Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследовать правовые и экономические аспекты заработной платы.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
1. Определить понятие, сущность категории оплаты труда платы.
2. Проанализировать существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы.
3. Рассмотреть основные принципы организации и регулирования заработной платы в
Оглавление
Введение 3
1 Сущность и функции оплаты труда, принципы организации 4
2 Общая характеристика форм и систем оплаты труда, их классификация 12
3 Повременная система оплаты труда и условия ее применения 18
4 Сдельная система оплаты труда и условия ее применения 21
5 Нетрадиционные формы оплаты труда 25
6 Основа организации и регулирования оплаты труда в России 28
Заключение 35
Список литературы 37
Однако нельзя не учитывать «закона убывающей отдачи». Экономическая эффективность увеличения любого из факторов производства при неизменности всех других факторов имеет определенные пределы, за которыми начинается ее уменьшение. Вовлечение очередного дополнительного работника при неизменности прочих факторов производства начинает приносить все меньший прирост продукции в натуральном выражении и все меньший доход от ее реализации. Прежде всего, это связано со снижение фондовооруженности труда, ухудшением использования рабочего времени. Таким образом, дополнительное вовлечение работников, повышающее спрос на рынке труда, оказывается целесообразным для предпринимателя до тех пор, пока величина предельного дохода от использования фактора труда не снизится до уровня предельных издержек. Превышение предельными издержками величины предельного дохода от фактора труда означает исчерпанность эффективности его дальнейшего вовлечения при данной материально-технической базе предприятия. Одновременно можно утверждать, что ориентиром ставки заработной платы для конкретной фирмы будет величина предельного дохода, не меньшая величины предельных издержек.
3. Эластичность спроса на труд по цене. Повышение цены ресурса (например, рост ставки заработной платы под давлением профсоюзов), увеличение издержек предпринимателя ведут к снижению спроса на труд, а следовательно, к ухудшению условий найма. В тоже время эластичность спроса на труд по цене (его реакция на колебания цены труда) не всегда одинакова и зависит:
Однако в качестве сдерживающего фактора выступают условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров, деятельность профсоюзов, возможность потери кадрового потенциала в результате предлагаемых конкурентами более привлекательных условий оплаты. В этом случае встает вопрос о возможности замещения живого труда более производительной техникой, что может оказать двоякое воздействие на условия найма и конъюнктуру рынка труда в зависимости от того, какой эффект будет предпочтительнее для работодателя. Возможны два варианта: первый – эффект замещения, т.е. сокращение кадров при неизменном или возрастающем выпуске продукции в результате внедрения новой техники. Спрос на рынке труда сокращается, высвобождающиеся работники увеличивают предложение труда, что в совокупности ухудшает условия найма и возможности повышения заработной платы. Второй вариант – эффект роста объема выпуска в результате применения высокопроизводительной техники, который значительно снижает средние издержки производства и повышает выгодность. В этом случае спрос на рабочую силу не будет иметь четкой тенденции к снижению. Более того, он может даже возрасти, что создает тенденцию к повышению цены труда, в том числе за счет потребности в более квалифицированных кадрах для обслуживания сложного оборудования.
На уровень оплаты труда кроме рыночных воздействуют и внерыночные факторы, к которым относятся меры государственного регулирования, связанные с установлением минимума заработной платы, уровня гарантированных законодательством компенсационных доплат, а также меры по регулированию занятости и защите внутреннего рынка труда. Кроме того, на размер и условия оплаты труда воздействует механизм договорного регулирования на всех уровнях заключения трудовых отношений.
Фактором относительной стабильности и малой гибкости ставки заработной платы является долговременность взаимных обязательств фирмы и работника. Для фирмы затраты на нем (набор, отбор, подготовку, адаптацию) работника достаточно высоки. Что касается работника, то за время своей деятельности в данной фирме он адаптируется именно к конкретным условиям работы, в связи с чем смена его на другого работника, даже обладающего теми же профессионально-
Уровень оплаты, минимальные ставки заработной платы, прочие условия найма регулируются системой коллективных договоров и соглашений. Соглашения могут заключаться на уровне: федеральном — генеральное тарифное соглашение, отраслевые и профессиональные соглашения; субъектов Федерации — региональные, отраслевые, территориальные; отдельного предприятия, фирмы — двусторонние коллективные договоры. Эти соглашения, помимо коллективных договоров, являются преимущественно трехсторонними и заключаются между представителями объединений работодателей и объединений профессиональных союзов соответствующих уровней и представителями государства (для генерального соглашения — это Правительство РФ; отраслевых федеральных — Министерство труда; профессиональных — соответствующие органы по труду; региональных — органы исполнительной власти; территориальных — органы местного самоуправления). Сторонами коллективного договора выступают работники и работодатели. Генеральное и региональное соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном и региональном уровнях.
Отраслевые, профессиональные, территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отраслей, определенных профессий, регионов. Соглашения более высокого уровня должны служить исходной базой для заключения соглашений на более низких уровнях.
Различают два основных метода регулирования заработной платы: централизованный и локальный. Например, централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда, исполнение которых обязательно либо для всех предприятий и организаций , либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп. Централизованное регулирование заработной платы осуществляется путем использования следующих механизмов:
Минимальная заработная плата может устанавливаться в различных формах: месячная или часовая минимальная ставка.
2 Общая характеристика форм и систем оплаты труда, их классификация
Формы и системы заработной платы являются необходимым элементом организации оплаты труда. Они определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от количества, качества и результатов труда.
Применяемые на предприятиях формы и системы заработной платы должны отвечать следующим основным требованиям:
– использовать обоснованные нормы трудовых затрат (трудовых обязанностей работников);
– применять тарифные ставки (оклады), обеспечивающие воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации;
– создавать высокую материальную заинтересованность в результатах труда.
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:
- соответствующими законами и иными нормативными и правовыми актами;
работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности)
- законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
работникам других организаций
- коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
То есть формы, системы и размер оплаты труда, премии, надбавки, а так же другие виды доходов работников предприятий, не связанных с бюджетным финансированием, устанавливаются предприятием самостоятельно. Вопросы оплаты труда регулируются с помощью договоров (контрактов). В Трудовом кодексе определены лишь общие условия оплаты труда рабочих и служащих.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовым актами.
Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.
Согласно статье 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом.
Таким образом, в механизме регулирования заработной платы исходной базой выступает ее минимальный размер, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников, занятых простым, малоквалифицированным трудом. Среди критериев, на которые ориентируются в своей политике государство, работодатели и профсоюзы по установлению обоснованной минимальной заработной платы, основным является потребность трудящихся и членов их семей. Чтобы минимальная заработная плата не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и развитие рабочей силы, она должна соответствовать потребительской корзине, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг. Минимальная заработная плата должна обеспечивать воспроизводство не только индивидуального работника, но и несовершеннолетних членов его семьи. Количественная неопределенность этой меры зависит от производимой в стране социальной политики и устанавливаемых размеров семейных и других социальных выплат.