Госбюджет и проблемы бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Файлы: 1 файл

Госбюджет и проблемы бюджетного дефицита.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Размер страховых взносов повышается по отношению к действовавшим тарифам единого социального налога. Совокупный тариф взноса в государственные внебюджетные фонды увеличивается до 34%, из которых 26% выделяется на финансирование трудовых пенсий, в том числе 6% - на финансирование накопительной части. Предельная величина базы для начисления страховых взносов устанавливается в размере 415 000 руб. с ее ежегодной индексацией в соответствии с ростом средней заработной платы в стране.

Действовавшие льготы по уплате единого социального налога на страховые взносы не распространяются. Для ранее существовавших льготных категорий плательщиков единого социального налога предлагается ввести переходный период в течение 2010 - 2014 гг., предусматривающий постепенное повышение тарифов страховых взносов. При этом в 2010 - 2014 гг. выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых бюджетам Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Однако указанные изменения не ликвидируют отрицательный баланс отчислений на социальное страхование. До конца 2010 г. будет продолжаться многолетнее нарастание отрицательного баланса отчислений на социальное страхование и выплат по социальным пособиям. С 2011 г. благодаря увеличению ставки страховых взносов с 26 до 34% эта тенденция прекратится, но дефицит между отчислениями на социальное страхование и выплатами по социальным пособиям сохранится значительным - на уровне 6% ВВП в 2010 г. и на уровне 4,4% ВВП в 2012 г.

3. Параллельно намечено снижение относительной величины чистых налогов на производство и импорт: 15,9% ВВП - в 2010 г. и 16% ВВП - в 2012 г., по сравнению с 20,2% ВВП - в 2008 г. Столь низкий уровень поступлений определяется принятыми в сценарных условиях формирования бюджета умеренными темпами добычи и экспорта энергоносителей на фоне прогнозируемого медленного роста цен на основные товары российского экспорта.

Следует также отметить, что в результате исчерпания средств Резервного фонда и недостаточных объемов налоговых доходов бюджета после многолетнего стабильно высокого уровня валового сбережения российской экономики его относительный размер снизится с 31,5% ВВП в 2008 г. до 23% в 2012 г. Валовое накопление сектора экономики, находящегося в сфере государственного управления, при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы на 2010 - 2012 гг. практически не изменится и составит 6,4% ВВП. Уровень же валового накопления домашних хозяйств к 2010 г. сократится до 2,8% ВВП, по сравнению с 5,2% ВВП - в 2008 г., и в последующие 2 года не превысит этот уровень. Потребность в масштабном финансировании при сокращении внутренних сбережений приведет к тому, что уровень чистого кредитования национальной экономики к 2012 г. может упасть до 1,5% ВВП (6% ВВП - в 2008 г.).

Очевидно, что необходим поиск новых экономических механизмов, способных сформировать дополнительные источники покрытия бюджетного дефицита и изменить негативную ситуацию в инвестиционной и инновационной сферах российской экономики.

Одной из таких мер может стать реформирование налога на прибыль организаций (НП).

Следует напомнить, что с 01.01.2009 ставка НП была снижена с 24 до 20% (с отчислением в федеральный бюджет 2% и в региональный - 18%).

В течение последних 3 лет был также существенно расширен перечень налоговых льгот в рамках НП, в частности:

- с 2006 г. в качестве инвестиционной льготы была введена, а фактически восстановлена, амортизационная премия - право организации единовременно списывать в расходы отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости, а с 2009 г. - не более 30% для оборудования со сроком полезного использования от 3 до 20 лет. Однако здесь следует заметить, что выгода от использования амортизационной премии действует, по сути, как отсрочка по уплате НП, так как уменьшенная единовременно сумма амортизационных отчислений не позволяет организации в течение последующего срока эксплуатации оборудования снижать налогооблагаемую базу. Поэтому далеко не все налогоплательщики стремятся воспользоваться данной льготой;

