Государственная политика занятости и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:34, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

     Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в формирующемся  рыночном хозяйстве Казахстана  является деятельность по социальной  защите всех слоев общества  и по выработке стратегии эффективной  социальной политики. Формой ее  реализации выступает фактический  образ действий государства, воплощенный  в социальную политику, которая  охватывает все сферы экономических  отношений в стране. Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения.  В данной работе рассмотрены  такие немаловажные проблемы, как  нестабильность на рынке труда  и невозможность охватить социальной  защитой все слои населения,  обусловленные отсутствием приемлемой  нормативно-законодательной базы, недостаточностью  финансирования и прочими трудностями,  которые зиждутся на сложившейся  политико-социальной атмосфере нашего  формирующегося в зарождающихся  рыночных отношениях и накалившейся  криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом  государственной власти.

     Чем тяжелее ситуация в той  или иной стране тем больше  и громче звучат в ней призывы  к социальной защите населения.  О такой защите настоятельно  просят её требуют от правительства.  Сложность положения при таких  условиях заключена в том, что,  если в стране наблюдается  экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный  продукт, то возможности правительства  выделять дополнительные средства  для социальной защиты населения  крайне ограничены. Нагрузка на  государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать  к увеличению налогов, в связи  с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные  напряжения.

     Чтобы исправит такое положение  недостаточно желания людей получить  социальную защиту от невзгод  ухудшающейся жизни, также как  недостаточно намерений и обещаний  правительства улучшить жизнь.

 

      1. Государственная  политика занятости и ее эффективность

К занятому населению (по закону РК “О занятости  населения” от 23 января 2001 года № 149 ст.2 ) относятся лица:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного либо неполного рабочего  времени или имеющие иную оплачиваемую  работу (службу), доход;

2) занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

3) самостоятельно занятые;

4) занятые на подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;

5) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  а также члены производственных  кооперативов;

6) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

7) проходящие службу в Вооруженных  Силах, других войсках и воинских  формированиях Республики Казахстан;

8) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением общественных  объединений, общественных фондов  и религиозных объединений, на  имущество которых учредители (участники)  не сохраняют имущественных прав.

     Занятость с точки зрения экономических  позиций общества - это деятельность  трудоспособного населения по  созданию общественного продукта  или национального дохода, а предоставление  всем желающим и способным  трудиться в общественном производстве  такой возможности ведет в  идеале к полной занятости.

     Занятость в общественном производстве  не исчерпывает всех видов  полезной занятости, таких как  учеба в общеобразовательных  и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в  домашнем хозяйстве, воспитание  детей, уход за больными и  престарелыми и т.д.

     Учет всех видов экономической  и социально - полезной деятельности  нашел свое отражение в понятии  глобальной занятости. За ее  пределами остаются те, кто по  субъективным или объективным  причинам не смог найти для  себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

     Однако с точки зрения развития  самого общества решающее значения  имеет занятость в общественном  производстве, которая определяет  как экономический потенциал  общества, так и уровень и качество  жизни населения в целом и  благосостояние отдельных граждан.

      Следует различать занятость  глобальную и экономическую. Глобальная  занятость включает в себя, помимо  экономической занятости, учебу  в общеобразовательных, средних  специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства  и воспитание детей; уход за  престарелыми и инвалидами; участие  в органах государственной власти, общественных организациях; службу  в вооруженных силах.

     Экономическая занятость подразумевает  участие трудоспособного населения  в общественном производстве, включая  сферу услуг. Этот вид занятости  имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами  деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический  потенциал общества, уровень и  качество жизни, социально-экономический  и духовный прогресс каждой  страны.

     Экономическая занятость  имеет следующие характеристики:

- общественно-полезной деятельностью  людей по производству материальных  благ и услуг (причем не только  материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому  занятость служит удовлетворению  личных и общественных потребностей;

- обеспечение деятельности конкретным  рабочим местом, что позволяет  трудящемуся реализовать свои  физические и духовные способности  к труду; отсюда важное значение  для занятости имеет сбалансированность  трудовых ресурсов с количеством  рабочих мест в количественном  и качественном аспектах;

- занятость является источником  дохода в виде заработной платы,  прибыли и в других формах, где доход может выражаться  в денежной и натуральной формах.

     Таким образом экономическая  занятость - это общественно-полезная  деятельность по производству  общественного продукта, подкрепленная  конкретными рабочими местами  и служащая источником дохода.

     Важное значение имеет различие  занятости законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность  по производству, транспортировке,  хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь  служит соответствие или противоречие  вида деятельности действующему  законодательству.

