Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Становление в России рыночных отношений привело не только к трансформации существовавших ранее форм и методов управления, изменению технологии функционирования товарных и финансовых рынков, модернизации всех сфер экономики. Свое второе рождение получили некоторые виды экономической деятельности, которые не требовались в условиях административной экономики, в частности фондовый рынок.
1. Введение 3
2.1 Сущность и появление бирж 4
2.2 Структура фондового рынка. 6
2.3 Инфраструктура рынка. 8
2.4 Фондовая биржа. 8
2.5 Профессиональные участники фондового рынка. 11
3.1 Капитал в форме ценных бумаг. 14
3.2 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. 15
3.3 Роль инвестора в рыночной экономике. 17
3.4 Регулирование фондового рынка 17
3.5 Проблема разрыва между собственностью и контролем. 21
4. Заключение. 22
5. Список литературы 23
В структуре вторичного рынка выделяют биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.
Термин «биржевой оборот»
означает куплю-продажу ценных бумаг
на бирже. Внебиржевой оборот означает
куплю-продажу бумаг вне стен
биржи посредством прямого
Каждая биржа устанавливает свои требования к приему ценных бумаг. Поэтому бумаги некоторых компаний могут котироваться на одной и не котироваться на другой бирже. Во внебиржевом обороте котируются бумаги обычно второразрядных компаний; бумаги некоторых фирм могут одновременно обращаться как в биржевом, так и во внебиржевом обороте.
Внебиржевой оборот действует
на основе телефона, телекса, компьютерной
сети, объединяющих в единый организм
проводами связи тысячи инвестиционных
фирм. Если биржевой рынок доступен
только для солидных корпораций, то
внебиржевой – практически
3.3 Роль инвестора в рыночной экономике.
В последние десятилетия инвестор стал ключевым звеном рыночной экономики, на его потребности ориентируется весь фондовый рынок. Часть финансовых потоков может проходить мимо эмитентов, часть – обходить финансовых посредников. Но ни один инвестиционный поток не может существовать без связи с инвесторами.
Инвесторы получают прибыль
при помощи специального инструмента
– ценных бумаг, которые независимо
от названия выполняют одну и ту
же функцию – распределение
3.4 Регулирование фондового рынка
Регулирования фондового рынка – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка
может быть внешним и внутренним.
Внутреннее регулирование – это
подчиненность деятельности данной
организации ее собственным нормативным
документам: уставу, правилам и другим
внутренним нормативным документам,
определяющим деятельность этой организации
в целом, ее подразделений и ее
работников. Внешнее регулирование
– это подчиненность
Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
a) государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
б) регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
в) общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Процесс регулирования на фондовом рынке включает:
· создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
· отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
· контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
· систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Государство на фондовом рынке выступает в качестве:
· эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
·
профессионального участника
· регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
·
верховного арбитра в спорах между
участниками рынка через
Государственное регулирование
фондового рынка – это
Рис. 3. Основные функции фондовой биржи
Рис. 4. Формы государственного управления рынка
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
· регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирование профессиональной деятельности;
· обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержка правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка:
Первая концепция –
регулирование рынка
Вторая концепция – максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.
В реальной практике развитых
зарубежных рынков степень централизации
и жесткость регулирования
Структура органов государственного
регулирования российского
Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
3.5 Проблема разрыва между собственностью и контролем.
Около 90% объема промышленной
продукции в сегодняшней России
производится в негосударственном
секторе экономики, главным образом
на крупных корпоративных
Потенциальные собственники
в нашей стране уже есть – это
владельцы акций
Таким образом, существование
стабильной рыночной экономики невозможно
без создания рынка ценных бумаг
как института обеспечения
4. Заключение.
Как уже упоминалось ранее,
возникновение и обращение
Итак, мы рассмотрели функционирование
фондового рынка с различных
сторон. Роль этого рынка в развитии
и процветании экономики любой
страны, в том числе и России,
очень велика. Развитие в стране
рынка ценных бумаг направлено на
мобилизацию финансовых ресурсов, их
рациональное использование и
5. Список использованной литературы
1. Фондовая биржа РТС (www.rts.ru);
2. Фондовая биржа ММВБ (www.micex.ru);
3. Российский
государственный комитет
4. РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru);
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 1.07.2002 г.;
6. Федеральный Закон от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;
7. Федеральный Закон от 20.02.1992 «О товарной бирже и биржевой торговле»;
8. Журнал
«Финансовый директор» (
9. Журнал
«Экономика России: XXI век» №22 (Российский
фондовый рынок основные
10. Журнал «Вопросы экономики» №11 от 2001 г. (Сизов Ю. Стратегический подход к регулированию рынка ценных бумаг);
11. Газета «Коммерсантъ» №195 (4012) от 25.10.2008 г.;
12. РЦБ №4 от 2000 г. (Миркин Я. «Карточный домик».);
13. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: «Издательство «Питер»», 2000.-448 с.:ил. – (Серия «Базовый курс»);
14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидировича; МГУ им М.В. Ломоносова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 496 с.;