Формы речевой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Слово несомненно является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность.
Настоящее время к персоналу, работающему с людьми, предъявляются требования не только высокой квалификации, но и понимания принципов общения, особенно речевого.

Файлы: 1 файл

ИДО.docx

— 44.28 Кб (Скачать файл)

Введение       

        Слово несомненно является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность.

Настоящее время к персоналу, работающему с людьми, предъявляются  требования не только высокой квалификации, но и понимания принципов общения, особенно речевого.

С точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые называют видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Целью данной работы является рассмотрение четырех основных видов  речевой коммуникации.

Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть каждый вид речевой коммуникации отдельно: говорение, письмо, слушание, чтение.

Предмет – виды речевой  коммуникации.

Объектом исследования являются способы развития навыков речевой  коммуникации.

 

 

1. Чтение как основной вид речевой деятельности

В настоящее время  читать умеет практически любой  человек. Но разные люди обладают различными навыками чтения. В первую очередь  это зависит от образования человека, но все же еще есть люди, которые  могут читать только по слогам. Среди  выпускников школ большинство читает очень быстро, но зачастую неэффективно, то есть не запоминают прочитанный  материал. Навыки чтения нужно развивать  каждому, потому что в процессе коммуникации это умение является основным условием эффективности, а так же помогает сэкономить время, так как позволяет  перерабатывать большее количество информации.

Чтение – рецептивный  вид речевой деятельности, связанный  со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью  графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в  расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы.

Чтение - сложный вид речевой  деятельности, связанный с письменной речью. При написании мы кодируем информацию в текст, а при чтении мы декодируем смысл из текста. Для того, чтобы читать, надо этому научиться. Есть чтение тренировочное, для выработки навыки, для скорочтения. Эта деятельность некоммуникативна, безадресна.

Целевая установка на получение  информации из текста характерна для  чтения научных, деловых произведений. Эта зона разума. Чаще всего при  этом осуществляются профессиональные обязанности. Но может быть чтение и для общего научного развития, познавательное чтение неоценимую услугу в этом случае читающим оказывает научно - популярная литература.

Чтение художественной литературы преследует другую цель - эстетическое наслаждение, развлечение, отдых. Но при  этом есть познание. Например, из исторического  романа мы узнаем много нового об эпохе, стране, быте людей, их правах и т.д. Меньше познания в поэзии, но зато несравненно больше эстетического удовлетворения. Это царство чувства.

Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление. На первом этапе – этапе зрительного  восприятия, наиболее важную роль играют три определения: фиксация взгляда, движение глаз и поле зрения.

Фиксация взгляда  – остановка глаз при восприятии написанного. Фиксация взгляда длится всего доли секунды.

Движение глаз – передвижение взгляда на разные участки текста.

Поле зрения –  текст, который четко воспринимается глазами человека при одной фиксации взгляда. Среднее поле зрения человека составляет 1,5 – 2 слова, то есть 10 – 15 букв.

Второй этап –  этап осмысления. На этом этапе происходит понимание смысла прочитанных слов, предложений и всего текста. Здесь  же происходит понимание подтекста, если человек читает, например, публицистику или художественную литературу.

Скорость чтения – это показатель, который характеризует  не только количество слов, прочитанных  в минуту, но и качество усвоения прочитанного.

Данный показатель можно определить по формуле:

 

       V = q/t * K

         Где q – объем текста в словах; t – время чтения в минутах; K – коэффициент понимания прочитанного.

Это коэффициент  равен соотношению:

 

       K = N/M

Где N – количество правильных ответов по содержанию прочитанного; M – общее количество вопросов.

Данный тест можно  провести и самостоятельно. Для этого  необходима ручка, бумага и секундомер.

В учебниках приводится следующая шкала скорости чтения:

150 слов и менее  – очень медленная;

200 – медленная;

250 – средняя;

300 – выше средней;

450 – быстрая;

550 – очень  быстрая;

650 и более  – сверхбыстрая.

Для успешной учебной  и профессиональной деятельности каждому  следует добиться хотя бы средней  скорости чтения и хорошего усвоения прочитанного. 

Существуют особенности  чтения, которые мешают эффективному восприятию прочитанного.

Регрессии –  неоправданные механические возвраты к прочитанному ранее тексту. При  обычном чтении количество регрессий  составляет 10 – 15 на каждые 100 слов. Очевидно, что это существенно замедляет  процесс чтения.

Артикуляция –  проговаривание читаемого текста «про себя». Внутреннее проговаривание заметно  тормозит скорость чтения, так как  скорость говорения в 4 раза меньше скорости мысли. Если избавиться от этого недостатка, то скорость чтения увеличится в 3 – 4 раза.

3. Малое поле  зрения. Эффективность процесса  чтения зависит от ширины поля  зрения. Чем оно шире, тем больше  воспринимается информации при  каждой остановке глаз и таких  остановок становится меньше.

4. Слабое развитие  механизма смыслового прогнозирования,  то есть умение предугадывать  написанное и делать догадки.  Данное явление называют антиципацией.

5. Низкий уровень  внимания. У медленно читающего  человека внимание часто переключается  на посторонние мысли и интерес  к тексту снижается. Внимание  является катализатором процесса  чтения, поэтому для улучшения  навыков чтения необходимо научиться им управлять.

6. Отсутствие  гибкой стратегии чтения. Один  из основных приемов чтения  – использование алгоритмов чтения. Это позволяет легко усваивать  прочитанный материал: запомнить  название статьи или книги,  выделить основные идеи автора, кратко пересказать ее содержание  и др.

