Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер ,т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).14
Глава 2. Анализ эффективности фискальной политики в Кыргызской Республике
2.1 Анализ
функционирования фискальной
Экономическое развитие Кыргызстана за 20 лет независимости можно разделить на два этапа: первый – период стабилизации экономики, охватывающий 1993–1997 гг., второй период становления экономической структуры, обеспечивающей устойчивое самоподдерживающее развитие – 1998–2011 гг. Соответственно становление и развитие фискальной политики Кыргызстана необходимо рассматривать в рамках этих двух этапов рыночных преобразований экономики.15 Реформа государственных финансов имеет свои особенности, согласно которым изменения в системе государственного бюджета должны идти постепенно, поскольку государственный бюджет несет основную нагрузку в поддержке программ структурных реформ и стабилизации, преодоление трудностей переходного периода. Поэтому реформа государственных финансов осуществляется во время развития, и основные изменения в бюджетном процессе накапливаются к концу структурных преобразований. Такая закономерность наблюдается во всех странах с экономикой переходного периода. Рыночные преобразования вызвали чрезвычайно высокие темпы роста цен и инфляции, резкое ухудшение уровня жизни большинства населения, дезинтеграцию всей экономики. В этих условиях невозможно было успешное функционирование экономики. С 1990 г. по 1995 г. происходило непрерывное снижение объемов производства. Падение ВВП за этот период составило почти 50%. Инфляция достигла в 1993 г. 1366,0% (здесь и далее данные таблицы).
Экономический кризис переходного периода усилился распадом СССР в результате:
1) разрушения механизма межреспубликанских экономических связей и платежей;
2) потери традиционных рынков с повсеместным снижением совокупного спроса;
3) прекращения субсидий из центра, составлявших около 11% ВВП;
4) резкого ухудшения условий
торговли для Кыргызстана,
Экономика Кыргызской Республики пережила сильный шок: прекратились союзные субсидии, резко ухудшилось исполнение бюджета. Падение экономической активности привело не только к проблемам по управлению налогами, но и резко снизило доходы. Общество столкнулось с возросшей необходимостью осуществления расходов на оборонные цели, ликвидацию стихийных бедствий и социальную помощь. 16
Рыночные факторы не могут быть приведены в действие в полной мере в условиях высокой инфляции и макроэкономической неопределенности. Поэтому рыночные преобразования состояли из осуществления стабилизационной политики и пересмотра социальных программ и системы социальной защиты с тем, чтобы обеспечить переход к рынку с менее болезненными последствиями
2.2.
Анализ макроэкономических
В Кыргызстане осуществляются общие закономерности в развитии государственных финансов, имеющие место во всех странах с переходной экономикой. Это, во-первых, необходимость изменения в налоговой системе, во-вторых, реорганизация структуры расходов и существенный рост удельного веса выплат на социальные нужды, и, в-третьих, неизбежность дефицитного финансирования бюджета.
Причиной фискального кризиса явился, таким образом, резкий рост расходов государства при сокращении доходов бюджета.
Развитие экономики Кыргызстана, ее положение в международной экономической системе зависит от структуры общественного производства. Существующие модели структуры экономики и управления основаны на разграничении частей общественного производства в соответствии с долей производимой продукции, создаваемого капитала, занятости населения и развития секторов. Особенности экономики, ее качественные характеристики проявляются в эффективной структуре экономики.
Структура экономики КР претерпела значительные изменения. Структурные реформы в экономике на фоне глобализации носят неравномерный характер. При этом коренным образом меняется ландшафт финансовых и товарных рынков, рынков труда и капитала. Решение экономических, социальных и экологических проблем обеспечивается эффективным функционированием составных элементов структуры экономики, включающей базовые отрасли, рыночную инфраструктуру и сферу жизнеобеспечения.
Учесть требования процессов глобализации можно только путем усиления инноваций и конкурентоспособности экономики. Для эффективной работы предприятий необходимо внедрять стратегическое планирование и прогнозирование. Стратегическое планирование, выявляя цели и задачи экономической политики, обуславливает совокупность макроэкономических механизмов обеспечения стратегической устойчивости социально-экономическим развитием в целом. Объектом действия данных механизмов выступает макроэкономическая система, среда хозяйствующих субъектов. Микроэкономические же процессы регулируются более конкретными механизмами, в частности механизмами развития реального сектора.
Изменения ВВП и структура общественного производства Кыргызстана
отрасль |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ВВП,млрд сомов |
100,899 |
113,800 |
141,897 |
185,013 |
189,456 |
191,034 |
Темпы роста ВВП |
-0,60% |
2,70% |
6,30% |
7,30% |
2,30% |
0,50% |
С/Х |
30,19% |
31,41% |
36,20% |
25,80% |
31,10% |
27,40% |
Промышленность |
42,30% |
39,90% |
38,90% |
23,80% |
27,80% |
22,10% |
Строительство |
2,70% |
2,74% |
2,90% |
3,10% |
2,80% |
1,80% |
Транспорт и связь |
6,50% |
6,20% |
6,80% |
8,90% |
10,8% |
9,70% |
Торговля |
17,80% |
19,30% |
21,10% |
18,80% |
16,20% |
17,10% |
Финансовые услуги |
0,51% |
0,45% |
0,47% |
0,49% |
0,41% |
0,33% |
Анализ данных таблицы показывает, что структура общественного производства значительно отличается от стандартных значений, которые сложились в передовых развитых странах – доля сельского хозяйства в ВВП составляет от 1,5% до 12% (у нас - 31%), доля промышленности составляет от 22% до 45 % ВВП (в КР - 27,8%), доля транспорта и связи от 2,3% до 15,3% (в КР - 10%), доля торговли составляет от 10 до 25% (в КР - 16,2%) и финансовые услуги составляют от 12% до 28% (в КР - 0,47%).
