Государственная монополия: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Монополия: понятие и сущность
1.1 Сущность монополии………………………………………………… 6
1.2 Виды монополий……………………………………………………… 7
1.3 Источники монополий………………………………………………... 9
1.4 Типы монополий……………………………………………………… 14
1.5 Антимонопольная политика в России………………………………. 23
ГЛАВА 2. Естественная монополия
2.1 Естественная монополия……………………………………………... 28
2.2 Плюсы и минусы естественной монополии………………………… 28
2.3 Способы регулирования естественной монополии………………… 30
2.4 Естественная монополия в России…………………………………... 32
2.5 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………………………... 42
2.6 Сравнительный анализ систем регулирования монополий в России и США…………………………………………………………………… 44
ГЛАВА 3. Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монополий в России…………… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 67
Список литературы……………………………………………………………… 70

Файлы: 1 файл

передел.docx

— 145.96 Кб (Скачать файл)

В отраслях естественных монополиях необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению  описанных выше проблем:

· регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько  это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и  балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры, передать их в муниципальную собственность или приватизировать; Земляков Д.Н. Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное пособие - Москва, 1999.

· регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью  и доступностью информации для органов  регулирования, что позволит устанавливать  цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком  для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые  инвестиции;

· уже в настоящее время  должны быть созданы условия для  возникновения и развития независимых  частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить  свои отношения с потребителями  на прямых договорных отношениях, а  регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур.

В рыночных экономиках держатели  акций или их представители, совет  директоров оказывают решающее влияние  на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет  регулирующим органам участвовать  в процессе принятия решений через  определение разрешенного уровня цен (или нормы прибыли на вложенный  капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность  органов регулирования влиять на поведение предприятий.

Эффективное корпоративно-акционерное  управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью  в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров.

Без сомнений, эффективность  функционирования естественных монополий  определяет конкурентоспособность  экономики России на международных  рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности  страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы  их государственного регулирования  достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.

При этом в реформах тесно  переплетаются собственные экономические  интересы трех основных движущих сил: самих монополий, совмещающих в себе как естественно-монопольную сферу (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельности, независимых от монополий производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторы промышленных потребителей указанных товаров и услуг.

Государство же здесь выступает  скорее арбитром, чем самостоятельной  силой, хотя последнее слово остается именно за ним. Государство достаточно жестко регулирует в настоящее время  деятельность монополий, причем как  в естественно-монопольном, так и в потенциально конкурентных секторах, что ограничивает получение желаемого уровня доходов и инвестиций. Поэтому главная цель, которую преследуют монополисты при продвижении реформ - под рыночными лозунгами минимизировать государственное регулирование. При этом, естественно, большого стремления потерять контроль над рынком они не проявляют.

Так, системный оператор, который определяет направление  потоков электроэнергии на оптовом  рынке, создан как 100-процентно дочерняя компания РАО "ЕЭС России". И, похоже, будет оставаться в неизменном виде до 2005 г. Между тем, частично либерализация оптового рынка электроэнергии намечена уже на следующий год. МПС РФ на неопределенный срок планирует сохранить интеграцию инфраструктуры и грузовых перевозок в одной компании, "Газпром" также не торопится разделить функции добычи и транспортировки.

Основной же интерес независимых  производителей и инвесторов заключается  в получении недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий и прямого выхода на потребителей, а также в формировании действительно конкурентной среды  со свободными ценами при жестком  регулировании стоимости услуг  естественных монополий.

Промышленные же потребители  со своей стороны заинтересованы, в первую очередь, в минимизации  тарифов (цен) на услуги и продукцию, поставляемые естественными монополиями, при заданном уровне их надежности и качества. Таким образом, потребителям выгодно развитие конкуренции при  сохранении государственного регулирования  тарифов и цен - сочетание редкое, но принципиально возможное.

Задача государства в  этих условиях - сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив  при этом сохранение стабильности в  экономике и устойчивого роста.

Реформы естественных монополий  должны стать составной частью общей  стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями  являются сами монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики  так никто и не оценил. Необходимо провести комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и проходящие в них инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге повлечет за собой замедление экономического роста и усилит региональные диспаритеты.

Государственная стратегия  должна строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира и связаны с: большой протяженностью территории, которая обуславливает, с одной стороны, роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а с другой, - неизбежно высокие транспортные затраты, суровыми климатическими условиями на большей части территории, что обуславливает неизбежно более высокую энергоемкость экономики, стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны, низким уровнем технологий, в том числе энергосберегающих, и экономической эффективности на предприятиях-потребителях продукции естественных монополий, а также жилищно-коммунального хозяйства на фоне низкой платежеспособности, историческим размещением предприятий (в том числе - крупных), экономически обусловленным распределением промышленного производства с ориентацией на источники энергии.

Нетрудно предугадать, что  проведение реформы без учета  перечисленных факторов с одновременным  осуществлением ускоренной интеграции в мировую экономику на либеральных  принципах будет способствовать остановке существенно большей  доли промышленности, население же и ЖКХ перестанут платить за энергию, бюджет истощится, топливно-энергетический комплекс будет переориентирован исключительно  на внешний рынок.

Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос  какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода.

Очевидно, что естественно-монопольные  и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены  настолько, насколько это целесообразно  в существующих условиях.

Разделение финансового  учета по видам деятельности является минимальным и первоочередным требованием  реформы. К настоящему времени понимание этого достигнуто на всех уровнях власти. Однако практическая реализация не всегда адекватна сложившимся условиям.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В условиях перехода к рыночным отношениям естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно будут стремится злоупотреблять своей рыночной властью. При этом, как показывает зарубежный опыт, возникает множество сложных проблем, связанных с обеспечением эффективности государственного регулирования.
  2. Одной из основных причин разразившегося экономического кризиса в России является ценовая политика естественных монополий.
  3. Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.
  4. Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены. Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей-естественных монополий лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать  следующие выводы: монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

Сущность монополии характеризуется  следующими моментами:

    • Монополия возникает из господства в производстве;
    • Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
    • Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
    • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
    • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
    • Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
    • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
    • Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

 Деятельность естественных монополий является очень значимой в экономическом развитии страны, в участии российской экономики в мировых интеграционных процессах Крупные компании и субъекты естественных монополий являются основой конкурентоспособности экономики страны, гарантом соблюдения национальных интересов страны в современных условиях

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики. Подводя  итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

 Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Информация о работе Государственная монополия: сущность и особенности