Таких способ существует пять: углубленное чтение, ознакомительное  чтение, чтение-просмотр, сканирование, быстрое чтение.

 

2. Навыки письменной речи

Письменная речь – это самостоятельная целенаправленная речевая структура, которая обеспечивает общение с помощью письменного  текста. Письменный текст в данном случае выступает представителем автора как участника речевой коммуникации.

Письменная речь является самой многословной, точной и развернутой формой речи. В письменной речи передается словами то, что в устной с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует ранее ясная ситуация и возможность выразительной интонации, мимики и жеста, каких-либо сокращений. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний.

Письменная речь является результатом специального обучения.

Письменная речь по своему строению представляет собой  полные, грамматически организованные развернутые структуры. Она используется так же и для уточнения собственной  мысли, и потому имеет большое  значение для формирования мышления.

Характерной особенностью текста является его самостоятельность Она связана с ограниченностью во времени и пространстве, а так же с принадлежностью одному автору. Самостоятельность в определенных условиях может приобрести и часть текста. Например глава учебника или параграф. В таком случае основной текст терпит изменения в своей структуре или сопровождается оговоркой, которая придает ему статус самостоятельного текста.

Следующим свойством  текста является целенаправленность. В тексте реализуется определенная цель, а каждая его часть целенаправленна  в составе целого. Различают два  целевых подкомплекса, составляющих целевой комплекс текста:

1. коммуникативная  цель ограничивается в пределами  данной коммуникативной ситуации.

2. экстракоммуникативная цель выходит за рамки данной ситуации.

Целостность текста предполагает единство содержания и  речевой формы. Это значит, что  текст является внутренне организованным, имеет структуру и оформленное содержание. В это же время в тексте должны быть обозначены начало и конец, пропорциональное деления на части, должны быть обозначены связи и переходы между частями текста и так далее.

Выделяют следующие  формы внутренних текстовых структур:

1. предметно-логическую  структуру имеют официально-деловые, научно-учебные, информационно-аналитические, общественно-деловые;

2. «плетеную»  структуру как правило используют в публицистике;

3. свободную образно-ассоциативную  структуру имеют художественные  тексты.

Автор создает  текст тогда, когда складывается или имеется определенная ситуация. Для составления текста необходимо иметь подходящий материал.

Любой текст ориентирован на определенного читателя или группу читателей и составляется с учетом того, как этот текст будет воспринимать и как повлияет на адресата.

Первым этапом составления текста является определение  его целей. Цели могут быть внешние, внутренние, открытые и скрытые, осознанные и неосознанные, объективные и  субъективные, истинные и ложные. Они  могут быть противопоставлены одна другой и изменяться с течением времени.

На втором этапе  продуцирования текста определяются предмет, тема и проблема текста. Под предметом  понимают целостную часть мира, которая  отражается в речевом произведении. Предметом может быть человек, событие, явление и так далее.

Тема - это главное, о чем говорится в тексте. Сюда входит и подобранный материал, и  отраженный в определенном ракурсе  предмет.

Проблема –  это поставленная автором мыслительная задача, которая должна быть решена в тексте. Проблема обычно связана с темой, поэтому зачастую тема и становится проблемой.

Эти понятия могут  конкретизироваться в зависимости  от жанрово-стилистической принадлежности. Жанр – коллективно выработанное в процессе коммуникативно-речевого опыта и развития типовые модели текста.   Каждый жанр имеет свой установленный объем текста, принципы отбора и расположения материала, стиль, которые должны быть оформлены в соответствии с условиями и целями общения.

Если говорить о содержании текста, то выделяют текстовое, затекстное и подтекстное содержание. Затекстное содержание несут в себе научные, учебные, информационно-аналитические, официально-деловые, а так же большинство газетных публикаций.

Подтекстовое  содержание – это намек, о котором  читатель должен сам догадаться. В  качестве примера можно привести официально – деловой документ. Если автор этого документа аргументирует  какое-либо напоминание, то это затекстное содержание. В том случае, если автор намекает на определенные последствия за игнорирование данного документа, то налицо подтекстное содержание.

 

3. Слушание

Слушание (аудирование) – рецептивный вид речевой деятельности, связанный о звуковым восприятием звучащей речи.

Слушать в нашей  жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают  что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

Данный процесс  состоит из двух этапов:

1. Первичный анализ  звукового сигнала его обработка.  На данном этапе происходит  превращение звукового сигнала  в мыслительные образы.

2. Осмысление. На  втором этапе происходит лингвистический  анализ поступившего сообщения  и его понимание.

Согласно с  этим процесс слушания разделяют  на два аспекта:

1. слух – физиологическая  характеристика;

2. слушание как  процесс осознанного познавательного  действия, ведущего к интерпретации  и пониманию. 

Умение слушать  является одним из основных навыков  человека и является основным критериев  коммуникабельности. Человек тратит большую часть своего времени  именно на слушание. Эффективность  слушания зависит от объективных  и субъективных факторов. К первым относятся: шумы, помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат  в помещении. К субъективным факторам относятся: пол слушателя, его темперамент, умственные способности, которые в  свою очередь делятся на : основные (слух, способность к прогнозированию), дополнительные (запоминание, способность к устойчивости внимания) и вспомогательные (словарный запас).

По способу  осуществления различают два  вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек  чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно  включены механизмы внимания.

Информация о работе Формы речевой коммуникации