Значительное отличие структуры экономики КР показывает преимущественное развитие первичного (сельского хозяйства) и вторичного (промышленность) секторов нашей экономики и значительным отставанием третичного и четвертичного секторов услуг и финансовой индустрии. Последние два сектора будут существенно возрастать по объему, численности занятых и используемого капитала, они будут задавать качественные изменения в первых двух секторах. Такое функциональное деление экономики ставит задачу интеграции и взаимозависимости «архитектуры» экономической системы, а в будущем служит толчком для создания нового технологического уклада и высокотехнологичных отраслей лидеров.
Все проводимые реформы прошли под флагом создания рыночной среды как главной цели. Институциональные преобразования, базирующиеся на копировании образцов, избираемых в развитых странах, стали самоцелью. Формы заменили собой содержание – развитие, осуществление процесса расширенного воспроизводства. Реформы были направлены на шоковую либерализацию, приватизацию средних предприятий, мягкую денежно-кредитную политику и невмешательство государства в экономику. Такое состояние экономики было достигнуто за счет низкого индустриального уровня, отсутствия готовых экспортных продуктов, неэффективного управления экономикой и неспособностью экономить ресурсы.
В макроэкономической политике среднегодовой рост ВВП заложен на уровне 6,3%, что очень спорно, так как при таком состоянии энергетики и росте цен на энергоносители, многие предприятия сокращают объемы производства, т.к. вынуждены простаивать из-за снижения объемов продаж. Предприятия не справляются с проблемой предложения новых рабочих мест с высокой производительностью труда и добавленной стоимостью. А это не повышает эффективности предприятий, снижает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики.
Задача сохранения макроэкономической стабильности, этого важнейшего достижения, состоит в проведении более экономной бюджетной политики, более консервативной монетарной политики. Все центральные банки мира – мы не исключение – основной своей целью считают ценовую стабильность, но при этом оговариваются, что бывают отдельные промежутки времени, когда финансовая стабильность, то есть стабильность существования и деятельности банков и других финансовых институтов выходит на передний план.
Мы должны принять антикризисные меры по обеспечению устойчивости экономики страны, потому что проблемы на мировых финансовых рынках при той ситуации, которая у нас сложилась, могут вызвать очень серьезные проблемы и у нас (подтверждением этого является лето 2010 года в России). У нас сразу возникли проблемы с зерном, и это привело к росту цен на муку и другие товары, инфляция в стране составила более 23%. Поэтому правительству надо оперативно проявить политическую волю и вводить механизмы жесткого регулирования цен. Это надо сделать с помощью снижения расходов государства (сокращать расходы на управление и правительство, ЖК).
Непринятие данных мер приведет к следующей революции и это будет бесконечно, т.к. народ хочет мира и стабильности (цен). Руководство страны проявляет малодушие и по большей мере бездействует.
Государство, как мегарегулятор, интересуют не проблемы бизнеса – это проблемы их собственников, его интересует, чтобы бизнес выполнял главную функцию, прежде всего, экономическое развитие, финансовое благополучие, обеспечение ликвидности и расчетов в экономике. Вот эта функция должна быть выполнена всегда, при любых обстоятельствах, и Нацбанк КР должен гарантировать ее выполнение, обеспечивая ликвидность, мгновенную, краткосрочную ликвидность через весь тот набор инструментов, которые у нас есть, и мы обязаны эту обязанность выполнять в полном объеме.
А вот долгосрочное фондирование – это проблемы бизнеса банков. И если возникают существенные проблемы с долгосрочным фондированием, то значит, вероятно, надо пересматривать свои планы активных операций, планы дополнительного развития бизнеса, приобретения дополнительных кредитных портфелей и т.д.
Основные макроэкономические показатели Кыргызстана
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Реальный ВВП, млрд сомов |
100,899 |
113,175 |
141,89 |
185,013 |
189,456 |
181,671 |
Экспорт,$ млн |
942,0 |
1167,1 |
1350,2 |
1642,6 |
1693,1 |
1687,5 |
Импорт, $ млн |
1391,3 |
2205,3 |
2411,7 |
3753,3 |
2813,8 |
2451,4 |
Уровень бедности, % |
49,4 |
47,6 |
43,4 |
41,8 |
51,8 |
54,3 |
Средняя зарплата, $ |
49,5 |
59,0 |
78,2 |
90,8 |
115,9 |
118,2 |
Спад экономики Кыргызстана в 2010 г. основан на снижении импорта, примерно на 48%.
В последние годы реформы сопровождаются незначительным повышением темпов роста ВВП и инвестиций, однако достигнутые результаты нивелируются растущей инфляцией. Борьба с инфляцией ведется неэффективными методами, наша инфляция вызвана удорожанием импорта, к сожалению, мы от него зависим (зерно, ГСМ, продукты питания, оборудование и металлы).17 Создание новой модели экономики требует изменения макроструктурных пропорций, а именно ориентация на внутренний спрос и сокращение доли импорта, увеличение доли отечественных товаров, увеличение доходов и накоплений реального сектора, изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Сбалансированный по отношению динамике роста производства и инфляции рост денежной массы и увеличение безналичных расчетов, достижение устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами при активной роли государства.18
Таким образом, основные моменты реформы бюджетной сферы еще не реализованы в полной мере. Необходимы кардинальные меры в реформах налогово-бюджетной сферы Кыргызстана.
Глава 3. Проблемы и перспективы реализации фискальной политики
3.1 Проблемы реализации и пути решения
Как и любая сфера регулирования, фискальная политика имеет ряд проблем, которые препятствуют её реализации.19 К ним относятся: