагаемого дохода.) Если трансферты
увеличиваются на 100$, то располагаемый
доход увеличивается на ту же величину.
При mрс , равной 0,8, потребление увеличится
на 80 $, а поскольку мультипликатор расходов
в данном случае равен 5, то совокупный
доход увеличится на 400 $. Опять мультипликатор
начинает действовать как бы со второй
ступени по сравнению со случаем, когда
увеличиваются государственные закупки,
т. е. не со 100 $, а с 80 $, поэтому и прирост
совокупного дохода составляет не 500 $,
а только 400 $.
Величина
мультипликатора трансфертов
multTr=mрс/(1–mрс), или multTr=mрс/mps.
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент,
который показывает, во сколько раз увеличивается
(уменьшается) совокупный доход при увеличении
(уменьшении) трансфертов на единицу. По
своему абсолютному значению он равен
мультипликатору автономных налогов.
Величина мультипликатора трансфертов
меньше, чем величина мультипликатора
расходов, поскольку трансферты оказывают
косвенное воздействие на совокупный
доход, а расходы (потребительские, инвестиционные
и государственные закупки) – прямое.