Формы и методы госрегулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы: пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики - необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода).

Содержание работы

Введение 3
Понятие и цели государственного регулирования экономики 4
Основные этапы развития государственного регулирования экономики 8
Задачи государственного регулирования 10
Инструменты и объекты государственного регулирования 12
Методы государственного регулирования 14
Программы государственного регулирования 17
Заключение 19
Литература 21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ СНС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

Введение

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы: пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики - необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Внутренняя  стабильность и международный авторитет  современного государства, престиж  органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государства или на международной арене не совершается без расходования продуктов материального производства. Ясно, что лишь наиболее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятельности производственных структур безразлично - по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие - предприятия находятся в центре внимания государственных органов.

Современный рынок не сам  по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это додают люди - специалисты и руководители, непосредственно  связанные с производством и  распределением материальных благ. Достаточно обратиться к опыту добычи и потребления нефтепродуктов на мировых рынках, которые управляются из единого центра - ОПЕК и не допускают серьезного дисбаланса. За положение дел на нефтяном рынке отвечают как непосредственные руководители предприятий, так и чиновники государственных органов стран - членов ОПЕК.

Отказ государственных  органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности  на уровень предприятий - действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.

 

Понятие и цели государственного регулирования экономики

Экономика страны - это сотни миллионов различных  компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты  и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации  внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства. Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой России и отказ от государственною участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства.

Роль государственных  органов заключается главным  образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих  законов и нормативов.

Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, - недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

Практика и  многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание  страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». В большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и нейтральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования.

Как заметили французские  предприниматели, прибывшие в Москву осенью 1991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс, миф. Где анархия, там не место экономическому партнерству». По мнению западных специалистов, один из главных этапов, через который обязательно должна пройти российская экономики, - возврат к управляемости. «Самой большой опасностью для Советского Союза, - предупреждал президент Европейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, - было бы допустить воцарение «экономики черного рынка», которым заправляла бы мафия, состоящая из бывшей номенклатуры, - некое подобие капитализма-бандитизма. Если такое произойдет, ведущим западным фирмам не надо вести дела с этой страной, ибо это было бы слишком рискованно. По убеждению западных специалистов, в стратегии развития страны ставку следует делать не на малые, а на крупные предприятия, которые оказывают влияние на формирование конъюнктуры мировых рынков. Только самым крупным предприятиям (фирмам) удается подолгу удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

Важнейшая экономическая  задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и  научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. По мнению российских специалистов, только на базе крупных объединений можно решать стратегические задачи как отдельных предприятий, входящих в объединение, так и реализовать государственную научно-техническую стратегию, а малый и средний бизнес не способен решать технологических задач страны.

Создание бюджетов развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала - одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз превосходили оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), - одно из главных направлений современной стратегии развития жития.

Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и  создание конкурентной среды с целью  максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.

Государство должно установить порядок, при котором  предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами - предприятиями-товаропроизводителями.

В активном участии  государственных органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители - предприятия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной властью нам мешает в работе, а не помогает», - говорят директора предприятий и предприниматели.

Таким образом, для каждой фирмы-производителя в настоящее время вопрос стоит не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка:

а) социально  ориентированного бизнеса;

б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

в) глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки;

г) приоритетности экономических методов управления перед административными методами

Опираясь, прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя мировые достижения в  области государственного регулирования экономики, Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться.

 

 

 

 

 

Основные этапы развития государственного регулирования экономики

1. В период становления рыночного хозяйства государство создает общие благоприятные условия для его развития, исполняет так называемые полицейские функции.

2. Обострение социальных противоречий и первые экономические кризисы свидетельствуют о том, что рыночный механизм сам по себе не способен решить все проблемы социально-экономического развития. Государство начинает само принимать участие в хозяйственных процессах, развивает инфраструктуру в военно-политических и экономических целях.

3. Государство предоставляет все новые льготы для воспроизводства частного капитала; завершается разработка трудового, налогового, торгового, социального законодательств. Государство принимает все большое участие в экономике (приобретается собственность в инфраструктурных и сырьевых отраслях, введение бюджетно-кредитных и бюджетных инструментов регулирования, выступает заемщиком капитала и т. д.).

Информация о работе Формы и методы госрегулирования экономики