- в 2008 г. были введены льготные условия принятия расходов на НИОКР в целях налогообложения прибыли. Согласно ст. 262 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право равномерно списывать расходы на НИОКР в течение 1 года (ранее - в течение 3 лет) в состав прочих расходов, уменьшая таким образом налогооблагаемую прибыль. При этом расходы, содержащиеся в утвержденном Правительством РФ Перечне (Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988), могут вычитаться с применением повышающего коэффициента 1,5 как затраты на приоритетные НИОКР. Расходы налогоплательщика в форме отчислений в Российский фонд технологического развития, а также другие отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР признаются научно-исследовательскими расходами и могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в объеме до 1,5% от валовой выручки налогоплательщика. Вместе с тем, по заявлению министра экономического развития Э. Набиуллиной на заседании Правительственной комиссии 27.12.2009, в настоящее время отсутствуют четкие критерии отнесения НИОКР к приоритетным, поэтому данная налоговая льгота в реальной фискальной практике не применяется;

- предприятие также имеет право воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства, для обеспечения внедренческой или инновационной деятельности, при выполнении заказа субъекта Федерации по социально-экономическому развитию региона или государственного оборонного заказа. Следует отметить, что в отличие от мировой практики, где инвестиционный кредит трактуется как единовременный вычет из налогооблагаемой базы, Налоговый кодекс РФ трактует эту льготу как отсрочку платежа с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Однако практика показывает, что использование данных налоговых льгот неэффективно: суммы расходов на НИОКР в составе общих расходов предприятий, организаций весьма незначительны и составляют от 0,5 до 2%; инвестиционная премия по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал также варьируется в диапазоне от 0,8 до 2,2%; в целом же, суммы, направляемые на научные исследования и разработки в российской экономике, минимальны - около 1,5% ВВП (рассчитано по данным Росстата, http://www.gks.ru). Приходится сделать вывод, что в данной ситуации последовательное понижение налоговой ставки НП в значительной степени снижает интерес предприятий к использованию налоговых льгот - ведь чем она ниже, тем меньше величина сэкономленного налога.

Общая концепция НП, выражающаяся в максимальной либерализации и унификации процесса налогообложения для различных экономических субъектов, - последовательное снижение ставки налога, отказ от прогрессивного налогообложения, замена реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов - в значительной степени сводит на нет провозглашенную Правительством РФ политику стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской активности.

Стабильно снижавшаяся с середины 70-х гг. прошлого столетия среднемировая ставка НП в 2009 г. сократилась символически - с 25,8 до 25,5%, а в ЕС сокращения не произошло, ставка замерла на уровне 2008 г. и составляет 23,2%. Вместе с тем в мировой практике все шире используется раздельное налогообложение инвестируемой (нераспределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), первая из которых облагается с учетом дифференциации ее объемов.

Реформирование НП целесообразно по следующим направлениям:

1. Введение дифференцированной прогрессивной шкалы ступенчатых ставок НП с учетом величины налогооблагаемой прибыли предприятия в диапазоне от 10 до 40%.

2. Целесообразно отказаться от практики предоставления налоговых льгот в виде отсрочки платежа и реализовать при расчете НП систему реальных вычетов из налогооблагаемой базы существенной части затрат предприятия на капитальные вложения (до 50%) либо полного объема затрат на НИОКР. Расходы же на НИОКР, содержащиеся в утвержденном Правительством РФ Перечне (Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988), следует вычитать с применением повышающего коэффициента 1,5.

3. Целесообразно предоставление предприятиями организациям возможности вычета из налогооблагаемой базы всего объема затрат на разработку и внедрение в производство нанотехнологий в течение первого года их выпуска с коэффициентом 2.

Введение данных изменений в налоговое законодательство позволит увеличить отчисления от НП в федеральный бюджет от собираемых объемов (до 50%), а также заинтересовать предприятия в увеличении вложений в модернизацию и расширение производства. Таким образом, может быть на деле реализована государственная политика стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской активности.

Особо следует остановиться на проблемах, со всей очевидностью нарастающих в сфере налогообложения населения. Необходимо учитывать, что практически во всех ведущих странах мира налог на доходы граждан является не только основным фискальным источником, формирующим до 40% и более налоговых доходов консолидированных бюджетов, но и действенным социальным регулятором. Современное же российское налогообложение индивидуальных доходов являет собой пример того, как сущностные принципы налога принесены в жертву его внешним эффектам.

