Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Рассмотрим каждую проблему более подробно.20
Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение налогов ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» или недопроизведенной из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. А также, она касается проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования» Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после Первой Мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Американский журналист Эвви Неф, считал: «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.»
Экономисты с этим прекрасно справились. Есть определенные пути решения проблем реализации фискальной политики.21
Эффективность фискальной политики отражается на всех сторонах жизни общества, кроме того, дает определенные сигналы экономическим агентам и населению в дееспособности государства не только в целенаправленном, но и эффективном распределении государственных ресурсов.22
Глобальный финансовый кризис стал серьезным вызовом для фискальной устойчивости Кыргызской Республики, в частности и для экономики страны в целом. Страна вышла из кризисных проявлений с минимальными потерями, номинально выросли доходы государственного бюджета, но и существенно возросли расходы государственного бюджета. Последовавшее за кризисом сокращение потребительского спроса, а также снижение объема производства фактически во всех отраслях привели к объективному сокращению налоговой базы, что, собственно, ведет за собой снижение возможностей государственного бюджета финансировать социально значимые статьи расходов.
Определение приоритетов в фискальной политике крайне важно и актуально. Тем более смещение приоритетов в сторону инвестиционной составляющей в государственных расходах простимулирует потенциальный экономический рост национальной экономики. Понятно, что государство должно способствовать росту внутреннего спроса через фискальные стимулы и инструменты, что и является одной из общепризнанных антикризисных мер.
Более того фискальная политика должна учитывать потенциальные риски для финансового положения государства и в соответствии с этим расходы должны быть на экономически приемлемом уровне.
Существующая налоговая политика является стимулирующей для экономических агентов и положительно влияющей на инвестиционный климат страны. Так, основополагающими направлениями налоговой политики являлись, дальнейшее снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов, отмена неэффективных и нерыночных налогов. Однако отмечаемые в процессе аудитов недостатки в налоговом и таможенном администрировании имеют место быть. В связи с чем совершенствование системы администрирования носит насущный, крайне необходимый характер, что приведет к повышению эффективности, снижению коррупции, а также к большей транспарентности.
Проводимая красной нитью через всю среднесрочную фискальную политику идея пересмотра самой направленности бюджета из потребительской в инвестиционную позволит переориентировать бюджет на цели не текущего потребления, а на цели стимулирования инвестиционной составляющей.
Совершенствование фискальной политики и расширение налогооблагаемой базы - основного источника дохода бюджета республики должна быть направлена на создание основы для устойчивого экономического развития.23
Стратегия доходов и приоритеты расходов бюджета должна быть направлена на проведение реформы в фискальной сфере в целях улучшения системы управления государственными финансами.
Создание фундамента для стабилизации экономик республики и его дальнейшего устойчивого форсированного развития фискальная политика должна быть разумной и учитывать потенциальные риски для финансового положения государства, а расходы бюджета должны быть на экономически приемлемом уровне. Для этих целей необходимо продолжить:
Таким образом, для фискальной политики характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».
Заключение
Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».
1 Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2006. c 472
2 Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд. 2005г, с 469
3 Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2007. c 244.
4 Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008.с 56
5 Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., 2005 г , с 470-471
6 Учебное пособие 6 курс лекций по макроэкономике. В.А.Шевчук. 2007 г, с 67
7 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2007.
8 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2005.с 243
9 Основы экономической теории. Под редакцией С.В. Мочёрного. Киев: Знание, 2005.с 15
10 Экономическая теория, под ред. В. Д. Камеева, Москва, ВЛАДОС, 2005 г., с 137
11 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г ,с 27
12 Макроэкономика – 2: Учебник/ Шагас Н.Л., Туманова Е.А./ Издательство МГУ. 2006г, с 344
13 Основы макроэкономического анализа: Учебное пособие/ Косов Н.С./ ТГТУ . 2007,с 8-10
14 Введение в макроэкономику. Матвеева Т.Ю. 2007. с 178
15 Вестник КРСУ.Асанов.Т.А. 2004. Том 4. № 2, с 1-5
16 Вестник КРСУ.Асанов Т.А. 2004. Том 4. № 2 с 7
17 Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности. Экономист. № 12, 2004.
18 Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики, № 12, 2010 .
19 Экономическая теория: Учебное пособие /Багинова В.В., Бродская Т.Г., Громыко В.В., Добрынин Л.А., Журавлева Г.П., Забелина М.И./ Москва 2011г ,с 466
20 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г ,с 35
21 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г
23 Бюджетная резолюция КР на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 гг.