Формы и методы госрегулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы: пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики - необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода).

Содержание работы

Введение 3
Понятие и цели государственного регулирования экономики 4
Основные этапы развития государственного регулирования экономики 8
Задачи государственного регулирования 10
Инструменты и объекты государственного регулирования 12
Методы государственного регулирования 14
Программы государственного регулирования 17
Заключение 19
Литература 21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ СНС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят  частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:

• метод экстраполяции - применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.;

• метод экономических группировок - группировки позволяют сложные  по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному  признаку. Анализ чаше всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких;

• индексный метод;

• бюджетный метод (метод выборочного  обследования бюджетов домашних хозяйств) -представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством РФ.

К специальным  методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, следовательно проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными.

Программно-целевой метод может  использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется  значимостью, невозможностью решения  ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для применения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы.

Нормативный метод используется для  выявления потребностей и возможных  ресурсов при разработке различных  балансов, определения норматива  оборотных средств, норм амортизационных  отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов

Согласно другой классификации  методы государственного регулирования  подразделяются на административные  и экономические. Экономические  в свою очередь можно разделить  на прямые и косвенные.

Административные:

  • Государственная регистрация субъектов рынка
  • Государственное лицензирование
  • Стандартизация и сертификация
  • Приватизация
  • Национализация
  • Банкротство
  • Мониторинг
  • Государственный контроль
  • Хозяйственное право
  • Антимонопольная политика.

Прямые  экономические:

  • Управление государственным сектором
  • Государственное инвестирование
  • Бюджетные субсидии
  • Государственные расходы
  • Государственные заказы

Косвенные экономические:

  • Налоговая политика
  • Денежно-кредитная политика
  • Экспортная политика
  • Импортная политика
  • Амортизационная политика.

В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые  соответствуют конкретным условиям того или иного государства. В  России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже в рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в России, в частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Например, в  странах Западной Европы, а также  африканского и азиатского континентов, нередко наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программы государственного регулирования

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое  программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В процессе своего развития государственное регулирование  прошло несколько этапов.

а) Создание общих  благоприятных условий для воспроизводства  частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

б) Несогласованные  между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных  и бюджетных средств регулирования  хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

г) Переход в  ряде стран к отраслевому и  региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность  государственного регулирования экономики  путем изучения совместимости и  взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

д) Осуществление  во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с  выработкой долгосрочных перспективных  ориентиров. Все более комплексное  использование инструментов регулирования.

е) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственного экономического программирования в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области государственного регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности государственного регулирования не безграничны.

 

 

Заключение

Экономика страны - это сотни миллионов различных  компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты  и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Только при  условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации  внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как  в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Важнейшая экономическая  задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Своими действиями государство может затормозить  или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

На государство  возлагаются следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение  надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Объекты государственного регулирования экономики совершенно различны, но охватывают практически  все сферы экономической деятельности.

Экономические и административные методы имеют  некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга. Административные приемы заметно  сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические методы нисколько  не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое  программирование. Его задача - комплексное  использование в глобальных целях  всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический  уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

 

Литература

1. Государственное регулирования национальной экономики: Крюков Р.В. 2007.

2. Государственное  регулирование экономики: Самохвалова  Е.В. 2008.

3. Интернет-ресурсы


Информация о работе Формы и методы госрегулирования экономики