Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В настоящее время мировое хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который включает в себя страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика разных стран и групп стран находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном разделении труда.

Содержание работы

П.1 Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………..(1)
П.2 Международное экономическое сотрудничество ………………………………………………………………….(3)
П.3 Международные организации …………………………………………………………………………………………………(8)
П. 4 Проблемы международного сотрудничества стран-членов СНГ …………………………………………..(1,5)
П.5 Проблемы международного сотрудничества Белоруссии ……………………………………………………..(2)
П.6 Вывод …………………………………………………………………………………………………………………………………………(1)
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Титульный лист.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Переговоры  о присоединении к ВТО обусловили принятие нового Закона о «Государственном регулировании внешнеторговой деятельности», предусматривающего 4 метода регулирования внешнеторговой деятельности – таможенно-тарифное, нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами, товарами и продуктами интеллектуальной собственности, а так же меры развития внешней торговли. В соответствии с требованиями ВТО закон предусматривает запрет на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, запрет на взимание процента от суммы контракта в качестве платы за оформление сделок, запрет на взимание дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара. В дополнении к данному нормативному акту принят закон о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами, так же направленный на унификацию с требованиями ВТО. Закон разграничивает понятия специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер, а так же уточняет цели и упрощает процедуру окончания и продления сроков проведения расследований. Закрепление вышеперечисленных положений позволят обеспечить нормальные прозрачные условия участия во внешнеэкономической деятельности белорусских товаропроизводителей, ускорит получение Беларусью преимуществ от введения норм ВТО, а так же снимает многие проблемы в торговых отношениях с Россией.

Особо следует  отметить тот факт, что запросы, предъявляемые  Беларуси в ходе переговоров часто  далеки от инвестиционного, торгового  интереса к нашему рынку. Это осложняет  переговоры. Трудно согласиться с  требованиями, которые не подкреплены  реальным экспортом страны, их выдвигающей, или реальным интересом инвесторов к тем секторам в которых они  добиваются полной открытости. В качестве примера можно привести требования государства, которое находится  за 10 тыс. км, полностью либерализовать в Беларуси рынок железнодорожных  транспортных услуг. В связи с  этим следует подчеркнуть, что чем  больше белорусский бизнес будет  взаимодействовать с европейским, тем больше понимание будет сформировано у правительств стран ЕС о том, какие реальные экономические вопросы  находятся на столе переговоров. Хуже всего, когда в отрыве от реальной экономической ситуации упор делается только на юридическую сторону вопроса.

Белоруссии  для вступления в ВТО нужно создать соответствующую нормативную базу, расчистить экономическую систему под требования ВТО.

Шум, поднятый в СМИ относительно нового проекта  России, Беларуси и Казахстана –  таможенного союза, абсолютно не соответствует его экономической  значимости. Проблемы же возникающие  при его построении являются очередным  обострением давно существующих противоречий относительно условий  поставок нефти и газа в Беларусь.

Дело в том, что удельный вес  Беларуси в общем внешнеторговом товарообороте России составил в  первом полугодии 2010 года 5,4% или 12 506 млн. долларов, Казахстана – 2,4% или 7 913 млн. долларов. Удельный вес Казахстана во внешнеторговом обороте Республики Беларусь, по данным Белстата, составил в первом полугодии 2010 года, вообще, 1,15% (!!!) от его общего объема или всего 301,1 млн. долларов. Общий товарооборот между странами участниками союза  в 2010 году, видится нам как равный, приблизительно, 40 млрд. долларов.

На фоне таких низких показателей, широко объявленные потенциальные  выгоды размером в 400 млрд. долларов только для России до 2015 года, как видится  нам, скорее всего, носят пропагандистский характер, нежели реально обосновываются экономически.

Более того, таможенные тарифы между  Российской Федерацией и Республикой  Беларусь, были и ранее достаточно унифицированы. Об этом свидетельствуют  тот факт, что в рамках вновь  созданного таможенного союза Россия изменила Единые таможенные тарифы по 2% позиций, Беларусь по 10%, Казахстан  – 45%. Об этом сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая в Государственной  думе РФ.

В чем же состояли наиболее значимые выгоды от создания нового таможенного  союза для России и Беларуси?

В последние годы, по данным Всемирной  Торговой Организации, Россия являлась лидером, среди развитых стран, по уровню протекционизма. Она ввела 37 защитных мер по 40% товарных позиций.

Мы считаем, что одной из основных целей вовлечения Беларуси в таможенный союз для России является стремление вынести протекционистские барьеры  за свои и границы и укрепить положение  некоторых своих товарных групп  на рынках стран участниц союза.

В первую очередь это касалось позиций  по легковым автомобилям, грузовикам и  алюминию.

С другой стороны, необходимо отметить ту огромную роль, которую играют цены на энергоносители в эффективности  функционирования экономики Беларуси. Согласно стратегии развития энергетического  потенциала Республики Беларусь ежегодные  затраты на энергообеспечение в  условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются, и их доля в 2009 году достигла 24 процентов от валового внутреннего продукта. Снижения их стоимости, учитывая инвестиционные возможности государства, является одним из наиболее быстрых и доступных способов повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках. Особенно это актуально в кризисный для мировой экономики период. А возможность переработки беспошлинной российской нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях с последующей перепродажей готовой продукции за рубеж, могла бы вновь открыть дополнительные серьезные источники поступления доходов для республиканского бюджета.

Построение таможенного союза, казалось бы, поможет вновь открыть  перед правительством Беларуси, по крайней мере, вторую из вышеуказанных  возможностей. Однако, Российская Федерация  по известным причинам решила вывести  нефть из рамок таможенного союза. Более того, всячески препятствует введению единого экономического пространства. Представленные же дополнительные возможности  для реализации продукции легкой промышленности и продовольственных  товаров, взамен на ограничение поставок импортных авто и алюминия в принципе представляют гораздо меньший интерес  для Беларуси.

Таким образом, с момента своего рождения новый таможенный союз начинает напоминать «старые песни о главном». На мой взгляд, попытка выстроить таможенный союз, выводя целые категории товаров за его рамки, в принципе не имеет смысла. Понимают это, похоже, уже и в России и поэтому предложили Беларуси вывести вопрос о пошлинах на нефть из экономического суда СНГ, для решения во внесудебном порядке.

Тем не менее, учитываю глубину накопленных  противоречий и существующий исторический опыт, мы полагаем, что стороны вряд ли найдут варианты, устраивающие обе  стороны. В связи, с чем будущее  этого проекта видится нам  довольно туманным.

П.4 Проблемы экономического сотрудничества стран-членов СНГ.

Экономическое взаимодействие в рамках СНГ обладает существенной спецификой по сравнению с процессами международной экономической интеграции, протекающими в других интеграционных союзах. Эта специфика проистекает из того факта, что эти страны ранее составляли единое государство - СССР Теперь же предпринимаются попытки в совершенно новых условиях и с учетом комплекса связанных с этим противоречий сформировать на новой политической и экономической основе эффективно действующую интеграционную группировку. 
 
             Цели России при сотрудничестве в рамках СНГ: 
- укрепление геополитических позиций в современном мире; 
- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, от 70 до 100 % потребностей РФ в отдельных видах цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поставок из других стран СНГ; 
- сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования); 
- СНГ остается полем деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе; 
- СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирования российской инфраструктуры транспорта и связи; 
- гуманитарные цели - сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ. 
Прочие страны СНГ также заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ. многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию. 
Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений: 
- сентябрь 1993 г. - Договорю создании Экономического союза; 
- апрель 1994 г. - Соглашение о создании зоны свободной торговли; 
- январь 1995 г. - Соглашение о создании Таможенного союза; 
- декабрь 1999 г. - Создание Союзного государства России и Белоруссии; 
- октябрь 2000 г. - Учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); 
- сентябрь 2003 г. - Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП). 
К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена, Негативные тенденции этого процесса: 
- смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки третьих стран; 
- ведущие промышленно развитые страны и их экономические и военно-политические группировки осуществляют селективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу; 
- усиливаются различия между странами СНГ по уровню социально-экономического развития, характеру функционирования хозяйственных механизмов; 
- у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отношению к России и сокращение этого долга для них очень проблематично; 
- внутри Содружества образовались субрегиональные объединения - Центрально-Азиатский союз, группировка ГУУАМ. Украиной и Молдавией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз. 
На практике в настоящее время ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава.

Для преодоления  негативных тенденций, странам-членам СНГ следует стимулировать инвестиционную привлекательность компаний, внутреннего  рынка для обеспечения равных конкурентных условий и осуществления  серьезного технологического рывка. Так  же необходимо создать устойчивую систему, способную осуществлять взаимодействие не только в политической плоскости, но и в экономической.  Примером может послужить единый таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Так же странам СНГ нужно формировать  единые межгосударственные интересы в  сфере международного права и  экономики. Эти интересы должны быть в рамках интеграционных объединений  на общем со всеми участниками  стран-членов СНГ цивилизованном пространстве. Так же страны-члены СНГ должны проводить широкое внедрение  инноваций и элементов нано технологий на своих внутренних рынках. А так  же ввести экономическую политику основанную на сближение интеграции и развивать  общую инфраструктуру.

 

П.5 Экономическое  сотрудничество Беларуси и России: состояние, проблемы и некоторые пути их решения.

Торгово-экономическое  сотрудничество между нашими странами развивается по восходящей, лишь в 2005 и 2009 гг. нарушилась тенденция роста. В предкризисном 2008 г. белорусско-российский товарооборот превысил отметку в 34 млрд. долл. США, что является абсолютным рекордом за всё время после распада  СССР.

Экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 – 2010 гг. протекало в сложных условиях. Мировой финансово-экономический  кризис оказал негативное воздействие  на экономику страны, тесно вовлечённую  в международные торгово-экономические  связи. Одним из основных методов  влияния кризиса на экономику  стало сокращение спроса на белорусскую  продукцию на экспортных рынках. Это  обусловлено, в первую очередь, как  общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими деловыми партнёрами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации [2, с.145], так и необходимостью наших товаропроизводителей повышать качество и надежность своих товаров и услуг.

Ситуация, сложившаяся в 2009 г., характеризовалась  замедлением темпов экономического роста, включая темпы роста инвестиций в основной капитал и денежные доходы населения, а также ухудшением финансового состояния предприятий. В условиях развития негативных внешнеэкономических  тенденций и недостаточной адаптивности белорусской экономики в условиях кризиса произошло ухудшение  платёжного баланса и значительное увеличение внешнего долга страны.

Если  взглянуть на историю наших экономических  отношений, то с 1999 г. почти втрое  вырос экспорт белорусских товаров  в Российскую Федерацию. Однако более  чем в четыре раза, в основном за счет поставок нефти и газа, увеличился российский импорт в наше государство. В Российскую Федерацию экспортируется практически весь ассортимент товаров, выпускаемых в Беларуси (более 10 тыс. товарных позиций). В 2008 г. как в  физическом, так и в стоимостном  выражении отмечался рост белорусского экспорта товаров с высокой добавленной  стоимостью, в том числе по таким  позициям, как тракторы, дорожная техника, прицепы и полуприцепы, газовые  плиты, мясо и мясопродукты, краски и лаки на основе синтетических полимеров  и др. [1, c. 86].

Наибольший  удельный вес в белорусском экспорте в Россию составляют машины, оборудование и транспортные средства – 30,8 % всего  объёма поставок, на втором месте –  продукция пищевой промышленности и сырьё для её производства (26,0 %). Заметна и такая экспортная позиция, как продукция химической промышленности, включая химические волокна и нити – соответственно 13,8 % [3, c. 64].

«Республика Беларусь демонстрирует максимально  возможную открытость для присутствия  на своём рынке российских товаров, – считал Государственный секретарь  Союзного государства Павел Бородин. – В то же время, к сожалению, в  отношении импорта ряда чувствительных для белорусского экспорта товаров  в России введены ограничительные  меры. Это касается сахара, молочных продуктов, а также ограничений  на пути белорусских производителей к российским госзакупкам» [1, c. 90].

Российский  рынок для белорусских перерабатывающих предприятий остаётся основным –  туда направляется более 92 % от общего объёма экспорта сельскохозяйственной продукции. Однако существуют риски, связанные  с экспортом в Российскую Федерацию  белорусского продовольствия, которые  обозначились несколько лет назад. В 2005–2006 гг. российская сторона объявила об ограничениях поставок белорусского сахара, в 2007 г. – мясной продукции, в 2009 г. – молочной. Наши предприятия-экспортёры по требованию Россельхознадзора прекратили поставки мяса и мясных изделий с апреля по июль 2007 г. При этом никаких рекламаций на белорусскую продукцию не поступало. Дело не ладилось и после того, как российская сторона составила списки белорусских предприятий по поставкам мясомолочной продукции. В марте 2008 г. Россия приостановила экспорт продукции одного из крупнейших наших производителей – Лидского молочно-консервного комбината, а в мае того же года – Брестского предприятия «Инко-Фуд».

В августе 2008 г. Россельхознадзор якобы выявил «системные недостатки» белорусского государственного контроля при производстве продукции животного происхождения. И хотя речь не шла о плохом качестве продукции, тем не менее, белорусским предприятиям было запрещено её поставлять в Россию. В результате в нашей республике стали накапливаться запасы сыров, сливочного масла и сухого молока, предназначенные для экспорта.

В то же время, усложнение геополитического положения, приверженность белорусского высшего  руководства государства, как и  всего населения Беларуси, братским, добрососедским отношениям с русским  народом, обмен визитами на высшем государственном  уровне – все это способствует преодолению имевшихся проблем  в белорусско-российских экономических  отношениях.

Информация о работе Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения