Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила для освещения следующие задачи:
- определить, что такое рынок труда?
- раскрыть сущность занятости населения.
- ответить на вопрос: возможна ли полная занятость?

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования рынка труда и занятости
1.1 Основные понятия рынка труда и занятости
1.2 Формирование и развитие рынка труда
1.3 Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России
1.4 Регулирование рынка труда
Глава II. Сущность занятости населения
2.1 Виды занятости
2.2 Сущность занятости населения
2.3 Программа занятости как механизм реализации
2.4 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

№9.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

-по характеру деятельности - работа  на предприятиях всех видов  собственности, работа за рубежом,  исполнение государственных и  общественных обязанностей, служба  в армии, индивидуальная трудовая  деятельность, личное подсобное  хозяйство.

- по сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотрослям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.

- по территориальному признаку.

- по уровню урбанизации - по  соотношению между численностью  трудовых ресурсов города и  села.

- по профессионально-квалификационному  признаку - распределение работников  по группам их квалификации, уровню  образования и т.д.

- по видам собственности и  формам организации труда.

Каждый из выше перечисленных видов  занятости реализуется с помощью  организационно-правовых способов и  условий использования рабочей  силы, характеризующих формы занятости. В зависимости от формы организации  рабочего времени различают полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

- от признака стабильности - постоянную и временную занятость.

Из определения сущности категории  Занятости следует, что она является естественным условием существования  каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория  полной занятости по следующим причинам.

Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение  новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его  поступление на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени в течении которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

Во-вторых, научно- технический прогресс постоянно перестраивает структуру  производства, и в этой связи возникает  проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого  незанятого вследствие закрытия старых отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в новых  отраслях. Это структурная или  технологическая безработица. Для  ее преодоления необходимо государству  и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает  циклическая безработица. Ликвидировать  этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность  экономического роста. Антикризисные  мероприятия могут лишь сгладить экономический спад и, несколько  уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве  и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней  мере, в сфере легальной экономики. Структурная и фрикционная безработица  определяют ее естественный уровень. Сумма  структурной и фрикционной безработицы  равна естественной безработице. Эти  формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны  для динамично развивающегося хозяйства. Таким образом, полной занятости  не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность  соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей  реальный доход населения, ведет  к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения  денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение  ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных  за счет увеличения количества рабочих  мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных  инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это  неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и  при попытках смягчения безработицы  через систему пособий безработным. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия  по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области  эффективной занятости.

Государственная политика в области  занятости населения направлена на:

-обеспечение равных возможностей  всем гражданам в реализации  права на труд и свободный  выбор формы занятости 

- поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан. Содействие  развитию их способностей к  производительному труду путем  координации деятельности в области  занятости с другими направлениями  экономики и социальной политики

- соблюдение принципа добровольности  труда, свободного выбора вида  занятости путем поощрения работодателей,  создающих новые рабочие места

- обеспечение социальной защиты  населения в области занятости  на основе координации деятельности  государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке  и реализации мер по обеспечению  занятости населения. Вопросами  регулирования занятости населения  занимаются различные органы  государственной власти и общественные  организации.

Сущность занятости населения

На рынке труда мы встречаемся  с таким социально-экономическим  феноменом, как безработица, под  которой понимается превышение предложения  труда над спросом на труд.

Как уже отмечалось, в понятие  полной занятости не подразумевается, что все люди трудоспособного  возраста заняты в производстве национального  дохода. И дело не в том, что часть людей не желает работать при установившейся ставке заработной платы (добровольная безработица). Всегда есть часть людей, находящихся в стадии выбора наилучшего места работы и подготовки к трудоустройству. Эти люди образуют естественную безработицу, которая является неизбежным следствием свободного выбора места и времени работы. В каждый момент времени все трудоспособное население оказывается разделенным на три группы:

А) работающие (занятые).

Б) неработающие, но активно ищущие работу (безработные).

В) неработающие и не ищущие.

Люди постоянно переходят из одной группы в другую и обратно. Интенсивность перемещения людей  из одной группы в другую зависит  от многих обстоятельств, в том числе  и от экономической конъюнктуры. Если ситуация в национальном хозяйстве  соответствует условиям полной занятости, то есть предельная производительность труда равна ставке реальной заработной плате. То параметры числа работающих и безработных, устроившихся на работу, аналогичным таким показателям  как коэффициент рождаемости  и смертности и среднему числу  транспортных происшествий в крупном  городе. Изменение числа работающих в результате встречных потоков  между двумя категориями, а значит полная занятость будет достигнута только тогда, когда равенство числа работающих и разница официально безработных и работающих будет равно нулю.

Термин естественная норма безработицы был выведении М.Фридменом. Это уровень не учитываемый вальрасовской системой уравнений общего равновесия, она отражает реальную структуру рынков товаров и труда, их несовершенство, стохастические колебания спроса и предложения, затрат на сбор информации о вакантных рабочих местах, и их доступности, по перемещению трудовых ресурсов и т.д.

Программа занятости как  механизм реализации на рынке труда

Государственное регулирование рынка  труда осуществляется по трем направлениям:

-трудоустройство незанятого населения  и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

-стимулирование образования гибкого  рынка труда;

-социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых  рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия  по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и  мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в  условиях рынка осуществляется через  механизм перераспределения доходов  на основе введения « черты бедности»  в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

Кроме того, в правовом государстве  на сегодняшний день действует т.н. система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы  является регулирование занятости. Борисов Е.Ф. Многие государства предпринимают следующие действия:

-сокращают законодательно установленную  продолжительность рабочего времени  в период массовой безработицы;

- рекомендуют осуществлять на  предприятиях « разделение рабочих  мест» между тружениками (для  увеличения занятости);

- досрочно увольняют на пенсию  работников государственного сектора  экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года;

- создают новые рабочие места  и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;

- сокращают предложение рабочей  силы на рынке труда; ограничивают  иммиграцию (въезд в страну) желающих  работать и стимулируют репатриацию  ( возвращение на родину) иностранцев и др.

Видное место на сегодняшний  день в регулировании занятости  занимает биржа труда.

Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Государственная служба занятости  населения существует в стране уже  в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство  реализует конституционные права  граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства  из них, работающих по найму (95%). Ведь по результатам последней Всероссийской  переписи населения для 48 миллионов  человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При  этом не учитываются выплаты выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным  из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности  в связи с ликвидацией, сокращением  численности или штата.

Порядок регистрации безработных  граждан определяется правительством Российской Федерации 

Рынок труда представляет собой  с социальной стороны систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень  развитости рынка труда характеризуется  институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка  труда. Они осуществляются через  систему трудоустройства - широкую  сеть бюро занятости, банки данных о  рабочих местах, государственные  программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т.п.

Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы  посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Сегодняшняя ситуация в  области занятости населения.

Опыт минувших годов наглядно обнаружил  недостаточную подготовленность службы занятости к оперативному решению  вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство  людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как  пример можно привести случай, когда  крупномасштабное мероприятие по высвобождению  работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального производства.

Информация о работе Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации