Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа
В данной работе я поставила для освещения следующие задачи:
- определить, что такое рынок труда?
- раскрыть сущность занятости населения.
- ответить на вопрос: возможна ли полная занятость?
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования рынка труда и занятости
1.1 Основные понятия рынка труда и занятости
1.2 Формирование и развитие рынка труда
1.3 Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России
1.4 Регулирование рынка труда
Глава II. Сущность занятости населения
2.1 Виды занятости
2.2 Сущность занятости населения
2.3 Программа занятости как механизм реализации
2.4 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Заключение
Список использованной литературы
Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, не изжиты и «собесовские» представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это не заработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство. Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.
Принципы перестройки системы
Госкомтруда и его органов
на местах определяются такими требованиями,
как революционный характер ее преобразований,
нацеленность проводимых мероприятий
на разрешение противоречий в занятости
и достижения качественно нового
ее состояния, на повышение социальной
защищенности человека и социальной
эффективности государственной
системы управления трудовыми ресурсами
в целом. Сюда же относятся принципы
вычленения в ней приоритетных направлений
и первичного исходного звена. Совершенствование
управления трудовыми ресурсами
можно рассматривать как
Исходным звеном перестройки системы
Госкомтруда является местные органы
по труду и бюро по трудоустройству,
ее исходным пунктом - отработка модели
территориальных служб
К настоящему времени прошли экспериментальную
апробацию разнообразные
Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготовки. При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку высвобожденных работников возложена на предприятия, осуществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий.
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка;продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.
Заключение
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда, а также актуальной в данный период развития рыночной экономики проблемы, задевающей население РФ, как безработица, а именно проблема занятости. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться
на каком-либо отдельном сегменте рынка
труда, считая ситуацию на нем общей
для рынка труда в целом. Ведь
политика государства на рынке труда
в целом только тогда может
быть результативной, когда она осуществляется
дифференцированно для каждого
из его сегментов. Примером может
быть необходимость коренного
В работе был также
поставлен вопрос о необходимой
степени вмешательства
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный "теневой" сектор.
Итак, рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка ( предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
А что же касается проблемы занятости, то по поводу неё можно сказать только одно: она волновала многие поколения, и я считаю, ещё не раз заставит население содрогнуться и достичь полной занятости населения всё равно будет невозможно.
Таким образом, можно сделать
вывод: чтобы начать эффективно решать
проблемы на рынке труда, нужно сначала
реформировать все сферы
Список использованной литературы:
1. Экономическая теория. Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2005.-С.314
2.Эксперт, №3, 1998 г., стр.32
3. Лещинская Г. "Молодежный рынок труда." "Экономист.", №8, 1996г., стр. 62-70.;
4. Микульский К. "Формирование новой модели занятости." "Экономист", №3, 1997, стр.47-52;
5. Чернина Н. "О новой модели занятости." "Российский экономический журнал", №11-12, 1996г., стр.50-59.;
6. Четвернина Т. "Положение безработных и государственная политика на рынке труда." "Вопросы экономики", №2, 1997г., стр.102-113.;
7. Еженедельник "Эксперт", 1997-1998 г.
8. Павленков В.А. "Рынок труда." М., 1992г
9. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: ''Высшая школа", 1994
10. Экономика. Под ред. Доц. А.С. Булатова . - М.: Издательство БЕК, 1997
11. Экономика. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - М.: "Дело ЛТД",1993
12. Журавлева Г.П.
Экономика: учебник/Г.П.
13. Еремин Б.А. «Рынок труда и занятость в современной России», 1993.
14. Власова В.М.
«Стабилизация занятости в
15. «Вопросы экономики», 12, 1998.
16. « Российский экономический журнал», 9, 1998
17. Маслова И.С.
«Становление системы
эффективной занятости в новых условиях»,1991
Информация о работе Формирование рынка труда и проблема занятости в Российской Федерации