Ф.Тейлор и организованный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

Тейлор сделал первый шаг к тому, что теперь называют микроорганизацией труда. Это рационализация не системы управления предприятием, а рабочего места и отдельных операций. Следующим его шагом было отделение управления от исполнения, Тем самым он включил в механизм разделения труда всю управленческую цепочку: администрация должна своевременно обеспечивать рабочих сырьем, инструментами, заданием, техдокументацией, а рабочие должны эффективно трудиться. Разделение труда переросло в распределение заданий и кооперацию деятельности. Нерабочие существуют ради администрации, как это считалось до Тейлора, а руководители обслуживают рабочих.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.История организации труда………………………………………………5
2.Ф.Тейлор. Научная организация труда (Тейлоризм)……………..…....7
3.Психологический аспект в теории научной организации труда Ф.Тейлор……… ……………………………………………………………10
4.Возникновение и сущность учения Ф.Тейлора………………………...13
5.Эргономика как составляющая научной организации труда………………………………………………………………….……..18
6.Условия труда……………………………………………………...…….19
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………….….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

Важнейшим аспектом организации  труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым принципом является принцип  материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Необходимо было установить цену каждого  вида труда, ведь только при этом можно  говорить об эффективности труда. Использование  данного принципа привело к повышению  индивидуальной ответственности работника  за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Так же Тейлором был выявлен ряд  социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность, и впервые сформулированы принципы, которые стали основополагающими в теории менеджмента. Рассмотрим несколько пунктов, входящих в принципы Тейлора: цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества; миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации и прочие.

Можно, не задумываясь, сказать, что Тейлор и его последователи  заложили основы современного менеджмента  и научной организации труда. Но нельзя не отметить, что одновременно с учениями Тейлора возник ряд  других научных исследований трудовой деятельности.

Тейлор детально исследовал процессы разделения труда, разбивая действия рабочих на отдельные движения и  замеряя время выполнения этих движений. Результаты таких замеров использовались затем для разработки более эффективных  приемов работы, ведущих к повышению  эффективности деятельности организации  в целом. Тейлор также занимался  вопросами вертикального разделения труда, рассматривая управленческую деятельность как отрасль индустриального  труда, по типу инженерного.

Среди важнейших принципов  научной организации труда Тейлора  выделяются такие, как специализация  работы и распределение ответственности  между рабочими и управляющими. Эти  принципы легли в основу проповедуемой  Тейлором функциональной структуры  организации, которая должна была сменить  господствовавшую тогда линейную структуру. Среди основных положений школы  научного управления, которые внесли существенный вклад в теорию организации, можно также отметить следующие:

  1. использование научного анализа для определения лучших способов достижения организационных целей;
  2. обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их собственных и организационных задач;
  3. отделение планирования, обдумывания и прогнозирования от конкретной исполнительской деятельности.

Заметим, что до Ф. Тейлора  больше говорили об управлении фабрикой как особой "машиной", а еще  раньше говорили об управлении техникой. К этому можно добавить господствовавшие в конце ХIХ - начале ХХ вв. подходы к изучению физиологических основ трудовой деятельности. Ф. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Хотя, справедливости ради, надо вспомнить и К. Маркса, который также пытался анализировать трудовую деятельность, но с позиций не столько психологического, сколько социально-экономического подхода.

Можно условно выделить 3 фазы в эволюции взглядов Тейлора:

1 фаза - система поштучной оплаты (главное - инициатива работника и соответствующая этой инициативе заработная плата); главный метод - хронометраж рабочего времени;

2 фаза - контроль не за производительностью труда, а за самим методом работы (определяется максимальная оплата за наиболее тяжелый труд и минимальная оплата - за наименее тяжелый труд);

3 фаза - вместо концентрации управления в одних руках - система "функциональной администрации", состоящая из нескольких (например, из восьми) мастеров - "супервайзеров". Все это предполагало выделение в трудовом процессе определенных элементов (по критериям затраченного времени, трудоемкости работ, качеству исполнения и т.п.), что само по себе уже являлось научным анализом единой трудовой деятельности.

Главная задача, выделяемая в системе Тейлора, - это "обеспечение  максимальной прибыли предпринимателя  в соединении с максимальным благосостоянием  для каждого рабочего".

Выделяются четыре основных принципа системы Ф.Тейлора:

    1. обобщение и классификация умений и навыков всех рабочих;
    2. тщательный отбор на основе научно установленных признаков;
    3. административное осуществление "сердечного сотрудничества" с рабочими (например, с помощью ежедневных надбавок за скорую работу и т.п.);
    4. почти равное разделение труда и ответственности между рабочим и управляющим.

Занимаясь преимущественно  изучением организации труда  на промышленных предприятиях, Ф. Тейлор стремился разработать эффективную  систему стандартизованных приемов  труда рабочего, которая привела его к идее создания поточных линий и конвейеров. Главную роль в организации он отводил администрации и управленческому персоналу, основной функцией которых являлось планирование процесса производства и осуществление тотального контроля над всеми звеньями организации производства. Рядовому работнику, в сущности, отводилась роль винтика в рационально программируемой системе производства. В то же время, в ходе проводимых социальных исследований, Ф. Тейлор обнаружил важную роль "человеческого фактора", то есть личности самого работника, и предлагал материально поощрять наиболее инициативных и трудолюбивых работников.

  1. Возникновение и сущность учения Ф. Тейлора

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) по праву считается основателем современного менеджмента. К моменту возникновения «школы научного управления» идея научной организации труда уже назрела. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до этой поры, управляемого с помощью кустарных методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслимым без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ученым-исследователем. Он был  практиком, сначала рабочим, затем  инженером и главным инженером  сталелитейной компании. Первые четкие очертания система Тейлора приобрела  в 1903 г. оду в его работе «Управление  фабрикой» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». В ней Тейлор сформулировал  ряд постулатов, впоследствии получивших название «тейлоризм».

В основе тейлоризма лежат  четыре научных принципа (правила  управления).

Во-первых, это создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное  исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. Во-вторых, -отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение. В-третьих, сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда. И, наконец, равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

В качестве примеров Тейлор в своей книге «Принципы научного менеджмента» приводит эксперименты, проведенные им и его сотрудниками в следующих областях.

Переноска чугуна в болванках. Было измерено затрачиваемое на работу время, подобраны выносливые рабочие  и распределено время на труд и  перерывы. Это привело к тому, что норма выработки за день увеличилась  в три раза, рабочие стали меньше уставать и их заработная плата за день увеличилась на 60%.

Работа лопатой. Изучив различные  виды работ, которые рабочие выполняют  с разной нагрузкой, Тейлор выявил оптимальную нагрузку величиной в 21 фунт весом и каждому рабочему была предоставлена такая лопата, но определенного объема, например маленькая для железной руды и большая для золы. Было измерено время продолжительности работы лопатой в различных условиях. В результате сократилось в три раза число работников, выполнявших конкретные виды работ, в 3,5 раза выросла норма выработки и на 60% увеличилась заработная плата за день. Средняя стоимость переработки за день уменьшилась в 2,5 раза.

Кладка кирпичей. Изучив и проанализировав движения каждого  рабочего-каменщика, были устранены  все излишние движения, заменив медленные  быстрыми. С помощью специальных  экспериментов был проведен учет каждого элемента, оказывающего влияние  на скорость работы и утомления рабочего-каменщика. Были введены простейшие приспособления, устранившие целый ряд утомительных движений. Рабочие были обучены делать движения обеими руками. Администрация  должна работать вместе с рабочими в течение дня, помогая, поощряя  и устраняя препятствия для их работы.

Сортировка велосипедных шариков. Был изучен вид женского труда и проведены следующие мероприятия: повышена заработная плата работницам на 80−100 %; сокращен рабочий день с 10,5 до 8,5 часов; работницы должны чувствовать, что они являются предметом особой заботы и интереса со стороны администрации; для работниц были введены два непрерывных дня отдыха в месяц, так как труд был очень нервный. Предприятие получило от внедрения новых методов следующие выгоды: существенное повышение качества изделий, значительное понижение расходов, несмотря на добавочные затраты; установление дружественных отношений между администрацией и работниками.

