Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:32, контрольная работа
Слово несомненно является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность.
Настоящее время к персоналу, работающему с людьми, предъявляются требования не только высокой квалификации, но и понимания принципов общения, особенно речевого.
Уметь слушать - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.
Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.
Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения
Развитие навыков слушания основывается на развитии у человека основных ментальных способностей: слуховая, внимательность, способность к запоминанию и пониманию.
Чтобы научиться эффективно слушать необходимо определить цели, то есть для чего нужно слушать говорящего. Таких целей выделяют пять.
1. Получение информации.
2. Развлечение
является основной
3. Воодушевление.
Хорошо продуманные речи
4. Анализ идей и фактов.
5. Улучшение собственной речи в процессе наблюдения за речью говорящего.
Эти четыре фактора определяют эффективность слушания, но оно так же зависит и от желания аудитории слушать говорящего. На данный фактор может повлиять отношение слушающих к говорящему, их интерес, мотивация, а так же эмоциональное состояние. В качестве дополнительных средств, которые улучшают навыки слушания, выделяют следующие.
1. Умение концентрироваться,
то есть подготовить себя к
слушанию. Концентрация требует
от слушателя постоянного
2. Умение анализировать содержание. Для этого нужно определить:
- цель речи (утверждающая,
информационная или
- Композицию
речи. Составляющей данного приема
является понимание того, как
рассказчик раскрывает
- Главную тему речи.
- Выделить главные идеи оратора.
- Определить формы аргументации, то есть определить как приводятся доказательства, какие типы и сколько.
- Определить формы резюмирования и заключительных выводов.
3. Умение слушать
критически. Развить это умение
можно, если выполнять три
- Связывать слова выступающего со своим опытом. Можно соглашаться с доводами оратора и наоборот. Так же вы можете отложить свое решение до тех пор. Пока не получите дополнительные сведения. Выполняя данные условия, человек учится мыслить конструктивно.
- Резюмируйте
и систематизируйте услышанное,
то есть предугадывайте
- Анализ и оценка услышанного. Необходимо анализировать основные идеи оратора, а затем взвесить утверждения Делается это для того. чтобы проверить адекватность доказательств, весомость объяснений и определить цель говорящего.
4. Умение конспектировать
услышанное необходимо в
При конспектировании важно понять логику лекции , а не записывать обрывочные фразы. Конспект должен являться расширенным планом выступления и отражать структуру и основные положения лекции, а так же примеры и цитаты. Для эффективного конспектирования необходимо уметь свертывать фразы и сокращать слова.
Свертывание фраз
подразумевает выделение
Сокращение слов сожжет происходить по следующим принципам:
1. сокращение
по первой букве. Необходимо
отметить, что наибольшее количество
информации приходится на
2. сокращение
по нескольким первым буквам.
При использовании этого
3. пропуск букв
в середине слова, вместо
4. Навыки устной речи
Речь в риторике понимается как акт, направленное действие. И как деятельность риторика в классическом понимании предполагает:
1) определенную природу (естество, или врожденное качество);
2) метод, или системное изложение правил и рекомендаций;
3) практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей.
Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую.
Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.
Иногда выделяют полилог - это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.
Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.
Монологическое высказывание служит для информирования слушателей или побуждения в них каких-либо чувств, или побуждение к действиям. В соответствии с целями различают информационную речь, убеждающую и побуждающую.
Информационная речь выполняет функцию передачи и обогащения знаниями. Выступающий обязан учитывать умственные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Видами информационной речи являются сообщение, отчет, доклад и т.д.
При составлении
убеждающей речи на первый план выносят
эмоциональный аспект, поэтому нужно
учитывать восприимчивость
Побуждающая речь используется для того, чтобы побудить слушателей к каким-либо действиям, в первую очередь воздействуя на их волю. Наиболее распространенные формы такой речи: призыв к действиям, речь протеста, политическая речь и др.
Во всех видах выступлений речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели. Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения.
Слушатели также отличаются друг от друга, поэтому при подготовке информационной речи следует сконцентрировать внимание на предмете изложения и связать это с их интересами и поставленной целью.
При составлении убеждающей речи в первую очередь необходимо учитывать подготовленность слушателей, их жизненную ситуацию и отношение к теме выступления.
При подготовке побуждающей речи основную роль играет поставленная цель: побудить слушателей к конкретным действиям.
Зачастую эти виды речей перемешиваются друг с другом. Так, например, в информационной речи может использовать призыв, а в убеждающей - доказательства, опровержения, а в побуждающей используется эмоциональные средства изложения.
Диалог — это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Диалог как форма речевой коммуникации – общение двух человек посредством языка. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог, а если оба, то общение прекращается.
Речевое поведение
каждого участника диалога
Существует два вида диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях. То есть если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.
Информативность диалога достигается за счет того, что сообщается новая информация. Однако избыточная информативность так же вредна для речевой коммуникации. Поэтому необходимо уметь дозировать информацию.
Еще одним важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает тогда, когда субъекту не хватает имеющихся знаний о предмете общения. Присутствие партнера, который может быть источником неизвестной информации, делает возможным возникновение диалога.
Отсюда вытекает необходимость соблюдения причинно-следственных связей, то есть детерминизм. Это свойство заключается в том, что для наступления каких-либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными. Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения.
Следующим условием диалогического общения является требование общей памяти. Исходя из этого, говорящие должны иметь общий запас сведений о прошлом.
Кроме того для диалога необходимы хотя бы небольшие общие языковые знания. То есть партнеры должны разговаривать на одном языке, использовать примерно одни и те же термины и понятия ит.д.
Немаловажным является также семантическая связность диалога.
В области психологии общения выделяют два уровня общения, которые распространяются на речевую коммуникацию: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный).
Событийный уровень свойствен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Основные закономерности его следующие:
- всегда имеется предмет общения;
- осуществление тактики принятия партнера;
- реализация
ситуации партнерства в
- самопрезентация личности.
Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Деловой уровень имеет следующие закономерности:
- предмет общения есть не всегда;
-осуществление тактики принятия партнера;
- ситуация партнерства
реализуется лишь в
- самопрезентация согласно своей роли.
Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации:
• бытовой разговор;
• деловая беседа;
• собеседование;
• интервью;
• переговоры. Рассмотрим некоторые из них.
Есть также факторы, мешающие нормальному ходу диалога, например: бестактное обрывание на полуслове; неоправданное лишение кого-то возможности высказать свое мнение; игнорирование или высмеивание аргументов партнера; подтасовка фактов, необоснованные подозрения, голословные утверждения и т.д.
Заключение
Целью написания работы являлось изучение основных видов речевой коммуникации. Анализ результатов работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Чтение – рецептивный вид
речевой деятельности, который связан
со зрительным восприятием