Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:58, курсовая работа
Целью исследования является анализ глобальных экономических проблем.
Задачи:
Выявить сущность глобальных экономических проблем
Проанализировать виды глобальных экономических проблем
Установить пути решения глобальных экономических проблем
Во-вторых, в рыночной экономике состояния равновесия и неравновесия чередуются. Сама ее сущность состоит в отклонениях от "нормы". Равновесие есть лишь временное ее состояние.
В-третьих, для рыночной системы
закономерным является цикличность
развития: чередование кризисов (спадов
производства) с динамичным ростом.
Мировая экономика
Неравномерность имеет волнообразный характер, например "Новые Индустриальные страны" (НИС)"первой волны": Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республика Корея, постепенно переходя к техногенному развитию производства, как бы высвобождают место для НИС "второй волны": Малайзия, Таиланд, Индонезия и др., которые занимает их "ниши" в мировом хозяйстве. Формируется и "третья волна" НИС: Турция, Тунис, Пакистан, Вьетнам и др.
Кроме капитала существует
другой интернациональный фактор экономического
развития в современном мировом
хозяйстве, который также связан
с неравномерностью, - научно-технический
прогресс (НТП). Мировая цивилизация
с конца XIX в. вступила на путь техногенного
развития. Экономический прогресс,
социальные условия жизни людей
в обществе стали выступать как
результат технического развития, технически
вооруженного труда. К концу прошедшего
столетия этот принцип стал универсальным.
Модель технико-экономического развития
на основе рыночных структур приняла
интернациональный, а затем и
глобальный характер. Такая ориентация
изначально привела к иерархической
структуре мирового хозяйства и
наличию центров
Таким образом, индустриальная модель развития мирового хозяйства по своей сути предлагает известную неравномерность экономического развития и является ее важнейшей причиной.
В итоге, неодинаковые уровни
индустриального развития в самом
конечном счете сводятся к технической
вооруженности труда. Он становится
важнейшим критерием
Важнейшим проявлением неравномерности экономического развития является наличие слаборазвитых стран, представляющих собой застойную зону бедности и стран, так называемого "золотого миллиарда" - группы ведущих стран мира, определяющих тенденции мирового развития и получающих наибольшую часть мирового дохода. Разрыв между двумя полюсами мировой экономики все расширяется.
Однако данная картина не только не является статичной, напротив, она весьма динамична. "Центр" активно воздействует на "периферию", и даже формирует ее путем вовлечения в международное разделение труда через торговые и финансовые потоки. Причем за собой центр сохраняет роль вершины НТП.
Неравномерность экономического развития оценивают путем сопоставления стран по следующим основным показателям:
1. Главные макроэкономические
показатели национальной
2. Производительность труда.
3. Развитие отраслей (объем выпускаемой продукции и услуг в целом и на душу населения).
4. Роль в мировой торговле
(или экспортно-импортная
5. Инвестиционная ситуация
(инвестиционный "климат", как
совокупность экономических,
6. Уровень развития НТП (расходы на НИОКР, количество зарегистрированных патентов, купля-продажа лицензий и др.).
7. Уровень жизни населения.
8. Конкурентоспособность
национальной экономики, то
2.2 Проблема разоружения
Наиболее острой экономической
проблемой современности
Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.
К настоящему времени сложились
следующие критерии определения
степени милитаризации
Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).
Наметился переход от экстенсивного пути к интенсивному в области производства вооружения. Новая техника предопределила способы ведения боевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Но на военные нужды ассигнуются крупные суммы. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности и нестабильности, создает критические ситуации.
Особенно неблагоприятные последствия имела гонка вооружения, повлиявшая на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90% национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).
Конверсия представляет собой
перепрофилирование экономики и
сопровождается материальными и
моральными издержками, порождает много
проблем в области занятости
и структуры экономики. Структурная
перестройка может идти двумя
путями: первый состоит в перепрофилировании
экономики и переключении ресурсов
оборонного комплекса, ранее связанных
с разработкой и производством
вооружения и военной техники, на
выпуск продукции гражданского назначения;
второй – в наращивании выпуска
гражданской продукции при
Счет прибавочного продукта, создаваемого в 1 и 2 подразделениях общественного производства. Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия Теоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится за в 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличить национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.
Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.
В странах бывшего СССР
перевод военных заводов и
целых отраслей на производство гражданской
продукции осуществляется в сложных
экономических условиях и под
влиянием ряда факторов. Во-первых, у
государств СНГ практически отсутствуют
бюджетные средства на финансирование
закупок вооружения и военной
техники и осуществление
Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.
Такие республики, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь стали правопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусская экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Украина – одно из четырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского континента на стратегических ракетах мобильного базирования. Украина отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992 г. были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это было досрочно. В феврале 1993 г.
Поскольку перестройка структуры военного производства и конверсия в республике осуществляются под влиянием рыночных сил, изменяются и подходы к конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условий для функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и их поддержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном (республиканском) уровне, так и на уровне регионов и конкретных предприятий, причем с участием не только государственных организаций, но и специально создаваемых общественных и коммерческих структур.
Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).
Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных элементов:
1)товарно-сырьевых бирж и
2)организаций финансовой
3)хозрасчетных функциональных
4)независимых организаций и