Сложные типы механического  производства — изготовление частей машин и искусство резать металлы. Был произведен самый детальный  анализ каждого элемента исследуемой  машины в его отношении к ее производительности. Были установлены  надлежащие скорости работы. В результате применения к работе станка научных методов выигрыш во времени составил в 2,5 раза больше прежней скорости и в девять раз больше в случае максимального увеличения скорости плюс повышение морального климата в организации со стороны рабочих по отношению к своим хозяевам и к своей работе. Эксперименты в этой области продолжались в течение 26 лет, было проведено от 30000 до 50000 отдельных опытов. Был выявлен совместный эффект 12 переменных. Основные вопросы, которые следует решать это: с какой скоростью следует работать и какова должна быть величина подачи?

Выводы: Благоприятные результаты работы основаны на: 1) Замене научными основами индивидуального свободного усмотрения каждого отдельного рабочего; 2) На научном подборе и обучении рабочих путем изучения, обучения, тренировки и экспериментирования над каждым отдельным рабочим вместо допущения случайного выбора профессии; 3) тесное сотрудничество администрации и рабочих, при котором вся тяжесть лежит совместно на обеих сторонах.

Тейлор отмечает, что внедрять научные принципы организации труда  нужно принудительными методами, так как рабочие сопротивляются любому изменению укоренившегося порядка. «Средний рабочий должен иметь возможность  немедленно учесть результаты своего труда и в точности знать размер награды за него в конце каждого  рабочего дня, если только хотят, чтобы  он проявлял максимальное рвение в  работе. А более элементарная натура, присущая, например, молодым девушкам или же детям нуждается в надлежащем поощрении либо в форме личного внимания со стороны старших, либо в виде актуальной награды, не реже, чем через каждый час». «Приятное времяпровождение, которое рабочие с уверенностью могут иметь сегодня, если будут спустя рукава относиться к работе и делать свое дело с прохладцей, оказывается для них гораздо более привлекательным, чем непрерывная работа в ожидании участия наравне с другими в возможной прибыли через шесть месяцев». «Стремление к своему личному благу всегда было и будет значительно более сильным стимулом во всякой работе, чем соображения общего блага».

Общие мероприятия, предлагаемые Тейлором, по внедрению методов научной  организации труда следующие:

- Выберите 10−15 отдельных рабочих, особенно искусных в производстве данной работы.

- Подвергните точному исследованию весь ряд элементарных операций или движений.

- Зарегистрируйте с секундомером время, требующееся на производство каждой из элементарных операций, и выберите наиболее быстрый способ производства каждого отдельного элемента работы.

- Устраните совершенно все неправильные движения, медленные и излишние движения.

Покончив, таким образом, со всеми ненужными движениями, соедините  все выбранные наилучшие и  наиболее быстрые движения вместе с  наилучшими типами инструментов."

Тейлор рекомендовал также  использовать в трудовом процессе психологическую  основу в разных формах. Он первый ввел понятие «человеческий фактор»  в психологическом плане в  научный оборот.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным  переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область  научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке  и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

  1. Эргономика как составляющая научной организации труда.

 

Социальная направленность экономики привлекает внимание к  проблемам эргономичности, решение  которых является непременным условием ее развития. Переход к постиндустриальному  обществу представляет интерес с  точки зрения влияния на человека, его роль и перспективы в экономике  и в мире. Гуманизация экономики проявляется "в сочетании объективных потребностей функционирования экономики с интересами человека, с развитием его творческой, созидательной активности". В ответ на противоречия общественного развития тенденции к гуманизации экономики находят все более широкое отражение в фундаментальной экономической науке конца XX - начала XXI в. Однако они не получили надлежащего, адекватного освещения в такой прикладной экономической науке, как эргономика.

Эргономичность является свойством предмета или процесса быть функциональными, удобными для  жизнедеятельности человека. Она  выступает критерием совместимости  вещи, услуга или процесса с организмом человека, а также выражает степень  их пригодности для реализации человеческих потребностей и повышения человеческого  благосостояния. Сущность эргономичности как фактора качества жизни заключается  в уровне адаптированности вещи, услуги или процесса к природе человека.

Информация о работе Ф.Тейлор и организованный труд