Глобализация и проблема обеспечения экономической и национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление возможностей повышения уровня глобальной и национальной безопасности в условиях глобализации.
Задачи:
1. Выявить и описать взаимосвязи глобальной и национальной безопасности;
2. Рассмотреть и систематизировать факторы глобализации, приводящие к противоречиям на постиндустриальном этапе развития мировой экономики;
3. Рассмотреть документ экономической безопасности РФ 1996 г.;

Файлы: 1 файл

Курсовая Медведева 1МОТ.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить несколько факторов, определяющих процесс глобализации:

1) производственно-технический — резкое возрастание масштабов производства, международные формы его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях;

2) экономический — небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

3) информационный — радикальное изменение средств делового общения, обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран;

4) научно-технологический, определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран, для ускоренного внедрения новых решений при относительно меньших затратах;

5) социологический, проявляющийся в ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодолении национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

6) политический, выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

7) экологический, обусловливающий объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Среди прочих глобальных проблем современности он оказывает особое воздействие на процесс глобализации. Процесс глобализации мирохозяйственных связей не исключает расширения и интенсификации экономической деятельности на региональном уровне, в том числе вовлечение в активный масштабный взаимный международный обмен административных образований отдельных стран. С одной стороны, это ускоряет планетарную глобализацию, с другой — выступает как известный тормоз, способствующий усилению групповой региональной обособленности, возникновению новых противоречий и углублению конкуренции. 10

1.2 Определение понятия национальная безопасность и взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью

Международный терроризм представляет собой сложное многогранное явление, которое превратилось в глобальную проблему для человечества, ибо несет в себе угрозу его существованию. Мировой опыт свидетельствует, что вспышки терроризма характерны для исторических периодов развития, когда обострялись противоречия в социально-политической сфере, когда происходила ломка общественных отношений, изменялось государственное устройство, нарушалась стабильность и возникали проявления национализма и сепаратизма, возникал разгул криминальной преступности. Одной из наиболее важных тенденций современного терроризма является рост его общественной опасности как для международных отношений, международной безопасности, суверенитета государств и народов, так и для сохранения прав граждан.11

Террористическая деятельность рассчитана, прежде всего, на особенности массового сознания, на его готовность воспринимать существующую реальность не только ввиду неповторимости событий, но и с учетом возможностей средств массовой информации доводить до сведения населения истинные масштабы трагедии.

Как отметил В.В.Путин в своем  выступлении на VII съезде Союза ректоров России, «международные террористы, чем бы они ни прикрывались, ведут борьбу за политические и экономические рычаги влияния в мире. Именно это является их целью. Ими движут не эфемерные, а вполне конкретные цели. Сегодняшние террористы пристально высматривают для себя цели и прицельно бьют по ним. Бьют по объектам и моделям цивилизованного экономического и социального развития. Их задача – посеять страх и внести смуту не только в отдельных городах и странах, но и в отношениях между государствами. В конечном итоге – в систему сложившихся международно-правовых отношений, в основе которых – общие демократические ценности государств и народов».12

Международный терроризм обусловлен процессами глобализации, что принимает синтезируемые формы криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. Исследователями проблем глобализации и терроризма отмечается стремление к видоизменению и проявлению его в процессе сотрудничества с преступными сообществами. Терроризм сегодня имеет определенные структуры, значительное финансово-экономическое оснащение, способен вести войны и участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Создание действенного государственного и межгосударственного механизма борьбы с террористической угрозой возможно при условии, что он будет основываться на объективных результатах научных исследований, учитывать результаты антитеррористической политики государств и международного сообщества в целом. Государственное регулирование безопасности общества должно быть эффективным, что позволит демократическому государству противостоять терроризму и следовать принципам правового государства.

Концептуальные построения, обеспечивающие  действенность государственного регулирования должны позволять правительству и силам безопасности действовать в рамках закона. Степень реакции властных структур должна быть адекватной реальности, а государственные и международные учреждения, принимающие участие в обеспечении безопасности, должны находиться под обязательным контролем правительства.

Государство, которое обеспечивает защиту интересов всех социальных слоев  общества, обладает более высоким  уровнем эффективности государственного регулирования безопасности, чем общество, опирающееся на узкую социальную базу, на незначительную по численности политическую элиту. Такое государство бывает вынуждено широко использовать в целях безопасности репрессивные и другие принудительные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства существующим режимом, другими условиями общественного бытия. Однако следует подчеркнуть, что основы конституционного строя в любом стабильном государстве защищаются довольно активно и решительно.

Для более полного понимания  воздействия процесса глобализации на государственное регулирование безопасности общества, необходимо представить важность выявления опасностей (угроз), которые могут быть классифицированы по видам их источников:

1. Опасности (угрозы), вызываемые объективно развивающимися процессами (процессами, порождающими неравномерность экономического развития, отставание темпов роста экономики и развития ее структуры от потребностей общества из-за недостаточности природных или людских ресурсов и по другим причинам). Процессы урбанизации общества могут приходить в острые противоречия с удовлетворением общенациональных интересов. Такую же угрозу могут представлять падение духовного, морально-нравственного состояния общества, процессы развития в обществе социальной апатии или же агрессивности и озлобленности определенных социальных слоев. Угроза может формироваться в результате процессов загрязнения окружающей среды под воздействием расширения сферы и масштабов хозяйственной деятельности.

2. Опасности (угрозы), вызываемые определенными социальными действиями, которые возникают в результате обострения противоречий между противоборствующими или соперничающими политическими социальными силами. Они могут иметь как организованный и целенаправленный, так и стихийный характер. Такие действия могут стимулировать острые конфликты, вызывать социальные деформации различных видов общественных отношений. Чаще всего эти угрозы порождаются обострением политической и иной социальной борьбы в обществе, в межгосударственных отношениях.

3. Такой опасностью (угрозой) являются амбициозные устремления непримиримой оппозиции, межнациональная и религиозная вражда, эскалация забастовочной деятельности, которая парализует и дестабилизирует экономическую и социально-политическую обстановку. Степень опасности угрозы возрастает по мере усиления социальной напряженности, взаимной озлобленности, распространения насилия в обществе. Возрастание угрозы зависит от уровня общественного сознания, общей политической и правовой культуры, особенностей менталитета общества. Угроза общенациональным интересам может быть также порождена ошибками властных структур в определении национальных интересов, мер их защиты, а также в оценке опасности существующих и потенциальных угроз.

4. Опасности (угрозы) могут порождаться  авантюризмом, не вполне профессиональным осуществлением государственного регулирования в процессе реализации социально-политических, военно-экономических и других целей.

5. Опасность (угроза) может быть  вызвана экспансионистской направленностью политики зарубежного государства, например, такого, которое произвольно расширяет сферы своих национальных интересов и вмешивается во внутренние дела других социумов. Наконец, угроза – это противоправные посягательства на жизненно важные интересы России. Такой угрозой может быть разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб, негосударственных организаций, включающая шпионаж и другие противоправные формы ее осуществления.13

 

2. Стратегия экономической безопасности  РФ в условиях глобализации

2.1 Экономическая безопасность РФ 1996г

В 1996 г. в целях обеспечения национальных интересов РФ была разработана государственная стратегия экономической безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.   

Государственная стратегия включает:

 1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.14

В документе  1996 года выделены 4 основные направления, которые представляют угрозы экономической безопасности РФ:

В документе  1996 года выделены 4 основные направления, которые представляют угрозы экономической безопасности РФ:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.
  2. Деформированность структуры российской экономики.
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Деятельность государства по обеспечению  экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: 

1. Выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.     

2. Организация работы в целях  реализации комплекса мер по  преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

  • Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

 

        3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.   

   Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.15

2.2. Современные вызовы экономической  безопасности России

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики

Проанализировав таблицу 1.1 и построенную на ее основе диаграмму, можно прийти к выводу о том, что налицо  энергетическая направленность экспорта Российской Федерации. Если добавить к минеральному сырью еще и древесину (которая вывозится из России в основном в виде круглого леса), то энергетическая статья экспорта РФ увеличится до 75%. В то же время доля машиностроительной продукции снизилась наполовину: с 10,2 до 4,9%, несмотря на то, что в абсолютном выражении она повысилась.

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении.

Данные, представленные на таблице и диаграмме 2.1 и 2.2 (см. Приложение II), относятся к периоду 2008 года, показатели за 2009 год по данным Росстата выглядят следующим образом: падение промышленного производства снижение в промышленности в 2009 году стали максимальным с 1994 года. Основной причиной такого положения вещей стал кризис, который прежде всего ударил по автомобилестроению и машиностроению в целом.

Информация о работе Глобализация и проблема обеспечения экономической и национальной безопасности России