Если коротко перечислить его главные теоретические и технические изъяны, то можно составить такой список:

- введение пропорционального налога на доходы граждан в период их огромной дифференциации противоречит теории и практике современного налогообложения - утрачивается специфичность данного налога как налога на индивидуальный доход. Следует вспомнить, что ставка налога для максимальных объемов доходов сегодня в развитых странах мира позиционируется на уровне 40 - 45%;

- установление предела дохода для стандартных вычетов в современных условиях социально оправдано. Однако увеличение социальных налоговых вычетов, в том числе исключение из сумм, облагаемых налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ), некорректно. Современная система образовательных, лечебных и жилищных вычетов, для которых нет предела по уровню доходов налогоплательщика, превратила их, по сути, в механизм предоставления крупных налоговых льгот обеспеченным и богатым людям.

В демократических государствах сегодня при взимании подоходного налога в качестве налогооблагаемой базы рассматривается расходуемый доход семьи, т.е. доход главы семьи или работающих супругов с учетом социально необходимых затрат, в том числе на содержание нетрудоспособных членов семьи. Подобные затраты учитывают (в законодательно зафиксированных пределах) расходы на обучение детей, повышение профессионального уровня самого налогоплательщика, содержание нетрудоспособных членов семьи и престарелых родителей, расходы на добровольное пенсионное страхование, добровольное медицинское страхование и страхование жизни плательщика и членов его семьи, выплаты по ипотечной задолженности и т.д. Рассчитанный таким образом налогооблагаемый доход облагается по дифференцированным ставкам в зависимости от уровня "свободных" от социальных обязательств доходов, оставшихся в распоряжении налогоплательщика.

Подобный метод формирования налогооблагаемой базы при взимании подоходного налога с физических лиц обеспечивает своеобразную налоговую неприкосновенность доходов семьи, направляемых на реализацию общественно обоснованных социальных потребностей. В семье с доходами среднего уровня такие потребности обычно обеспечиваются за счет 50 - 70% от общего объема доходов. В богатых семьях уровень расходов на реализацию общественно обоснованных социальных потребностей существенно ниже.

В российской же налоговой практике в течение последних 2 лет сформировалась внешне похожая, но обеспечивающая совершенно иные социальные результаты система налоговых льгот при взимании налога на доходы физических лиц: при приобретении медицинских страховок и оплате расходов на дорогостоящие медицинские услуги; при формировании инвестирования в рамках накопительных ипотечных схем; при налогообложении доходов от ценных бумаг; при налогообложении доходов при покупке и реализации недвижимости и т.п. Подобная система налоговых вычетов, применяемая сегодня в России при начислении налога на доходы физических лиц без учета социального статуса налогоплательщика (уровень его доходов, количество детей и иждивенцев в семье) и в отсутствие прогрессивной шкалы налоговых ставок, превратила их, по сути, в механизм предоставления крупных налоговых льгот обеспеченным и богатым людям. Таким образом "антисоциальный" характер подоходного налогообложения в отечественной фискальной системе еще более усилился.

Социально ориентированная система подоходного налогообложения граждан даст возможность сократить необходимые отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды и, соответственно, снизить объем предоставляемых государством социальных услуг. Одновременно у семьи в качестве налогоплательщика появится возможность более свободно распоряжаться имеющимися доходами, а у главы семьи - стимул к профессиональному росту и активизации своей предпринимательской деятельности.

Утверждены источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год согласно приложению 1 на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 2.

Реализация драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в 2011 году на сумму до 11 450 000,0 тыс. рублей, в 2012 году на сумму до 10 950 000,0 тыс. рублей и в 2013 году на сумму до 10 450 000,0 тыс. рублей.

Приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в 2011 году на сумму до 10 450 000,0 тыс. рублей, в 2012 году на сумму до 9 950 000,0 тыс. рублей и в 2013 году на сумму до 9 450 000,0 тыс. рублей.

        Министерство финансов Российской Федерации в целях завершения расчетов с российскими юридическими лицами - владельцами блокированных валютных счетов, счетов в клиринговых, специальных и замкнутых валютах, открытых во Внешэкономбанке до 1 января 1992 года, осуществляет выплаты остатков средств на указанных счетах в сумме менее 1,0 тыс. долларов США, не подлежащих переоформлению в облигации внутреннего государственного валютного займа, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Информация о работе Госбюджет и проблемы бюджетного дефицита