Ф.У. Тейлор и Тейлоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

При этом в работе раскрываются следующие задачи:
- познакомиться с биографией Ф.У. Тейлора;
- отразить сущность «тейлоризма»;
- рассмотреть критические высказывания в сторону «тейлоризма»

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
Краткая биография Ф.У. Тейлора………………………………………4
Тейлоровская система управления заданиями…………………………5
Система Тейлора или «тейлоризм»……………………………………..7
Критика «тейлоризма»………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

Kratkaya_biografia.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

Миф второй: рабочие реагируют  только на денежное вознаграждение. Так, Д. Бодди и Р. Пэйтон пишут: «Ф. Тейлор полагал, что единственный способ побуждения рабочих к необходимым усилиям, т.е. выполнению стандартных заданий и рутинных операций, – финансовые стимулы, деньги...».

15

Подлинное мнение Ф.У. Тейлора  по этому вопросу: «Поощрение – это  то, что дается сверх: повышение по службе, премия, улучшение условий труда, личное уважение… Администрация должна регулярно сообщать рабочему о его успехах… Рабочему за открытое им усовершенствование следует оказывать впредь полное доверие и уплатить денежную премию в награду за его изобретательность». Близких взглядов придерживались и его последователи.

Миф третий: Тейлор не рассматривал проблему продвижения рабочего по службе. Подобное утверждение содержится в  книге Д. Бодди и Р. Пэйтона.

Позиция же Тейлора такова: «Рабочий, который развивается в  квалифицированного специалиста и, следовательно, может сделать благодаря  этому карьеру: чернорабочий в результате обучения может стать высококвалифицированным  рабочим – механиком – функциональным мастером и инструктором и так  далее вверх по лестнице. Этот процесс  сопровождается более приятной обстановкой, интересным разнообразием и более высокой оплатой».

Миф четвертый: Тейлор не придавал значения социальному контексту  труда. Тейлор: «На первый взгляд, перед  нами только две стороны: рабочий  и предприниматель. Но мы упускаем из виду еще и третью великую сторону  – всю нацию, потребителей, покупающих продукцию первых двух сторон и в конечном счете выплачивающих как заработную плату рабочим, так и прибыль предпринимателям. Права нации поэтому более важны, чем права как предпринимателей, так и рабочих. Эта третья великая сторона должна получить свою долю во всякой достигнутой выгоде…Автор принадлежит к числу тех, кто верит, что третья сторона (вся нация) по мере того как она будет ближе знакомиться с истинным положением вещей, все более и более будет настаивать на том, чтобы справедливость была оказана в равной мере всем трем сторонам».

Миф пятый: распространение  научного менеджмента, хотя и позволило  добиться повышения производительности труда, привело к более интенсивной  эксплуатации наемных рабочих, что  отнюдь не способствовало гармонии и  сотрудничеству, к которым стремился  Тейлор. Такого рода обвинения в  адрес Ф.У. Тейлора звучали почти 100 лет назад, и Россия не была исключением.

 

 

16

6 Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что тейлоризм - система организации  труда и управления производством, на рубеже 19-20 вв. Разработана американским инженером Ф.У. Тейлором. Характеризуется  использованием достижений науки и  техники в целях извлечения максимума  прибавочной стоимости путём  усиления эксплуатации рабочего класса.

Тейлоризм представляет собой  совокупность разработанных Тейлором и его последователями методов  организации и нормирования труда  и управления производственными  процессами, подбора, расстановки и  оплаты рабочей силы, направленных на существенное повышение производительности и интенсивности труда. Тейлоризм  предусматривает детальное исследование трудовых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения, а  также режимов работы оборудования, установление высокого «подённого» (или  почасового) урока (нормы выработки), подбор и специальную тренировку рабочих, пригодных для выполнения различных видов работ при  очень высоких темпах труда.

В основе тейлоризма лежат  четыре научных принципа:

- Детальное научное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со строгими правилами для каждого движения», каждого человека и усовершенствования и стандартизации всех орудий и рабочих условий.

- Тщательный отбор рабочих «на основе установленных признаков», их обучение «до первоклассных рабочих» и «устранение всех людей, отказывающихся или не способных усвоить научные методы».

- Осуществление администрацией сотрудничества с рабочими, «сближение рабочих и науки… на основании постоянной и бдительной помощи, управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение заданий».

- «Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением». Администрация берет на себя те функции, «для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие». Специальные агенты администрации в течение всего рабочего дня работают с рабочими, помогают им, устраняют помехи в работе, ободряют рабочих».

17

Тейлоризм послужил основой  для современных систем организации  труда, применяемых в странах  с рыночной экономикой. Он претерпел  эволюцию под влиянием изменений  в развитии производительных сил, особенно научно-технической революции.

В условиях современного рыночного  хозяйства вопросы совершенствования  организации труда и управления производством стали специальной  отраслью знаний, сферой деятельности десятков и сотен научно-исследовательских  организаций, государственных и  частных, а также консультативных  фирм. Круг вопросов, решаемых этими  организациями, очень широк и  охватывает как организационно-технические  и технико-экономические, так и  психофизиологические и социально-психологические  аспекты организации труда и  управления. Это свидетельствует  о небывалом расширении арсенала средств и методов, используемых предприятиями для увеличения прибылей, усиления эксплуатации трудящихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

7 Литература

1.      Вершигора  Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. –  2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 283 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 512 с.

3. Лекции по дисциплине  «История экономических учений» д.э.н., профессор Каячев Г.Ф.

4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 283 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент М., ЮНИТИ, Банки и Биржи, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20


Информация о работе Ф.У. Тейлор и Тейлоризм