Глобализация и проблема обеспечения экономической и национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление возможностей повышения уровня глобальной и национальной безопасности в условиях глобализации.
Задачи:
1. Выявить и описать взаимосвязи глобальной и национальной безопасности;
2. Рассмотреть и систематизировать факторы глобализации, приводящие к противоречиям на постиндустриальном этапе развития мировой экономики;
3. Рассмотреть документ экономической безопасности РФ 1996 г.;

Файлы: 1 файл

Курсовая Медведева 1МОТ.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Также на диаграмме 2.2 ярко выражена нестабильность индекса промышленного производства машин и оборудования: то падает, то повышается. Причиной такого положения может быть  не свертывание производства, а потеря производственных цепочек. Ранее ТЭК РФ и машиностроение образовывали единую систему, ТЭК работал на машиностроение, продукция которой впоследствии шла на экспорт, современная система экономики РФ поменяла свою направленность: ТЭК – теперь отдельная самостоятельная сфера, основной целью которой является добыча нефти и газа и последующая ее транспортировка в первичном виде в зарубежные страны. В связи с этим нужно отметить, что главной проблемой высматривается уже налаживание цепочек производства и построение общей системы всей промышленности РФ, особенно машиностроения, чтобы отрасли все не выживали по одиночке, а строили единую «взаимосоединяемую» систему  производственной жизни.

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России

Согласно  таблице 3.1 и 3.2 (см. Приложение III), к высокотехнологичному сектору в России относятся лишь 7 компаний из 56, и на них приходится только 3% всей корпоративной капитализации страны. Зато на относительно низкотехнологичные секторы промышленности, прежде всего металлургию и металлообработку, приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации.

По данным таблицы 3.3 (см. Приложение III), расположенной выше, расходы на НИОКР по отношению к ВВП за 13 лет повысились, но незначительно. По сравнению с высокоразвитыми странами этот показатель у России значительно ниже, например, в США  - 2,6%  и 4,78 в Израиле. По сравнению с данными государствами Россия находится в стороне от инноваций и НИОКР, хотя принята государственная программа по развитию нано-технологий. Тем не менее, показатель доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в три раза ниже порогового значения (5,2% против 15%)16.

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления

Иностранные компании все больше и больше занимают рынок, причем внутренний, из-за чего отечественным предприятиям все сложнее и сложнее конкурировать с иностранными производителями (см. Приложение, табл. 3.5).  Так, по данным Нестле и незасисимым экспертам доля импорта на российском рынке одежды составляет уже! 95%. Нестле контролирует в России 40% рынка растворимого кофе, 40% кулинарной продукции, а также 50% готовых завтраков и 20,5%  рынка шоколада. Кроме того, нужно отметить, что количество ТНК в России огромное и дифференцированное, России необходимо ужесточить присутствие таких компаний на своем рынке, а также как можно эффективнее использовать научно-технический потенциал и приобретать иностранный опыт. 

Сращивание части чиновников государственных  органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры и     ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

 

2008

2009

2010

2011

Российская  Федерация

3 010 467

2 844 764

2 553 939

2 564 404


Таблица 4. Число дел  об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами, единица, значение показателя за год. Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система http://www.fedstat.ru/indicator/data.do

Из таблицы 4 видно, что количество дел об административных правонарушениях уменьшается, что говорит о том, что даже административные правонарушения происходят реже, чем несколько лет назад.

В 2012 году, по данным МВД РФ, в России было зарегистрировано около 173 тыс. преступлений экономической направленности, что на 14,6% меньше, чем в 2011 году. Таким образом, статистика МВД продолжает демонстрировать устойчивое снижение преступности вообще и уменьшение числа экономических правонарушений в частности. При этом, согласно данным МВД, экономическая преступность в минувшем году снижалась более быстрыми темпами, чем преступность в России в целом – на 14,6% против 4,3%.

Удельный вес экономических  преступлений в общем числе зарегистрированных составил 7,5%, ущерб от преступлений по оконченным уголовным делам достиг 144,85 млрд руб.17

В целом нужно отметить, что пагубное воздействие коррупции в любой  стране мира ощущается. По данным Всемирного банка ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму 1 трлн. долл.  По подсчетам некоторых экономистов доля «неформального сектора» в 2012 году составляла 18%.18 В 2012 году коррупция среди высших чиновников в России составляет 35 тысяч сообщений, на 21% больше чем в 2011 году.19 На современном этапе количество привлеченных по данному же направлению не уменьшается, но возникает особая ситуация, когда привлекают к ответственности тех, сумма взяток которых по сравнению с реальными взятками незначительна. Таким образом, «чистка» носит в основном только показательный характер. Стоит при этом упомянуть, что половина россиян считает, что коррупцию в России не искоренить, чуть меньший процент считает, что коррупция  необходима для россиян.

2.3 Пути обеспечения экономической безопасности России

Я считаю, чтобы государству укрепить экономическую безопасность, нужно принять следующие меры:

1) Государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент.

2) Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики.

3) Необходимы жёсткие меры, препятствующие  нелегальному вывозу капитала  за границу.

4) Фондовый рынок, в своей  сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание "финансовой площадки "Россия"". Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения.

5) В ближайшее время ожидается  спад мировой экономики, поэтому  необходимо развивать внутренний  российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

6) Следует повысить эффективность управления собственностью - и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять тех менеджеров, которые это советуют.

7) Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения.

8) Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.

9) Создавать налоговые льготы  для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов.

10) Пересмотреть план рестуктуризации  РАО "ЕЭС", в настоящем виде  ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.

