Формирование малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71.7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.

Файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

  • Некомпетентность;
  • Несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • Нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, умении заводить и поддерживать деловые связи контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

  • запущенность бизнеса;
  • плохое здоровье или вредные привычки;
  • катастрофы, пожары, воровство и т.д.
  • мошенничество.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении особыми структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит их двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На продолжительность функционирования фирмы оказывают влияние и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

В настоящее время  даже в странах с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли малых предприятий, хотя их устойчивость относительно низкая. При росте численности  малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических и социальных задач. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малых бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 Однако, анализируя  предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.

Во-первых, сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень  организационно-экономических и  правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной  культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение  определенной части населения, которое связывает предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ  для регулирования развития бизнеса  на региональном уровне.

В-пятых, слабость государственной поддержки малого бизнеса.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый  бизнес по всем направлениям. Уровень  инфляции и рост цен на все факторы  производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются предприятия, которые функционируют в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговое давление также оказывает влияние на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. И сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

 

 

4. Коммерческие организации  – субъекты малого бизнеса.

 

Коммерческими организациями  являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими  организациями, могут создаваться  в форме хозяйственных товариществ  и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества. А теперь более подробно остановимся на их характеристике.

 

4.1. Полное товарищество

 

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам своим имуществом. Это означает, что если частное лицо вошло в товарищество на правах одного из учредителей, то случае банкротства у него будет конфисковано все личное имущество, выходящее за рамки жизненно необходимого: картины, мебель, ювелирные изделия и т.д. Участниками полного товарищества могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица как коммерческие организации. Договор о их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. Таким образом, учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который должен быть подписан всеми участниками полного товарищества. В учредительный договор должны быть включены следующие обязательные сведения:

  • порядок совместной деятельности по созданию полного товарищества;
  • о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов;
  • наименование полного товарищества и место его нахождения.

Полное товарищество должно иметь фирменное наименование, содержащее либо имена всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов « и компания» и слова «полное товарищество».

Управление полным товариществом  осуществляется по общему согласию всех его участников; каждый участник полного товарищества имеет один голос. Но бывают случаи, когда решение принимается большинством голосов участников, в таком случае будет иной порядок определения количества голосов его участников при принятии решений.

Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени  товарищества, если учредительным договором  не установлено, что все участники  полного товарищества ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел его участниками для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников. Если ведение дел полного товарищества поручено поручается одному лицу, то остальные участники для совершения сделки  должны иметь доверенность от лица, на которого было возложено ведение дел товарищества.

Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что  его участники несут ответственность  своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного  товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. В тоже время участник, выбывший из полного товарищества, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет после его ухода.

Прекращение деятельности полного  товарищества может быть осуществлено путем его реорганизации или  ликвидации в соответствии с законом. Полное товарищество может функционировать, если в его составе есть хотя бы два участника. Если же в составе полного товарищества остается один участник, то полное товарищество должно быть ликвидировано.

 

4.2. Коммандитное товарищество

 

Товарищество на вере или коммандитное – модифицированная форма полного товарищества. Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в общество. Такие участники, которые рискуют лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками и называются коммандистами. Они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Главной особенностью коммандитного  товарищества является положение полных товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор  о создании товарищества на вере, управляют  им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению. Однако они несут обязанности и имеют права, как и полные товарищи в коммандитном товариществе.

Вкладчик имеет право:

  1. получать часть прибыли товарищества;
  2. знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
  3. по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
  4. передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.

Участниками товарищества на вере в качестве полных товарищей  могут быть индивидуальные предприниматели  или коммерческие организации, а  в качестве вкладчиков – граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере. Участник полного товарищества не может полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Учредительным документом товарищества на вере является учредительный  договор, который подписывается  всеми полными товарищами. Он должен включать в себя следующее:

  • условия о размере и составе складочного капитала товарищества;
  • о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов;
  • о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Кроме того, в учредительном  договоре должен быть установлен порядок  получения вкладчиками части  прибыли, условия получения вкладчиками своего вклада при выходе из товарищества, условия распределения имущества между полными товарищами и вкладчиками при ликвидации товарищества на вере после удовлетворения требования кредиторов, место нахождения товарищества на вере, фирменное наименование.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать  либо имена всех полных товарищей  и слова «товарищество на вере»  или «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного  товарища с добавлением слов «и компания»  и слова «коммандитное товарищество» или «товарищество на вере». Например, названия типа «Джонсон-Джонсон и К0», «Иванов, сыновья и К0» и т. п.

 

4.3. Ограниченное товарищество

 

Ограниченное товарищество (общество с ограниченной ответственностью) – такое объединение, которое формируется на основе заранее определенных вкладов пайщиков. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается общество, уставный капитал которого разделен доли определенных размеров; участники такого общества не отвечают по его обязательствам и рискуют лишь в пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная ответственность».

Информация о работе Формирование малого и среднего бизнеса в России