Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Тема фискальной политики, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОРИГИНАЛ.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим каждую проблему более  подробно.20

   Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение налогов ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» или недопроизведенной из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

   Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

   Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. А также, она касается проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования» Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после Первой Мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

    Американский журналист Эвви Неф, считал: «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.»

Экономисты с этим прекрасно справились. Есть определенные пути решения проблем реализации фискальной политики.21

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Сглаживание циклических колебаний экономики происходит автоматически.

 

    1. Перспективы развития фискальной политики

    Эффективность фискальной политики отражается на всех сторонах жизни общества, кроме того, дает определенные сигналы экономическим агентам и населению в дееспособности государства не только в целенаправленном, но и эффективном распределении государственных ресурсов.22

     Глобальный финансовый кризис стал серьезным вызовом для фискальной устойчивости Кыргызской Республики, в частности и для экономики страны в целом. Страна вышла из кризисных проявлений с минимальными потерями, номинально выросли доходы государственного бюджета, но и существенно возросли расходы государственного бюджета. Последовавшее за кризисом сокращение потребительского спроса, а также снижение объема производства фактически во всех отраслях привели к объективному сокращению налоговой базы, что, собственно, ведет за собой снижение возможностей государственного бюджета финансировать социально значимые статьи расходов.

    Определение приоритетов в фискальной политике крайне важно и актуально. Тем более смещение приоритетов в сторону инвестиционной составляющей в государственных расходах простимулирует потенциальный экономический рост национальной экономики. Понятно, что государство должно способствовать росту внутреннего спроса через фискальные стимулы и инструменты, что и является одной из общепризнанных антикризисных мер.

   Более того фискальная политика должна учитывать потенциальные риски для финансового положения государства и в соответствии с этим расходы должны быть на экономически приемлемом уровне.

    Существующая налоговая политика является стимулирующей для экономических агентов и положительно влияющей на инвестиционный климат страны. Так, основополагающими направлениями налоговой политики являлись, дальнейшее снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов, отмена неэффективных и нерыночных налогов. Однако отмечаемые в процессе аудитов недостатки в налоговом и таможенном администрировании имеют место быть. В связи с чем совершенствование системы администрирования носит насущный, крайне необходимый характер, что приведет к повышению эффективности, снижению коррупции, а также к большей транспарентности.

   Проводимая красной нитью через всю среднесрочную фискальную политику идея пересмотра самой направленности бюджета из потребительской в инвестиционную позволит переориентировать бюджет на цели не текущего потребления, а на цели стимулирования инвестиционной составляющей.

    Совершенствование фискальной политики и расширение налогооблагаемой базы - основного источника дохода бюджета республики должна быть направлена на создание основы для устойчивого экономического развития.23

Стратегия доходов  и приоритеты расходов бюджета должна быть направлена на проведение реформы в фискальной сфере в целях улучшения системы управления государственными финансами.

Создание фундамента для стабилизации экономик республики и его дальнейшего устойчивого форсированного развития фискальная политика должна быть разумной и учитывать потенциальные риски для финансового положения государства, а расходы бюджета должны быть на экономически приемлемом уровне. Для этих целей необходимо продолжить:

    • совершенствование системы налогового и таможенного администрирования для достижения разумного баланса прав предпринимателя и контролирующих органов, снижение коррупции, обеспечение прозрачности и повышения эффективности их деятельности;
    • реформу в фискальной политике, обеспечив переход к системе «один налог», «один фискальный орган», «одна проверка», «одно окно», «одно »;
    • ввести систему обращения налоговой задолженности в налоговое кредитование, разработав механизм их погашения в течение 5 лет;
    • создание условий для легализации теневого сектора экономики, в частности неформального сектора экономики, негативно влияющих на налоговую и социальную базу.
    • оптимизация механизма перераспределения доходов республиканского и местного бюджетов, в целях эффективности реализации социальных проектов и программ местными бюджетами;
    • модифицировать процессы, полномочия и законодательство по формированию фискальной политики и ее реализации с учетом последних реформ государственного управления;
    • организация эффективного использования государственного имущества и предприятий.

           Таким образом, для фискальной политики  характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».

1 Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2006. c 472

2 Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд. 2005г, с 469

3 Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2007. c 244.

4 Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008.с 56

5 Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., 2005 г , с 470-471

6 Учебное пособие 6 курс лекций по макроэкономике. В.А.Шевчук. 2007 г, с 67

7 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2007.

8 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2005.с 243

9 Основы экономической теории. Под редакцией С.В. Мочёрного. Киев: Знание, 2005.с 15

10 Экономическая теория, под ред. В. Д. Камеева, Москва, ВЛАДОС, 2005 г., с 137

11 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г ,с 27

12 Макроэкономика – 2: Учебник/  Шагас Н.Л., Туманова Е.А./  Издательство МГУ. 2006г, с 344

13 Основы макроэкономического анализа: Учебное пособие/ Косов Н.С./ ТГТУ . 2007,с 8-10

14 Введение в макроэкономику. Матвеева Т.Ю. 2007. с 178

15 Вестник КРСУ.Асанов.Т.А. 2004. Том 4. № 2, с 1-5

16 Вестник КРСУ.Асанов Т.А. 2004. Том 4. № 2 с 7

17 Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности. Экономист. № 12, 2004.

18 Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики, № 12, 2010 .

19 Экономическая теория: Учебное пособие /Багинова В.В., Бродская Т.Г., Громыко В.В., Добрынин Л.А., Журавлева Г.П., Забелина М.И./ Москва 2011г ,с 466

20 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г ,с 35

21 Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Автор-Матвеева Т.Ю. 2007г

22 Искандер Гайпкулов: Фискальная политика - основополагающий инструмент экономического регулирования

23 Бюджетная резолюция КР на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 гг.

 


Информация о работе Фискальная политика