Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила для освещения следующие задачи:
- определить, что такое рынок труда?
- раскрыть сущность занятости населения.
- ответить на вопрос: возможна ли полная занятость?

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования рынка труда и занятости
1.1 Основные понятия рынка труда и занятости
1.2 Формирование и развитие рынка труда
1.3 Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России
1.4 Регулирование рынка труда
Глава II. Сущность занятости населения
2.1 Виды занятости
2.2 Сущность занятости населения
2.3 Программа занятости как механизм реализации
2.4 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

№9.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

Можно выделить ряд факторов, которые  будут сдерживать высвобождение  работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, не изжиты и «собесовские» представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это не заработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство. Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.

Принципы перестройки системы  Госкомтруда и его органов  на местах определяются такими требованиями, как революционный характер ее преобразований, нацеленность проводимых мероприятий  на разрешение противоречий в занятости  и достижения качественно нового ее состояния, на повышение социальной защищенности человека и социальной эффективности государственной  системы управления трудовыми ресурсами  в целом. Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений  и первичного исходного звена. Совершенствование  управления трудовыми ресурсами  можно рассматривать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый результат и исходный этап его достижения.

Исходным звеном перестройки системы  Госкомтруда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается  с интересами первичных хозяйственных  подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений  условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий  по совершенствованию оплаты труда  и организационных структур управления. Им принадлежит ведущая роль в  регулировании развития рынка рабочей  силы на территориальном уровне.

К настоящему времени прошли экспериментальную  апробацию разнообразные способы  организации местными органами власти выполнения ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих  мест и времени бездействия работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и  других. Общим для всех апробированных моделей является то, что они основаны на внедрении оперативного учета  наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения задач по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом высвобождении работников. Во многих городах службы трудоустройства размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вычислительной техники, ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисплеев. Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обеспечение без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество обслуживания населения и престиж органов трудоустройства. Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости. В этой связи представляется необходимой дальнейшая отработка и уточнение принципов и механизма финансирования системы технического переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованного бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли.

Вызывает сомнение правомерность принятия порядка  финансирования социальных выплат, связанных  с процессом высвобождения и  переподготовки. При увольнении ответственность  за социальное обеспечение и переподготовку высвобожденных работников возложена  на предприятия, осуществляющее их высвобождение  и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий.

При расторжении  трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей  за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту  в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению  с уволившимися с работы по собственному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка;продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.

Заключение

В данной работе я  попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта  деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда, а также актуальной в данный период развития рыночной экономики проблемы, задевающей население РФ, как безработица, а именно проблема занятости. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть  в одной работу все стороны  этой проблемы. Однако, исходя из всего  вышесказанного, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно  уже с уверенностью говорить о  том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения  труда и предпринимателями как  субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных  субъектов трудовых отношений: это  и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда  в целом только тогда может  быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого  из его сегментов. Примером может  быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и  переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка  труда. Целенаправленное государственное  регулирование в этой области  в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может  быть по-настоящему эффективной.

В работе был также  поставлен вопрос о необходимой  степени вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений. Применительно  к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот  момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы  рыночным саморегулирующимся процессам  для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем  составе, и сильный "теневой" сектор.

Итак, рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка ( предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

А что же касается проблемы занятости, то по поводу неё  можно сказать только одно: она  волновала многие поколения, и я  считаю, ещё не раз заставит население  содрогнуться и достичь полной занятости  населения всё равно будет  невозможно.

Таким образом, можно сделать  вывод: чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала  реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни  общества.

Список  использованной литературы:

1. Экономическая  теория. Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2005.-С.314

2.Эксперт, №3, 1998 г., стр.32

3. Лещинская Г. "Молодежный рынок труда." "Экономист.", №8, 1996г., стр. 62-70.;

4. Микульский К. "Формирование новой модели занятости." "Экономист", №3, 1997, стр.47-52;

5. Чернина Н. "О новой модели занятости." "Российский экономический журнал", №11-12, 1996г., стр.50-59.;

6. Четвернина Т. "Положение безработных и государственная политика на рынке труда." "Вопросы экономики", №2, 1997г., стр.102-113.;

7. Еженедельник "Эксперт", 1997-1998 г.

8. Павленков В.А. "Рынок труда." М., 1992г

9. Введение в  рыночную экономику. Под ред.  А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: ''Высшая школа", 1994

10. Экономика. Под  ред. Доц. А.С. Булатова . - М.: Издательство БЕК, 1997

11. Экономика. Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - М.: "Дело ЛТД",1993

12. Журавлева Г.П.  Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005

13. Еремин Б.А.  «Рынок труда и занятость в  современной России», 1993.

14. Власова В.М.  «Стабилизация занятости в условиях  рынка», 1992

15. «Вопросы экономики», 12, 1998.

16. « Российский  экономический журнал», 9, 1998

17. Маслова И.С.  «Становление системы формирования  
эффективной занятости в новых условиях»,1991

 

 


Информация о работе Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации