Формы и системы оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследовать правовые и экономические аспекты заработной платы.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
1. Определить понятие, сущность категории оплаты труда платы.
2. Проанализировать существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы.
3. Рассмотреть основные принципы организации и регулирования заработной платы в

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1 Сущность и функции оплаты труда, принципы организации 4
2 Общая характеристика форм и систем оплаты труда, их классификация 12
3 Повременная система оплаты труда и условия ее применения 18
4 Сдельная система оплаты труда и условия ее применения 21
5 Нетрадиционные формы оплаты труда 25
6 Основа организации и регулирования оплаты труда в России 28
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

Данная система призвана стимулировать ежемесячное снижение себестоимости, повышение производительности труда или улучшение другого показателя при 100% выполнении плана по ассортименту производимой продукции.

Оплата труда на комиссионной основе. При использовании системы оплаты труда на комиссионной основе размер заработной платы устанавливается в процентах от выручки, которую получает организация в результате деятельности работника. Обычно оплата труда на комиссионной основе устанавливается работникам, занятым в процессе продажи продукции (товаров, работ, услуг).

Сумма заработной платы рассчитывается по формуле [чеборюкова, С.97]:

Сумма заработной платы = Выручка, определенная как полученная от деятельности работника x Процент от выручки, установленный для работника.

 

Процент от выручки, который выплачивается работнику, определяется руководителем организации в соответствии с Положением об оплате труда и утверждается его приказом.

Часто работнику также устанавливается минимальный размер оплаты труда, который выплачивается независимо от количества проданной продукции (товаров, работ, услуг). Минимальный заработок работника устанавливается в трудовом договоре.

При согласовании условий использования комиссионной системы рекомендуется определять: ставки вознаграждения (основная и (или) прогрессивная — в процентах или твердых суммах); границы доходов, от которых подлежит исчислению вознаграждение; обязанность работодателя по учету доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг), выполненных (оказанных) работником; порядок ознакомления работника с учетными данными, подтверждающими объем (стоимость) реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг); вопросы предоставления гарантий и компенсаций.

При использовании системы оплаты труда на комиссионной основе вознаграждение конкретного работника может исчисляться:

                    от дохода, полученного организацией от реализации продукции, произведенной работником;

                    от стоимости реализованной продукции, принадлежащей организации, самим работником;

                    от стоимости оказанных работником услуг по ремонту, техническому и консультационному обслуживанию клиентов.

Дилерский механизм. Дилер (англ. Dealer) лицо или фирма, выступающая посредником в торговых сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Дилер чаще всего совершает сделки посреднического характера и получает вознаграждение за счет разницы в стоимости товаров. В данном случае дилер — предприниматель, торгующей в розницу продукцией, которую он закупил оптом. По соглашению между предпринимателем и работником товар может быть получен без предварительной оплаты, а расчет производится после реализации продукции по заранее предусмотренной цене.

При заключении трудового договора (контракта) оплата труда относится к существенным условиям, поэтому ставки, коэффициенты, проценты, устанавливаемые к заработной плате должны быть оговорены в трудовом соглашении.

Контрактная оплата труда. Контрактная оплата труда получила широкое распространение в связи с те, что контракт был приравнен к трудовому договору.

При разработке контрактных условий оплаты труда рекомендуется:

1.                  условия и уровень оплаты определяется с учетом организации заработной платы на данном предприятии;

2.                  следует учитывать профессионально-квалификационный статус работника, его деловые качества, значимость работы, практические результаты деятельности;

3.                  оплату труда целесообразно разделить на две части: постоянную, переменную;

4.                  высокая доля постоянной части в заработной плате (90%) целесообразна при заключении контракта со специалистами, занятыми перспективными проблемами, созданием новейших технологий;

5.                  высокая доля переменной части целесообразна при заключении контракта с директором, руководителями структурных подразделений, от которых зависит качество работ и услуг, прирост прибыли и т.д. ;

6.                  принятые в коллективном договоре предприятия размеры тарифных ставок, окладов могут быть использованы в качестве базы для определения
индивидуальной оплаты.

К достоинствам нетрадиционных систем оплаты труда следует отнести их простоту, доступность для понимания механизма начисления заработной платы каждому работнику, что повышает значимость стимулирующей функции заработной платы. В то же время при данных системах оплаты труда стоит проблема размера гарантированного заработка, не зависящего от заказов. Доля тарифной ставки (оклада) в общем заработке составляет незначительную величину, да и размер гарантированного оклада часто необоснованно низок.

 

6 Основа организации и регулирования оплаты труда в России

В условиях рынка, а тем более в переходный период меняются направления и характер государственного регулирования распределительных отношений, появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.

На основе принципов организации и функций заработной платы в условиях построения рыночных отношений создается организационная система оплаты труда непосредственно в низовых звеньях – на предприятии. Перестройка организации заработной платы в соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:

                    повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения незаработанных денежных средств;

                    устранение случаев уравнительности в оплате труда, достижение прямой зависимости заработной платы от результатов труда – как индивидуальных, так и коллективных;

                    оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионально-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда, учитывающих дефицитность профессий, а также влияние различных групп, работающих на достижение конечных результатов, и конкурентоспособность производства.

Поскольку в низовых звеньях управления существует специфика в организации оплаты труда, то ее организационные предпосылки должны быть такими, как показано на рис.1.3.

 

Рис.1.3 Организационные основы оплаты труда на предприятии [мумладзе, C.123]

 

При организации заработной платы на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах оплаты труда.

Основой государственного регулирования распределительных отношений должны стать: законодательство и соглашения по труду, налоговая система, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией. Без участия государства невозможно гарантировать человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности предприятия. В функции государства, кроме того, должно входить повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов, ослабления социальной напряженности и т.д. Становясь участником воспроизводства рабочей силы, государство во многом берет на себя предложение рабочей силы, стремится, чтобы оно отвечало спросу предпринимателей.  

Для регулирования перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа которых у нас в законодательной области создана, но многое предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений этой системы. В Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров.

Характеризуя практические шаги в области регулирования оплаты труда в нашей стране, следует отметить, что была разработана и введена Единая тарифная ставка (ЕТС) для дифференциации уровней оплаты труда различных категорий работников, позволяющая обеспечить равную оплату труда за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых за счет бюджетных средств. 

Мерой государственного регулирования оплаты труда, обеспечивающей социальную защищенность малоимущих, низкооплачиваемых работников, является установление минимальной заработной платы на объективной основе.

Ведение Единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетной сферы сводится к периодическому пересмотру тарифной ставки первого разряда, т.е. минимальной тарифной ставки, на уровне организаций и учреждений данной сферы. У предприятий, не относящихся к бюджетным, величина этой ставки должна предусматриваться в отраслевых соглашениях, коллективных договорах и зависть от прибыльности отрасли, предприятия. Следует отметить, что наблюдается ярко выраженная дифференциация в уровнях тарифных ставок первого разряда по отраслям, что приводит к негативным последствиям в экономике страны. Назревает необходимость упорядочения работы по заключению отраслевых тарифных соглашений, отражению в них условий оплаты труда работников.

Возвращаясь к вопросу о проблемах установления минимальной заработной платы на основе социальных нормативов, следует отметить, что последние являются основным элементом нормативного подхода при оценке потребностей населения. Это прежде всего критерии эффективного распределения ресурсов потребления, социальных гарантий в области распределения доходов, неотъемлемый атрибут системы индексации доходов населения. Они являются эталонами, без которых невозможно оценить существующий уровень жизни. К их достижению необходимо стремиться при формировании социальной политики. К недостаткам социальных нормативов следует отнести:

                   отсутствие единого методологического подхода при расчетах нормативов. Разработчики социальных нормативов чаще всего действуют изолированно друг от друга, что приводит к разнобою и дублированию в работе. Одни и те же социальные нормативы, разработанные в разных ведомствах, имеют различные значения;

                   слабая организация апробирования нормативов и анализа методики их расчетов (обсуждаются лишь конечные результаты), отсутствие ясности в вопросе утверждения нормативов;

                   несовершенство норм потребления как основы расчетов социальных нормативов (практически они дифференцированы по районам, социально-демографическим группам населения, не охватывают всего круга потребительских благ и услуг; в них чаще всего фокусируются абстрактные, а не реальные потребности).

Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии представлена на рис.1.4, где показаны решения задач, объединенных в три крупных блока: выбор способа формирования основной заработной платы; выбор форм оплаты труда; выбор систем регулирования.

 

Рис.1.4 Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии [мумладзе, С.125]

 

При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования основной заработной платы на базе Единой тарифной сетки либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ЕТС, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от  фактических результатов работы предприятия. Начисление заработной платы менее трудоемко, но это касается только небольших предприятий.

Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы. В случаях, когда такое опережение не обеспечивается, необходимы тщательный анализ причин и разработка дополнительных мероприятий, направленных либо на увеличение прибыли, либо на снижение расходов на оплату труда.

В современных условиях правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основного элемента – нормирования труда, позволяющего устанавливать соответствие между объектом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях. Работа по совершенствованию нормирования труда должна быть направлена на повышение качества норм, и прежде всего – на обеспечение равной напряженности норм для всех видов труда и для всех групп работников. Равная напряженность норм на различных производственных участках достигается либо за счет установления равных или близких по численному значению коэффициентов напряженности на отдельные элементы трудового процесса или виды работ, либо путем учета в нормах определенного уровня интенсивности труда. Равнонапряженность норм предполагает одинаковую интенсивность труда на различных участках производства. В связи с этим первая величина может устанавливаться с учетом темпа работы и времени занятости, которая рассчитывается по формуле [мумладзе, с.126]:  

Информация о работе Формы и системы оплаты труда