11) Всеми мерами увеличивать  благосостояние населения, через  повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.

12)Построение государственной политики  в области взаимодействия с  национальными ТНК, путём приобретения  в них блокирующего пакета  за предоставление государством  техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.

 

Заключение

В результате работы можно сделать несколько важных выводов о взаимосвязи глобализации и национальной, в том числе экономической, безопасности.

Во-первых, глобализация  является объективным процессом и избежать его ни одному субъекту мировой экономики невозможно, поскольку эра «железного занавеса» теперь уже сложно воспроизвести.

Во-вторых, глобализация несет в  себе не только положительные последствия, но и негативные, о которых в  последнее время стали в мировом  сообществе говорить все больше и больше. Одной и таких сторон является проблема национальной безопасности. Наиболее важным для экономистов является экономическая безопасность. Если рассматривать США, то здесь в рамках всего государства существует Совет безопасности и другие государственный департаменты, целью которых является сохранение статуса-кво сверхдержавы американской экономики. В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский называет США  единственной мировой сверхдержавой в истории всего человечества, апперируя доминированием США в 4 сферах жизни общества: экономическая, культурная, военная, технологическая. Самой важной сферой является экономическая, поскольку именно она позволяет стране доминировать в других 3 сферах. Поэтому важно придавать огромное значение не только экономическому развитию страны, но и экономической безопасности.

Хочется надеяться, что проблемы экономической  безопасности займут подобающее им место  в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур.

 

Список использованной литературы и интернет-источников

Государственная стратегия  экономической безопасности РФ (Основные положения) http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html (дата обращения: 02.05.2013)

 

Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. – М.: Квадрига, 2010 –384 С.

 

Бабич А. М. Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные  финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 360 С.

 

Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. //История и современность. № 1-2005. – 202 С.

 

Международная жизнь. 2003 . № 1. – 80 С.

 

Пазий Д. «Автаркия contra глобализации.»  Вестник Челябинского государственного университета. №40(178) 2009 – 103С.

 

Панарин А.С. «Искушение глобализмом» – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416 С.

 

Российский статистический ежегодник, 2011 г. Статистический сборник – 783 С.

 

Уткин А.И. «Мировой порядок 21 века» – М.: Эксмо, 2002. – 480 С.

 

Уткин А. И. Новый мировой  порядок.– М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 638 С.

 

Блог честного статистика http://statistic.su/blog/corruption_among_senior_officials_in_russia/2012-12-10-836

 

Всемирный банк  http://www.worldbank.org (Дата обращения: 14.05.2013)

 

Вырупаева А.А. Понятие «Глобализации» в мировой экономике http://ekonomic.narod.ru/nbene/econom/feconom16.htm (Дата обращения: 21.04.2013)

 

Индикаторы науки: 2007

 http://www.hse.ru/data/2011/10/24/1268874746/Indik_Nauki_2007-6.pdf

 

Кошкин А. Соколова С. Международный терроризм: глобализация и безопасность России. // http://do.gendocs.ru/docs/index-160323.html (Дата обращения: 21.05.2013)

 

Министерство Внутренних Дел РФ http://www.mvd.ru (Дата обращения: 14.05.2013)

 

Михайлов В. А. «Международная безопасность в контексте глобальных процессов» // http://www.jeducation.ru/4_2005/66.html (Дата обращения 21.04.2013)

 

Перспективы. Фонд исторической перспективы. http://www.perspektivy.info/rus/gos/konkurentosposobnost_rossijskih_korporacij_na_globalnyh_rynkah_2008-09-26.htm

 

Российская газета http://www.rg.ru/2012/04/17/sektor.html

 

Федеральная служба государственной  статистики http://www.gks.ru (Дата обращения: 22.04.2013)

 

Экономическая преступность сегодня http://econcrime.ru/stat/7/

 

Приложение I.

Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Экспорт – всего

78217

100

103093

100

181600

100

241473

100

301244

100

351928

100

467912

100

в том числе:

                           

продовольственные товары 
и сельскохозяйственное сырье 
(кроме текстильного)

1378

1,8

1623

1,6

3292

1,8

4492

1,9

5514

1,8

9090

2,6

9298

2,0

минеральные продукты

33278

42,5

55488

53,8

104950

57,8

156372

64,8

198631

65,9

228436

64,9

326010

69,7

продукция химической 
промышленности, каучук

7843

10,0

7392

7,2

12003

6,6

14367

6,0

16757

5,6

20802

5,9

30264

6,5

кожевенное сырье, пушнина 
и изделия из них

313

0,4

270

0,3

353

0,2

330

0,1

367

0,1

337

0,1

354

0,1

древесина и  целлюлозно-бумажные изделия

4363

5,6

4460

4,3

7020

3,9

8305

3,4

9535

3,2

12263

3,5

11561

2,5

текстиль, текстильные  изделия  
и обувь

1154

1,5

817

0,8

1119

0,6

965

0,4

967

0,3

952

0,3

870

0,2

металлы, драгоценные  камни 
и изделия из них

20901

26,7

22370

21,7

36707

20,2

40592

16,8

48936

16,3

55963

15,9

62105

13,2

машины, оборудование 
и транспортные средства

7962

10,2

9071

8,8

14100

7,8

13505

5,6

17437

5,8

19667

5,6

22900

4,9

прочие товары

1026

1,3

1603

1,5

2056

1,1

2545

1,0

3101

1,0

4420

1,2

4552

0,9

Информация о работе Глобализация и проблема обеспечения экономической и национальной безопасности России