Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В настоящее время мировое хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который включает в себя страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика разных стран и групп стран находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном разделении труда.

Содержание работы

П.1 Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………..(1)
П.2 Международное экономическое сотрудничество ………………………………………………………………….(3)
П.3 Международные организации …………………………………………………………………………………………………(8)
П. 4 Проблемы международного сотрудничества стран-членов СНГ …………………………………………..(1,5)
П.5 Проблемы международного сотрудничества Белоруссии ……………………………………………………..(2)
П.6 Вывод …………………………………………………………………………………………………………………………………………(1)
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Титульный лист.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Глобальные  проблемы международного сотрудничества

  и пути их решения

 

Содержание:

П.1 Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………..(1)

П.2 Международное  экономическое сотрудничество ………………………………………………………………….(3)

П.3 Международные  организации …………………………………………………………………………………………………(8)

П. 4 Проблемы международного сотрудничества стран-членов СНГ …………………………………………..(1,5)

П.5 Проблемы международного сотрудничества Белоруссии ……………………………………………………..(2)

П.6 Вывод …………………………………………………………………………………………………………………………………………(1)

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.1 Введение

В настоящее время мировое  хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который  включает в себя страны, находящиеся  на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика  разных стран и групп стран  находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную  систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней  участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи  и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном  разделении труда. Подобные связи и  отношения должны опираться на эффективную  динамическую государственную политику, в основе которой должна лежать максимальная хозяйственная свобода непосредственный участников хозяйственной деятельности (производителей, экспортеров-импортеров товаров и услуг), занимающихся хозяйственной  деятельностью не только в пределах национального государства, но и  за его таможенными границами.

С приобретением  независимости в Белоруссии появилось острая необходимость в изменении системы управления и начале осуществления экономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к международным контактам и на уровне предприятий в том числе.

Сегодня международные экономические отношения  не исчерпываются только торговлей, развитие предпринимательства позволяет  активно использовать и другие формы  международного сотрудничества (оказание услуг, осуществление совместных проектов на долгосрочной основе, развитие различных  правительственных экономических  соглашений).

Внешней торговле принадлежит большая доля операций. Движение капитала, создание совместных предприятий далеко не полный список сторон международного сотрудничества. Перечисленные выше обстоятельства прямо указывают на актуальность изучению темы.

 

 

 

 

 

 

П.2 Международное  экономическое сотрудничество.

Международное экономическое  сотрудничество (М. э. с.) -  объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами, группами стран, на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон.

Международное сообщество в  любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных  и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой  системы. Человечество все больше ощущает себя единым целым, хотя и разделенным на противоречивые, а то и противоборствующие группировки, страны, конфессии. Международная торговля и деятельность межнациональных корпораций, т.е. потоки товаров и капиталов, накрепко связывают экономику различных стран. Вследствие этого между странами налаживается экономическое сотрудничество.

 Внешнеторговая политика  одной страны косвенно затрагивает  другие страны.

Например Япония проводит протекционистскую политику ограничения  импорта. Поэтому американские товары не могут прорваться на японский рынок. В то же время США придерживаются политики свободной торговли и японские товары достаточно свободно проникают  на внутренний американский рынок. В  результате США имеют большой  дефицит в торговле с Японией: импорт превышает экспорт. Поэтому  в руках японцев накапливаются  доллары, которые они вкладывают в строительство предприятий  и скупку земельных участков в  США. От такой ситуации выигрывают одни американцы и проигрывают другие. Таким образом, японская внешнеторговая политика самым серьезным образом  сказывается на экономике США. Возьмем другой пример из области внутренней экономической политики: какая-то страна, предположим Франция, решила бороться с инфляцией. Для этого, как мы знаем, Центральный банк обычно проводит жесткую кредитно-денежную политику, которая ведет к росту процентной ставки за кредиты, предоставляемые банками. В таких случаях повышается и процент, который банк уплачивает по вкладам, т.е. во Франции становится выгодно вкладывать деньги в банки. Тогда иностранцы будут переводить свои средства во французские банки, которые в результате смогут увеличить кредитную эмиссию. В результате денежная масса во Франции возрастет, что противоречит целям антиинфляционной политики. Эти примеры показывают, что необходимо определенное согласование внешнеторговой и прочей экономической политики между государствами, особенно в тех случаях, когда их экономики особенно тесно связаны между собой. Такие связи наиболее сильны между государствами одного географического региона. Поэтому между ними иногда возникает экономическая интеграция (объединение).

К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х  годов, начали медленно продвигаться две  группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально  эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, наиболее общих интересов  развития и защитных барьеров, в  том числе и решение экономических  проблем.

Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной  Европы и тем более с Россией  строится не на основе обеспечения  принципа баланса интересов и, как  следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной  Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить  политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа  «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.

Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические  условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять  их в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий»  — учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать  «Большую Европу». Именно поэтому заметны  значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы.

Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется  без учета интересов, роли и места  России и других стран СНГ в  общеевропейском развитии.  
Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров.

Однако доля России в товарообороте  в целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь производство высокотехнологической, наукоемкой продукции, а также военного потенциала. И именно со своих позиций  и приоритетных интересов эта  группа стран пытается «подогнать»  под сложившуюся систему межгосударственных отношений страны и народы бывшего  социалистического лагеря. Однако для  достижения этого необходимы два  решающих условия:

  1. Чтобы сама страна, ее общество хотели принять роль «придатка» в таком деформированном мировом сообществе; 
  2. Чтобы в этой стране были соответствующее общественно-политическое устройство и адекватная ему государственная политика (служение международному капиталу в ущерб собственным интересам), а также совместимость интересов политики слабой страны с политикой сильных стран. Современная практика российской политики показывает, что такая «совместимость» возможна, но, видимо, до определенных пределов. А предел, практически, наступил.

Навязывая другим странам  модель построения миропорядка, в качестве устойчивой системы современных  межгосударственных отношений страны «семерки», МВФ, ЕБРР, ГАТТ (ВТО) и другие международные организации требуют  от руководства других стран организации  в их обществах таких общественно-политических и социально-экономических устройств, системы законодательства, которые  бы способствовали созданию более благоприятных  условий для беспрепятственного завоевания внутреннего рынка этих стран, вывоза сырья и капиталов  и др. Формирование современной качественно целостной и действительно устойчивой системы мирового сообщества требует двустороннего подхода:  
с одной стороны, важно учитывать, что каждая страна в системе мирового сообщества является относительно обособленной, что требует от мирового сообщества уважения независимости каждой страны;  
с другой стороны, эта же страна является одновременно частью более широкой системы международных отношений, и значит должна подчиняться наиболее общим законам международного сотрудничества.

Международная экономика  в таком виде, как она существует сейчас, сложилась не сразу. Много  веков велись войны за раздел территорий, обладающих достаточными ресурсами, затем  в эпоху гуманизма появилось  стремление к сотрудничеству с другими  странами с тем, чтобы восполнить недостаток ресурсов путем торговли, обмена различных технологий. Однако наиболее бурно процессы взаимодействия национальных экономик проявили себя в двадцатом веке.

Детища первых послевоенных лет, международные экономические  организации глобального плана  были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть  мировой рынок, отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти  организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового  протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных  расчетов и миграции капитала, к  созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.

Выход Государственной  экономической политики за национальные границы происходит двумя путями. Первый – развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, то есть экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ГАТТ/ВТО и  участие в деятельности международных экономических институтов и организаций. Последние могут иметь самые разные формы и круг участников – от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК – организация стран – экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных – ВТО, МВФ, МБРР. Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», то есть группе наиболее промышленно развитых стран. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов. Для Белоруссии важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.

 

 

 

П.3 Международные  организации.

В современных условиях насчитывается  несколько тысяч международных  организаций, работающих в интересах  обеспечения политической, экономической  стабильности и повышения благосостояния населения во всем мире (табл. 1). События, происходящие сегодня в мире, позволяют  констатировать следующие факты:

  • Как никогда раньше, наблюдается зависимость человека от уровня жизни и благосостояния;
  • Промышленные революции и научные достижения сократили разделяющие людей расстояния и расширили международные контакты и сотрудничество;
  • В разных областях политической и социально-гуманитарной жизни возникли глобальные проблемы, в том числе безопасности в целом;
  • Взаимозависимость государств продолжает сохраняться в формах соперничества в сфере политики, экономики и культуры.

 

 

                       Структура системы международных  организаций

                       Международные организации (МО)

Комплексные

Финансовые 

Торговые 

Региональные 

МО системы ООН 

Группа Мирового банка 

Всемирная торговая организация (ВТО)

Европейский союз (ЕС)

МО системы ОЭСР

МВФ

ЮНКТАД 

НАФТА

Совет Европы

Банк международных расчетов (БМР)

МО по отдельным рынкам

АТЭС 

ОБСЕ 

Исламский банк развития

 

МЕРКОСУР 

ОИК

   

СНГ


 

В международной  жизни XX века и в международных  отношениях существенное место на протяжении последних пятидесяти лет играет деятельность Организации Объединенных Нации - ООН, члены которой пользуются вне зависимости от своих размеров и военно-промышленных потенциалов  равными правами и равными  возможностями. Вне зависимости  от того, выступает ли в ООН карликовое европейское княжество Монако или  две ведущие мировые державы: Соединенные Штаты Америки и  Российская Федерация, каждое государство  имеет единственный голос для  голосования по рассматриваемому вопросу.

Информация о работе Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения