Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В настоящее время мировое хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который включает в себя страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика разных стран и групп стран находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном разделении труда.

Содержание работы

П.1 Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………..(1)
П.2 Международное экономическое сотрудничество ………………………………………………………………….(3)
П.3 Международные организации …………………………………………………………………………………………………(8)
П. 4 Проблемы международного сотрудничества стран-членов СНГ …………………………………………..(1,5)
П.5 Проблемы международного сотрудничества Белоруссии ……………………………………………………..(2)
П.6 Вывод …………………………………………………………………………………………………………………………………………(1)
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Титульный лист.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

ООН и  международное экономическое сотрудничество

Формирование ООН исторически  было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве  государств-победителей во Второй мировой  войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости  и их вступлением в ООН, а также  с ростом объективной взаимосвязи  различных государств, Организация  Объединенных Наций в равной степени  стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические и  обще гуманитарные проблемы современности  с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего  мирового сообщества.

В настоящее время ООН  является крупнейшей международной  организацией, учрежденной на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочнения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества между государствами.

Предшественником ООН  в международных отношениях справедливо  считается Лига Наций, возникшая  по итогам завершения Первой мировой  войны и решению Версальского мирного договора 1919 года. Устав  Лиги Наций был подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, принявшим  участие в войне на стороне  Антанты или присоединившимся в  ходе военных действий к ней.

Первоначально деятельность Лиги Наций носила явно антисоветский  политический характер, но постепенно с ростом фашистской опасности эта  тенденция менялась, и в 1934 году 30 государств-членов Лиги обратились к  СССР с предложением принять участие  в деятельности Лиги Наций, став ее постоянным и полноправным членом.

На протяжении тридцатых  годов деятельность Лиги Наций была направлена на предотвращение военных  конфликтов в Азии и Африке, разгоравшихся  в результате экспансии стран  гитлеровской коалиции. Однако, в большинстве  случаев эти акции не имели  серьезных успехов. Участие СССР в войне с Финляндией послужило  поводом для голосования государств-членов Лиги Наций об исключении Советского Союза из ее постоянных членов. С  началом Второй мировой войны  деятельность Лиги Наций практически  прекратилась и в 1946 году она была упразднена. Опыт деятельности на международной  арене Лиги Наций, ее успехи и неудачи, а также необходимость определения  основных принципов послевоенного  международного сотрудничества привели  к тому, что в ходе встречи лидеров  двух ведущих англофонских государств антигитлеровской коалиции в 1942 году, в итоговый документ - Атлантическую  хартию впервые было включено положение  о необходимости создания в послевоенном мире специальной международной  организации, которая будет функционировать  более эффективно, чем Лига Наций  и одновременно буде в состоянии  стать гарантом на пути предотвращения развязывания новых мировых военных  конфликтов. Это было первое документированное  упоминание об идее создания Организации  Объединенных Наций.

Позже, во время Тегеранской  в 1943 и Ялтинской в 1945 годах конференций, лидеры трех ведущих государств антигитлеровской коалиции: Президент США Ф. Рузвельт, Генсек И. Сталин и английский Премьер  У. Черчиль пришли к договоренности и подписали ряд принципиальных документов об основах создания Организации  Объединенных Наций. В итоге, 26 июня 1945 года представители 50 государств в  Сан-Франциско (на Сан-Францистской конференции) подписали Устав ООН, который  вступил в силу 24 октября 1945 года, ежегодно отмечающийся как День ООН, после передачи ратификационных  грамот Советским Союзом, США, Великобританией, Францией, Китаем большинством других, подписавших Устав государств на хранение.

Преамбула Устава ООН гласит, что его главная цель - содействие экономическому и социальному прогрессу  всех стран и народов, а непосредственно  в первой главе Устава ООН - "Цели и принципы Устава ООН" в числе  прочих, поставлена задача осуществления  международного сотрудничества и разрешении международных проблем экономического порядка. Этому сотрудничеству отдельно посвящена Девятая глава Устава ООН, в которой определены основные пути и направления в области  исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в  тесной взаимосвязи с ООН. Приоритетными  направлениями в деятельности этой организации стали экономическая  и социальная сферы. По некоторым  данным, экономическими вопросами в  текущей деятельности занято до 85% всего  персонала Секретариата ООН.

Исходя из Устава, членство в ООН открыто для всех государств, претворяющих в жизнь миролюбивую  политику, способных и желающих выполнять  обязательства, содержащиеся в ее Уставе. Прием новых государств в члены  ООН происходит на регулярных заседаниях Генеральной Ассамблеи по рекомендациям  Совета Безопасности ООН, который, практически  координирует деятельность всей организации.

По состоянию на 1 января 1998 года членами ООН являются 185 государств. Прием новых членов в ООН в  соответствии с её Уставом осуществляется постановлением Генеральной Ассамблеи  по рекомендации Совета Безопасности.

Главными органами ООН  являются Генеральная Ассамблея, Совет  Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный  суд и Секретариат ООН.

Официальными и рабочими языками в ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский  и французский, т.е. наиболее распространенные языки мирового общения. Генеральная  Ассамблея ООН состоит из представителей всех стран-членов ООН. Каждое государство  представлено одним голосом. Генеральная  Ассамблея уполномочена обсуждать  любые вопросы в пределах Устава ООН.

5 июля на 20-ой сессии  Совета ООН по правам человека  была принята резолюция, ключевым положением которой стало учреждение мандата Спецдокладчика по Беларуси.

Республика Беларусь в отношениях с ООН по вопросам прав человека использует избирательный подход, произвольно  определяя области для сотрудничества. Рекомендации договорных органов ООН  опровергаются и не выполняются, Комитет по правам человека не признается в качестве органа обжалования нарушений  государством прав человека, специальные  процедуры рассматриваются властями как политизированный механизм. Даже рекомендации, полученные в рамках процедуры Универсального периодического обзора в 2010 году, особенно те, которые касаются гражданских и политических прав, не принимаются белорусским правительством во внимание.

Отсутствие уважения Республики Беларусь к правозащитным механизмам ООН  демонстрируется, в дополнение к  выступлениям белорусской миссии во время заседаний Совета ООН по правам человека и адресованным к правозащитным органам ООН вербальным нотам, в заявлениях высокопоставленных чиновников на национальном уровне.

Сотрудничество с правозащитными механизмами ООН имеет для  граждан Беларуси особенное значение в свете отсутствия других доступных  международных правозащитных механизмов: Республика Беларусь – единственная страна в Европе, которая не является членом Совета Европы, который формирует  региональную систему защиту прав человека. Таким образом, правозащитные механизмы  ООН представляют для белорусов  единственную возможность защитить свои права на международном уровне. Кроме того, после критики президентских  выборов, прошедших 19 декабря 2010 года, офис Организации по безопасности и  сотрудничеству в Европе в Минске был закрыт в конце декабря 2010 года. 

ВТО

До 1994 г. ведущую роль в регулировании  международной торговли играло Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве 30 октября 1947 г. Основная цель заключения такого рода соглашения — обеспечение безопасности международных торговых отношений  путем:

  • ликвидации таможенных и других торговых ограничений;
  • устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;
  • повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ выполняло следующие функции:

  • оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
  • урегулирование и либерализация торговых отношений и споров.

Принципиальные различия между  Всемирной торговой организацией (ВТО) и ГАТТ:

— ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (начиная выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией с обязательствами абсолютно всех ее членов;

— ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и настоящими;

— правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей объектами интеллектуальной собственности аспектами.

ВТО официально функционирует с 1 января 1995 г. Это постоянно действующая, полноправная правосубъектная международная  организация. Учредителями ВТО являлись 104 страны — члена ГАТТ. Еще свыше 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные  переговоры о присоединении. Членами  ВТО стали 144 государства.

        Главный орган  ВТО — Конференция на уровне  министров, собирающаяся один  раз в год. В перерывах между  конференциями функции выполняет  Генеральный совет, включающий  Совет по торговле товарами, Совет  по торговым аспектам прав  на интеллектуальную собственность,  Совет по торговле услугами. В  свою очередь указанные Советы  реализуют свои функции через  соответствующие комитеты (по соглашениям и договоренностям, техническим барьерам и торговле, защитным мерам, сельскому хозяйству и др.).

Правовую базу ВТО составляют около 60 документов: соглашения, договоренности, решения, протоколы и декларации, имеющие одинаковую силу для стран-членов. Особо важными документами ВТО  являются Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по сельскому  хозяйству и Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), распространившие единое многостороннее регулирование на соответствующие секторы международных экономических отношений. ВТО выполняет следующие функции:

  1. Контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;
  2. Является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли и ее упорядочения;
  3. ВТО — общепризнанный международный суд, позволяющий правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке;
  4. Тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики.

О вступлении Белоруссии в  ВТО

Что касается вступления Беларуси в ВТО, то, как отмечает белорусский политолог Николай Радов, сегодня это связано в большей степени с политикой, нежели с экономикой. На сегодняшний момент так до конца и не ясно, нужна ли ВТО нынешнему белорусскому руководству, или нет.

Несмотря на то, что некоторые  белорусские экономисты заявляют о  выгоде вступления в ВТО, как для  потребителей (например, можно будет  покупать через Россию ряд товаров, которые перестанут облагаться заградительными  пошлинами), так и для производителей (при создании совместного белорусско-российского  предприятия товары можно будет  продавать свободно практически  по всему миру), минусов для нынешней социально-экономической и политической системы Беларуси гораздо больше. И это признают даже официальные  власти. 

Еще одной проблемой является отсутствие рыночных механизмов в белорусской  экономике, где, и это ни для кого не секрет, проведения реальных социально-экономических  реформ в ближайшее время не предвидится. 

Сегодня приходится констатировать, что присутствие Беларуси в ВТО  практически не интересно ни самой  организации, ни России. Белорусская  экономика, которая вряд ли получит  в ближайшее время статус рыночной, заинтересовать мировых производителей может лишь ограниченным кругом отраслей. 

Вступление  в ВТО означает не просто готовность присоединяющейся страны следовать  правилам ВТО, а так же согласие других стран-участниц ВТО с тем, что  она способна придерживаться этих правил и что ее присоединение отвечает общим интересам. Вступить в ВТО  страна может на условиях, которые  согласует с участниками. Поэтому  зачастую каждая страна-кандидат рассматривается  как своеобразная «заготовка», из которой  переговорщики хотят «слепить»  идеального участника ВТО. В этой связи в рамках Всемирной торговой организации, помимо обязательств по выполнению основных соглашений, вступающей стране могут выдвигаться требования присоединения  к так называемым не обязательным соглашениям или секторальным инициативам, носящим добровольный характер –  «ВТО плюс». Например, при вступлении в ВТО Китай согласился с тем, что в течении пятнадцати лет  не будет считаться страной с  рыночной экономикой, а значит, против него могут применяться антидемпинговые  процедуры. Кроме того, ВТО будет  проводить мониторинг китайского экономического законодательства и практики регулирования  на предмет их соответствия задачам, поставленным перед Китаем при его  приеме. В свою очередь к России предъявлялись требования устранить  разницу между внутренними и  внешними ценами на энергоносители, а  так же заключить соглашение о  авиации, по телекоммуникациям.   

Информация о работе Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения