Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила для освещения следующие задачи:
- определить, что такое рынок труда?
- раскрыть сущность занятости населения.
- ответить на вопрос: возможна ли полная занятость?

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования рынка труда и занятости
1.1 Основные понятия рынка труда и занятости
1.2 Формирование и развитие рынка труда
1.3 Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России
1.4 Регулирование рынка труда
Глава II. Сущность занятости населения
2.1 Виды занятости
2.2 Сущность занятости населения
2.3 Программа занятости как механизм реализации
2.4 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

№9.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

Развитие экономики характеризуется  тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики.

Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической  и социально политической жизни  общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости...

Рынок труда отражает некоторые  тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей  силы, масштабы и динамику безработицы.

Неполная занятость - это такое  положение, при котором выполняемая  работа не требует полного использования  квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям  и не позволяет получать такую  зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объема), на которую мог бы претендовать.

Полная занятость - это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование  ему и его семье.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при  которых каждому трудоспособному  человеку предоставляется возможность  при его желании быть занятым  или незанятым. Полня занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Формирование и развитие рынка труда

Рынок труда считается одной  из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный, многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сводить только к проблемам занятости и безработицы, при всем значении этих аспектов в экономическом и социальном отношениях.

Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов  и методов построения структуры  и механизма функционирования. В  зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется  на макро- и микроуровнях (на предприятии и вне его). Суть формирования рынка труда состоит в создании устойчивых экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут существовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отличием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является возможность многовариантного выбора и непосредственного сочетания интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.

В роли субъектов спроса и предложения  труда выступают юридические  и физические лица. Первую группу составляют нуждающиеся в рабочей силе; вторую - предлагающие рабочую силу и, наконец, третью - выполняющие посреднические и консультационные функции в  процессе взаимоотношений между  первыми двумя группами лиц.

Цель формирования внутренних рынков - это создание гибких форм обеспечения  предприятия необходимым персоналом на основе оптимального сочетания принципов  его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может  ограничить постоянный штат работников основным контингентом требуемых рабочих  и специалистов (костяком), привлекая  остальных работников с внешних  рынков по мере необходимости. Такой  подход избавляет от необходимости  постоянного содержания лишнего  штата работников, как это практиковалось при директивном планировании и  сокращении штатов, традиционно сложившейся  структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного  и временного персонала, естественно, должна зависеть от темпов обновления продукции и технологии. Учитывая необходимость комплексного подхода  к анализу и формированию персонала  на предприятиях, целесообразно в  настоящих условиях на базе действующих  разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отдел кадров, труда  и заработной платы, подготовки кадров и т.д.) создать единую службу управления персоналом.

Внешние же рынки труда формируются  с учетом профессиональных и социальных признаков рабочей силы. Как видим, при рассмотрении рынка труда  очень часто употребляется понятие  «рабочая сила» и она признается товаром. Признание же рабочей силы товаром предполагает определение  ее стоимости и цены, как основы установления уровня оплаты труда. Стоимость  рабочей силы характеризуется двумя  факторами: во-первых, профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых  знаний и умений) и во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину. Отсюда цена рабочей силы может быть определена в денежной форме исходя из удельных затрат на обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий.

Для формирования полноценного рынка  труда необходимо исходить из его  неразрывной связи с другими  рынками: рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого  зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, воздание конкуренции на рынке труда, обеспечение свободного перемещения  рабочей силы, ее трудоустройства, переобучения, социальной защиты безработных и  т.д. Все эти и другие социально-экономические  задачи обусловлены достижением  максимально возможного сбалансированного  спроса и предложения рабочей  силы.

В условиях рынка должна формироваться  и новая социальная политика в  сфере труда. Ее составляющими должны быть четыре направления (стратегии).

Компенсационная стратегия. Ее объект - высвобождающиеся работники, подлежащие перераспределению и переподготовке. Эта стратегия должна обеспечивать необходимую социальную защиту трудящихся.

Стимулирующая стратегия. Она предполагает создание и реализацию такого социального механизма, который бы обеспечивал ответственное, заинтересованное отношение к труду различных занятых групп и максимально учитывал разнообразие их установок и трудового поведения.

Стратегия социальной адаптации. Она обеспечивает плюрализм форм трудового образа жизни. Люди могут выбрать себе любой вид трудовой деятельности, если нет работы на государственных и частных предприятиях.

Стратегия социального  партнерства. Ее основное назначение - это достижение согласия по разным аспектам трудовой деятельности между тремя социальными субъектами: правительством, предпринимателями (руководителями предприятий) и трудящимися. Основная в этом случае стратегия - это ведение диалога между тремя сторонами.

Факторы, влияющие на развитие рынка труда в современной  России

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно  сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах  окажут воздействие следующие факторы:

1) Увеличение в 2003-2005 годах численности  населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 %), что обусловлено вступлением  в трудоспособный возраст значительной  части граждан, родившихся в  80-е годы. В 2003 году будет отмечаться  максимальный за последние годы  прирост населения трудоспособного  возраста - на 674 тыс. человек, после  чего он будет постоянно снижаться:  в 2004 году составит 542 тыс. человек,  в 2005 году - 258 тыс. человек, а  после 2006 года начнется абсолютное  сокращение численности населения  трудоспособного возраста.

2) Сохранение тенденции превышения  предложения рабочей силы над  спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

3) Профессиональный уровень значительной  части работников российских  организаций не соответствует  требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на  их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве.

4) Сохранение высокого уровня  неэффективной занятости.

5) Недостаточный уровень развития  сферы малого бизнеса.

6) Рост напряженности на рынке  труда в сельской местности,  обусловленный ростом численности  трудоспособного населения и  ростом общей и регистрируемой  безработицы, недостаточные темпы  развития малых форм хозяйствования  на селе, сдерживающие рост новых  рабочих мест в аграрном секторе  экономики.

7) Наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию  на внутреннем рынке труда  и осложняющей ситуацию в области  занятости населения в ряде  приграничных районов Сибири  и Дальнего Востока.

8) Сохранение низкой конкурентоспособности  на рынке труда отдельных категорий  граждан (молодежи без практического  опыта работы, женщин, имеющих малолетних  детей, инвалидов, беженцев, вынужденных  переселенцев и др.), обусловленной  ужесточением требований работодателей.

Регулирование рынка труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства  охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос  на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя  основные параметры найма в масштабах  национальной экономики. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посреднически - вспомогательная  роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию  поиска и предоставления рабочих  мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально  быстрой адаптации последствий  и меняющихся требований рынка.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в  первой половине XIX века. В России биржи  труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда  в России до 1917 года получили широкое  распространение платные частные  посреднические конторы. В настоящее  время функции биржи труда  выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством  труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве  безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и  предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся  профессиях, в - четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда  оказывает не очень большое влияние  на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными  для предпринимателей. Многие предприниматели  нанимают работников непосредственно  через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным  работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая жизнь  стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение  научно- технического прогресса, структурная  перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях блокирования рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение. 
Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

Глава II. Виды занятости

Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной с удовлетворением  личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она подразделяется на несколько видов по ряду признаков.

Информация о работе Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации