Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
3
Введение
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
В самом общем виде государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).
Кроме того, государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
В советском бюджетном законодательстве нормы, регулирующие порядок обеспечения сбалансированности общесоюзного бюджета, отсутствовали, так как в них не было необходимости. Считалось, что дефицит присущ исключительно бюджетам капиталистических стран, в то время как "отличительной особенностью бюджета социалистического государства является его бездефицитность и прочность доходной базы".
Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Важно отметить, что сложность написания данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет в Российской Федерации составляется ежегодно. И проводить анализ бюджета дело достаточно сложное, поскольку необходимо знать итоги экономического развития страны за год и программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.
Частым явлением для российского бюджета являлся дефицит. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
В настоящее время бюджетный дефицит характерен для большинства стран. В этой связи экономисты отмечают, что существование бюджетного дефицита еще не свидетельствует о серьезных экономических проблемах той или иной страны. Важно определить, каковы его размеры. Если дефицит бюджета не превышает 2 - 3% ВВП, это дает основание надеяться, что в экономике страны достаточно резервов, чтобы изыскать дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия. Если же бюджетный дефицит свыше указанных нормативов, это является характерным показателем экономического неблагополучия в стране и может повлечь за собой серьезные не только экономические, но и политические и социальные последствия.
Таким образом задачи курсовой работы можно сформиравать следующим образом:
1. Определить, что такое государственный бюджет, из чего формируется и какова роль государственного бюджета в стране.
2. Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
3. Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
4. Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга России.
1.Государственный бюджет РФ
1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).
И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.
Графически эти процессы можно проиллюстрировать на рис.1.
Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.
Рис.1
Валовый национальный продукт | Амортизационный фонд | Бюджет-ные
налоги
сборы
пошлины
займы | Бюджетный фонд | Бюджетные расходы
финансирование
финансирование
субсидии, трансферты |
отраслей
непроизводственной сферы
администра-тивным и экономическим территориям |
Просвещение Здравоохранение соц. обеспечение управление оборона
|
Чистый национальный продукт:
заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; прибыль предпринимате-лей; ренты землевладельцев; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков |
Рис.1. Роль бюджета в перераспределении
валового национального продукта
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.
Федеральный бюджет РФ | Консолидированные бюджеты |
Рис. 2 Схема консолидированного бюджета Российской Федерации
На рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
Консолидированный бюджет области
1. Областной бюджет |
| 2. Бюджеты городов областного подчинения, |
| 3. Бюджеты районов области |
2.1.Городские бюджеты |
| 2.2. Бюджеты городских районов |
| 3.1. Районные бюджеты |
| 3.2. Бюджеты городов районного подчинения |
| 3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты |
Рис.3. Структура консолидированного бюджета области
3
1.2. Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом Российской Федерации законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Информация о работе Госбюджет и проблемы бюджетного дефицита