Фондовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Становление в России рыночных отношений привело не только к трансформации существовавших ранее форм и методов управления, изменению технологии функционирования товарных и финансовых рынков, модернизации всех сфер экономики. Свое второе рождение получили некоторые виды экономической деятельности, которые не требовались в условиях административной экономики, в частности фондовый рынок.

Содержание работы

1. Введение 3
2.1 Сущность и появление бирж 4
2.2 Структура фондового рынка. 6
2.3 Инфраструктура рынка. 8
2.4 Фондовая биржа. 8
2.5 Профессиональные участники фондового рынка. 11
3.1 Капитал в форме ценных бумаг. 14
3.2 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. 15
3.3 Роль инвестора в рыночной экономике. 17
3.4 Регулирование фондового рынка 17
3.5 Проблема разрыва между собственностью и контролем. 21
4. Заключение. 22
5. Список литературы 23

Файлы: 1 файл

2.docx

— 129.39 Кб (Скачать файл)

В структуре вторичного рынка  выделяют биржевой и внебиржевой  оборот ценных бумаг.

Термин «биржевой оборот»  означает куплю-продажу ценных бумаг  на бирже. Внебиржевой оборот означает куплю-продажу бумаг вне стен биржи посредством прямого согласования условий сделки между продавцом  и покупателем. На биржу допускаются  не все компании, а только те из них, которые отвечают установленным  на бирже правилам. Тот факт, что  бумаги какой-либо фирмы котируются (т. е. продаются и покупаются) на бирже, является для нее престижным. Одновременно биржа не допускает  к биржевому обороту бумаги второразрядных компаний.

Каждая биржа устанавливает  свои требования к приему ценных бумаг. Поэтому бумаги некоторых компаний могут котироваться на одной и  не котироваться на другой бирже. Во внебиржевом  обороте котируются бумаги обычно второразрядных компаний; бумаги некоторых фирм могут  одновременно обращаться как в биржевом, так и во внебиржевом обороте.

Внебиржевой оборот действует  на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих в единый организм проводами связи тысячи инвестиционных фирм. Если биржевой рынок доступен только для солидных корпораций, то внебиржевой – практически любой  компании. Для этого необходимо только чтобы нашлась брокерская фирма, которая согласилась бы поддержать вторичный рынок по данному виду бумаг

 

 

3.3 Роль инвестора в рыночной экономике.

В последние десятилетия  инвестор стал ключевым звеном рыночной экономики, на его потребности ориентируется  весь фондовый рынок. Часть финансовых потоков может проходить мимо эмитентов, часть – обходить финансовых посредников. Но ни один инвестиционный поток не может существовать без  связи с инвесторами.

Инвесторы получают прибыль  при помощи специального инструмента  – ценных бумаг, которые независимо от названия выполняют одну и ту же функцию – распределение доходов  от эксплуатации капитала. Такие доходы призваны обеспечивать будущее инвесторов гораздо надежнее, чем накопленные  деньги. Последние лишь обслуживают  товарный оборот, а ценные бумаги как  показатели инвестиций отражают создаваемое  обществом реальное национальное богатство. Поэтому распределение прибыли  на основе инвестиций в ценные бумаги экономически наиболее справедливо. Инвестор, отказываясь от немедленного товарного  потребления, добровольно перераспределяет свои личные доходы в пользу дальнейшего  развития производства. Поэтому доходы, на которые он рассчитывает в будущем, становятся базой для утверждения  социальной справедливости в обществе.

3.4 Регулирование фондового рынка

Регулирования фондового  рынка – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти  действия.

Регулирование фондового  рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций  инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это  подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным  документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации  в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование  – это подчиненность деятельности данной организации нормативным  актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование фондового  рынка осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

         a) государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

        б) регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;

         в) общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Процесс регулирования на фондовом рынке включает:

·          создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений  и других нормативных актов, которые  ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

 

·          отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;

·          контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

·          систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Государство на фондовом рынке  выступает в качестве:

·          эмитента при выпуске государственных  ценных бумаг;

·          инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

·          профессионального участника при  торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

·          регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

·          верховного арбитра в спорах между  участниками рынка через систему  судебных органов.

Государственное регулирование  фондового рынка – это регулирование  со стороны общественных органов  государственной власти.

Рис. 3. Основные функции фондовой биржи

Рис. 4. Формы государственного управления рынка

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны  государства осуществляется путем:

·          установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;

·          регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;

·          лицензирование профессиональной деятельности;

·          обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;

·          поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся  в его распоряжении экономические  рычаги и капиталы:

·          систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

·          денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы  и др.);

·          государственные капиталы (государственный  бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

·          государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции  регулирования государством фондового  рынка:

Первая концепция –  регулирование рынка преимущественно  сосредотачивается в государственных  органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример – Франция.

