Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Монополия: понятие и сущность
1.1 Сущность монополии………………………………………………… 6
1.2 Виды монополий……………………………………………………… 7
1.3 Источники монополий………………………………………………... 9
1.4 Типы монополий……………………………………………………… 14
1.5 Антимонопольная политика в России………………………………. 23
ГЛАВА 2. Естественная монополия
2.1 Естественная монополия……………………………………………... 28
2.2 Плюсы и минусы естественной монополии………………………… 28
2.3 Способы регулирования естественной монополии………………… 30
2.4 Естественная монополия в России…………………………………... 32
2.5 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………………………... 42
2.6 Сравнительный анализ систем регулирования монополий в России и США…………………………………………………………………… 44
ГЛАВА 3. Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монополий в России…………… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 67
Список литературы……………………………………………………………… 70
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования «Смоленский
государственный университет»
Ерёмина Х.В.
Студентка 31 группы специальности «Финансы и кредит»
Государственная монополия: сущность и особенности
Курсовая работа по экономической теории
Научный руководитель – Л.А.Кузьмина
Смоленск 2012 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. Монополия: понятие и сущность |
|
1.1 Сущность монополии………………………………………………… |
6 |
1.2 Виды монополий……………………………………………………… |
7 |
1.3 Источники монополий………………………………………………... |
9 |
1.4 Типы монополий……………………………………………………… |
14 |
1.5 Антимонопольная политика в России………………………………. |
23 |
ГЛАВА 2. Естественная монополия |
|
2.1 Естественная монополия……………………………………………... |
28 |
2.2 Плюсы и минусы естественной монополии………………………… |
28 |
2.3 Способы регулирования естественной монополии………………… |
30 |
2.4 Естественная монополия в России…………………………………... |
32 |
2.5 Развитие системы государственного
регулирования естественных монополий
в России……………………………………………………………. |
42 |
2.6 Сравнительный анализ систем регулирования монополий в России и США…………………………………………………………………… |
44 |
ГЛАВА 3. Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России…………… |
51 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
67 |
Список литературы………………………………… |
70 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Государственная монополия» является актуальной, поскольку понимание данного аспект экономики необходимо для построения целостной картины и определения проблем, над которыми необходимо работать.
Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Это означает, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции. Если свободная конкуренция была характерна для эпохи классического капитализма, то на стадии индустриального производства и в период становления финансового капитала она уступила место монополиям. Монополизация явилась закономерным следствием большого скачка в индустриализации производства под воздействием научно-технического прогресса, концентрации и централизации производства и капитала.
Монополии оказывают влияние на все сферы жизни страны, основой этого влияния служит господство в экономике.
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец XIX века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
Дуополия — тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наиболее простой случай олигополии.
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого объединенного потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.
В условиях монополистической
формы хозяйствования конкуренция
носит сложный характер. Во-первых,
монополия в современных
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы, необходимо, описать это понятие более детально.
Глава I.
Монополия: понятие и сущность
1.1 Определение монополии
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Характерные черты монополии
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
1.2 Виды монополий
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).
Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным.
Информация о работе Государственная монополия: сущность и особенности