Глобальные экономические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ глобальных экономических проблем.
Задачи:
Выявить сущность глобальных экономических проблем
Проанализировать виды глобальных экономических проблем
Установить пути решения глобальных экономических проблем

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в рыночной экономике  состояния равновесия и неравновесия чередуются. Сама ее сущность состоит  в отклонениях от "нормы". Равновесие есть лишь временное ее состояние.

В-третьих, для рыночной системы  закономерным является цикличность  развития: чередование кризисов (спадов производства) с динамичным ростом. Мировая экономика представляется в виде системы с иерархией  подсистем различных уровней: отдельные  страны и их объединения, внутристрановые  элементы - регионы и районы.

Неравномерность имеет волнообразный  характер, например "Новые Индустриальные страны" (НИС)"первой волны": Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республика Корея, постепенно переходя к техногенному развитию производства, как бы высвобождают место для  НИС "второй волны": Малайзия, Таиланд, Индонезия и др., которые занимает их "ниши" в мировом хозяйстве. Формируется и "третья волна" НИС: Турция, Тунис, Пакистан, Вьетнам и  др.

Кроме капитала существует другой интернациональный фактор экономического развития в современном мировом  хозяйстве, который также связан с неравномерностью, - научно-технический  прогресс (НТП). Мировая цивилизация  с конца XIX в. вступила на путь техногенного развития. Экономический прогресс, социальные условия жизни людей  в обществе стали выступать как  результат технического развития, технически вооруженного труда. К концу прошедшего столетия этот принцип стал универсальным. Модель технико-экономического развития на основе рыночных структур приняла  интернациональный, а затем и  глобальный характер. Такая ориентация изначально привела к иерархической  структуре мирового хозяйства и  наличию центров индустриального  развития и отсталой периферии, как  в рамках мирового хозяйства, так  и в рамках отдельных стран. Одни страны и регионы имели преимущества в гонке индустриализации, а другие, не имея этих преимуществ, стали поставщиками минеральной и аграрной продукции. В техногенной модели мирового развития периферия заняла подчиненное, зависимое положение. Перспективы изменить его могут быть связаны только с подключением к индустриальному типу развития.

Таким образом, индустриальная модель развития мирового хозяйства  по своей сути предлагает известную  неравномерность экономического развития и является ее важнейшей причиной.

В итоге, неодинаковые уровни индустриального развития в самом  конечном счете сводятся к технической  вооруженности труда. Он становится важнейшим критерием неравномерности. Национальные экономики как бы отбираются по данному критерию: подходят под  него или выбраковываются. Критерий трансформируется, усложняется с  переходом мировой экономики  к новому этапу международного разделения труда, когда информатика выделяется в отдельную отрасль и преобразует  все сферы хозяйства и жизни. Техногенная цивилизация превращается в технотронную.

Важнейшим проявлением неравномерности  экономического развития является наличие  слаборазвитых стран, представляющих собой застойную зону бедности и  стран, так называемого "золотого миллиарда" - группы ведущих стран  мира, определяющих тенденции мирового развития и получающих наибольшую часть  мирового дохода. Разрыв между двумя  полюсами мировой экономики все  расширяется.

Однако данная картина  не только не является статичной, напротив, она весьма динамична. "Центр" активно воздействует на "периферию", и даже формирует ее путем вовлечения в международное разделение труда  через торговые и финансовые потоки. Причем за собой центр сохраняет  роль вершины НТП.

Неравномерность экономического развития оценивают путем сопоставления  стран по следующим основным показателям:

1. Главные макроэкономические  показатели национальной экономики  (ВВП, в целом и на душу  населения) на данный момент  и в динамике.

2. Производительность труда.

3. Развитие отраслей (объем  выпускаемой продукции и услуг  в целом и на душу населения).

4. Роль в мировой торговле (или экспортно-импортная компонента  в национальном производстве).

5. Инвестиционная ситуация (инвестиционный "климат", как  совокупность экономических, правовых, социальных и политических условий,  обеспечивающих активную инвестиционную  деятельность как отечественных,  так и зарубежных инвесторов).

6. Уровень развития НТП  (расходы на НИОКР, количество  зарегистрированных патентов, купля-продажа  лицензий и др.).

7. Уровень жизни населения.

8. Конкурентоспособность  национальной экономики, то есть  способность выйти на мировой  рынок с современной продукцией, поддерживать и наращивать свои  конкурентные преимущества.