Вторая концепция –  максимально возможный объем  полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в  контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка  при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться  в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации  и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить  что, структура государственных  органов, регулирующих рынок, зависит  от модели рынка, принятой в той или  иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством  часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США – штатам, в  Германии – землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.

Структура органов государственного регулирования российского фондового  рынка в настоящее время еще  не сложилась. Высшими органами государственной  власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового  рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный  комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.

Саморегулируемые организации  – это некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками фондового рынка  на добровольной основе, с целью  регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут  принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Надзор за деятельностью  саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

3.5 Проблема разрыва между собственностью и контролем.

Около 90% объема промышленной продукции в сегодняшней России производится в негосударственном  секторе экономики, главным образом  на крупных корпоративных предприятиях. Как показывает мировой опыт, важнейшей  предпосылкой ускоренного роста  экономики корпоративного типа является не политическая стабильность в государстве  и даже не низкий уровень налогообложения, а оптимальный баланс интересов  собственников и управляющих  на предприятиях и фирмах.

Потенциальные собственники в нашей стране уже есть – это  владельцы акций приватизированных  предприятий. Их может стать больше в случае, если инвестирование личных сбережений в производственный капитал  будет в России экономически выгодным. Согласно проведенным исследованиям, около 60% акционерного капитала на крупных  российских предприятиях принадлежит  собственникам, индивидуальная доля которых  не превышает 5%. Именно они выступают  формальными владельцами предприятий, вынужденными доверять управление своей  собственностью не контролируемому  ими менеджменту. Если учесть здесь  и находящееся в аналогичном  положении государство, являющееся собственником примерно 10% всего  акционерного капитала, разрыв между  собственностью и контролем становится еще более очевидным.

Таким образом, существование  стабильной рыночной экономики невозможно без создания рынка ценных бумаг  как института обеспечения реальных прав собственности на средства производства. Только этот рынок способен выполнять  функции мобилизации мелких частных  сбережений в целях осуществления  производственных инвестиций и перераспределения  финансовых ресурсов в наиболее эффективные  секторы экономики.

 

4. Заключение.

Как уже упоминалось ранее, возникновение и обращение фондового  рынка тесным образом связаны с функционированием рынка реальных активов. Исходя из определения инфраструктуры, можно сказать что он является специализированной организацией, необходимой для обслуживания рынка материальных ресурсов. Прежде всего, его «помощь» состоит в привлечении инвестиций в производство; по изменению курса акций можно делать выводы об экономической стабильности предприятия и о ценах на производимую продукцию; кроме того можно проследить связь и с рынком труда, так как на фондовой бирже и в различных брокерских конторах занято большое количество людей.

Итак, мы рассмотрели функционирование фондового рынка с различных  сторон. Роль этого рынка в развитии и процветании экономики любой  страны, в том числе и России, очень велика. Развитие в стране рынка ценных бумаг направлено на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное использование и перераспределение  на основе конкуренции между предприятиями  для более быстрого экономического развития, поскольку обращение ценных бумаг является необходимым элементом рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           5.  Список использованной литературы

 

1.       Фондовая  биржа РТС (www.rts.ru);

2.       Фондовая  биржа ММВБ (www.micex.ru);

3.       Российский  государственный комитет статистики (www.gks.ru);

4.       РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru);

5.       Налоговый  Кодекс Российской Федерации  от 1.07.2002 г.;

6.       Федеральный  Закон от 22.04.1996 «О рынке ценных  бумаг»;

7.       Федеральный  Закон от 20.02.1992 «О товарной бирже  и биржевой торговле»;

8.       Журнал  «Финансовый директор» (Суворова  Елизавета, Российский фондовый  рынок как часть мировой системы);

9.       Журнал  «Экономика России: XXI век» №22 (Российский  фондовый рынок основные тенденции);

10.     Журнал «Вопросы  экономики» №11 от 2001 г. (Сизов Ю. Стратегический подход к регулированию рынка ценных бумаг);

11.     Газета «Коммерсантъ»  №195 (4012) от 25.10.2008 г.;

12.     РЦБ №4  от 2000 г. (Миркин Я. «Карточный  домик».);

13.     Селищев А.С.  Макроэкономика. – СПб.: «Издательство  «Питер»», 2000.-448 с.:ил. – (Серия «Базовый курс»);

14.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/под  общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидировича; МГУ им М.В. Ломоносова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 496 с.;

 


Информация о работе Фондовый рынок