 

2.2 Проблема разоружения 

 

Наиболее острой экономической  проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации  и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных  отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать  огромные материальные, финансовые, технологические  и интеллектуальные ресурсы. Гонка  вооружений обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие  место с 1945 г. до конца 80-х гг. нашего столетия, обернулись огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды  в мире превысили 1 трлн.дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР – до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.2

Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности  мира является наличие у шести  стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения  жизни на Земле несколько десятков раз.

К настоящему времени сложились  следующие критерии определения  степени милитаризации общества: доля военных расходов по отношению  к ВНП; количество и научно-технический  уровень вооружений и вооруженных  сил; объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских  резервов, степень военизации жизни, быта, семьи; интенсивность использования  военного насилия во внутренней и  внешней политике. С этих позиций  можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на военные  цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной достаточности и  поддержки изменения не только внутренней стабильности.

Отход от конфронтации и  сокращение вооружений началось в 70-е  гг. как следствие определенного  военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского  договора, а затем СССР привел к  дальнейшему ослаблению атмосферы  конфронтации. НАТО сохранился как  военный и политический блок, пересмотрев  некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые  довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).

Наметился переход от экстенсивного  пути к интенсивному в области  производства вооружения. Новая техника предопределила способы ведения боевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Но на военные нужды ассигнуются крупные суммы. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности  и нестабильности, создает критические ситуации.

Особенно неблагоприятные  последствия имела гонка вооружения, повлиявшая на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90%  национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).

Конверсия представляет собой  перепрофилирование экономики и  сопровождается материальными и  моральными издержками, порождает много  проблем в области занятости  и структуры экономики. Структурная  перестройка может идти двумя  путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных  с разработкой и производством  вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска  гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем  объеме военного производства или его  снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти процессы крайне трудно.

Счет прибавочного продукта, создаваемого в 1 и 2 подразделениях общественного  производства. Практически конверсия  была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы  сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия Теоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится за в 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличить национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.

Следующий этап конверсии  в СССР был осуществлен в 60-е  гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже  при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а  в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем  вообще начал падать.

В странах бывшего СССР перевод военных заводов и  целых отраслей на производство гражданской  продукции осуществляется в сложных  экономических условиях и под  влиянием ряда факторов. Во-первых, у  государств СНГ практически отсутствуют  бюджетные средства на финансирование закупок вооружения и военной  техники и осуществление конверсии. Во-вторых, перепрофилирование производственного  потенциала часто неэффективно, так  как не использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда  как ВПК – единое взаимосвязанное  образование. Все это обусловлено  еще и тем, что сложная, внутренне  противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного комплекса  и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем  ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых источниках отсутствуют.

Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как  этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая  ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением  суверенитета произошел пересмотр  объема и структуры военных расходов.

Такие республики, как  Россия, Украина, Казахстан, Беларусь стали  правопреемницами союзной военной  политики и конверсии. Белорусская  экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Украина – одно из четырех государств, владеющих  стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал  размещен в центре Европейского  континента на стратегических ракетах  мобильного базирования. Украина отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992 г. были выведены тактические ядерные  вооружения, причем сделано это было досрочно. В феврале 1993 г. 

Поскольку перестройка структуры  военного производства и конверсия  в республике осуществляются под влиянием рыночных сил, изменяются и подходы к конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условий для функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и их поддержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном (республиканском) уровне, так и на уровне регионов и конкретных предприятий, причем с участием не только государственных организаций, но и специально создаваемых общественных и коммерческих структур.

Поддержка конвертируемых предприятий  включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные  бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые  требования к некоторым видам  деятельности. Косвенные меры чрезвычайно  многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот  и  т.д.), организационную (создание системы  государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных  предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).

Для осуществления этих мер  необходимо формирование разветвленной  рыночной инфраструктуры, состоящей  из следующих основных элементов:

            1)товарно-сырьевых бирж и других  коммерческих структур, решающих  проблемы материально-технического  снабжения и сбыта;

            2)организаций финансовой поддержки  конверсируемых проектов – инвестиционных  фондов, специальных банков;

            3)хозрасчетных функциональных организаций,  осуществляющих отдельные виды  деятельности: внешнеторговую, маркетинговую  и др.;

            4)независимых организаций и советов,  имеющих целью выработать согласованную  политику по вопросам конверсии  и обороны.

Информация о работе Глобальные экономические проблемы