     Необходимо иметь в виду существование  значительной «теневой» занятости,  не учитываемой официальной статистикой.

     Сюда относятся, в частности:

     Так называемые челноки, осуществляющие  экспортно-импортные операции (по  оценкам, несколько сотен тысяч  человек); люди, занятые внутренней  неорганизованной мелкорозничной  торговлей; сотрудники незарегистрированных  охранных структур; лица, вовлеченные  в нелегальный бизнес (проституция,  порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры.

     Кроме того, существует немало  видов деятельности (консультативные  услуги, репетиторство, ремонт жилья  и автомобилей, строительство  дач и садовых домиков и  т. п.), которая нередко осуществляется  без какой-либо регистрации и  масштабы которой весьма велики. Все это вместе взятое может  обеспечить регулярную, и нерегулярную  занятость многих сотен тысяч  человек и таким образом скорректировать  существующие оценки безработицы.

     Среди множества проблем, встающих  перед любой страной в условиях  ее перехода к рыночной экономике,  одной из самых острых является, как известно, угроза массовой  безработицы. И угроза эта в  более или менее значительной  степени реализуется. Сегодня  (а точнее, наверное, еще вчера)  для Казахстана приобрели исключительную  актуальность меры по возможному  предотвращению обвального размаха  безработицы и смягчению ее  социальных последствий.

     2. Социальное обеспечение  населения и социальная помощь  населению

     Действующая система социальной  защиты характеризуется преобладанием  принципа полной солидарности, высоким  уровнем государственного участия  и низкими стимулами.

     На принципе полной солидарности  организована система социального  обеспечения по инвалидности, по  случаю потери кормильца, социальной  защите безработных граждан и  по возрасту. Все граждане Казахстана  при наступлении рисковых случаев  получают государственные пособия  на одинаковом уровне вне зависимости  от участия в трудовой деятельности  и взноса человека. Солидарная  пенсионная система частично  учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически  обоснованных нормативов исчисления  социальных выплат и взаимосвязи  с системой оплаты труда потеряна  адекватная связь между уровнем  доходов работающего населения  и получаемыми социальными выплатами.  В результате часть работающего  населения получает заработную  плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

     В республике отсутствует система,  основанная на принципе ограниченной  солидарности, то есть не существуют  системы дополнительной защиты  работающих граждан при попадании  в рисковую ситуацию в зависимости  от взноса в систему.

     Накопительная пенсионная система  - единственный вид обеспечения  при наступлении старости, основанной  на принципах сбережения без  солидарности между участниками,  имеющий действенные стимулы  по участию в системе.

     В соответствии с законодательством  отдельным категориям граждан  предоставляется социальная помощь  за счет средств государства.

     Действующим законодательством  предусмотрено осуществление добровольного  страхования на случай наступления  социальных рисков, которое в  силу ряда факторов не получило  должного распространения.

     Основным источником финансирования  и общим регулятором системы  социальной защиты является государство.  В действующей системе подтверждается  международный опыт относительно  базовых характеристик - более  полный охват населения и низкие  административные расходы в системе  с государственным управлением,  низкий охват и высокие административные  расходы в системе с участием  частных институтов. Стимулы по  участию в системе, за исключением  накопительной пенсионной системы,  минимальны.

     Основными недостатками действующей  системы социальной защиты препятствующими  ее эффективному функционированию, являются:

- несовершенное законодательство: законодательная  система, регулирующая социальную  сферу, сложна и непрозрачна,  поскольку сформирована в основном  по видам выплат, а не по  социальным рискам и основаниям  выплат;

- недостаточная справедливость и  низкие стимулы: отсутствие преимуществ  работников формального сектора  экономики, осуществляющих налоговые  отчисления, перед теми, кто не  отчисляет, при реализации права  на получение социальных пособий;

- недостаточная прозрачность: на  стадии становления находится  система индивидуальной идентификации  или базы данных для отслеживания  процесса получения и распределения  пособий.

     Сохранение действующей системы  может привести к ухудшению  параметров функционирования и  снижению потенциала решения  задач социальной защиты.

     Основные направления развития  системы социальной защиты базируются  на анализе международного опыта  и современного состояния. Предполагается  построение такой системы, которая  соответствует рыночным условиям  и способствует формированию  стимулов к стабильной оплачиваемой  деятельности с более высоким  уровнем охвата населения при  минимальных затратах на администрирование.

     Будет реализована комплексная  модель решения социальных проблем,  основанная на рыночных механизмах. Новая система будет смешанной  и включит в себя элементы  как солидарной, так и персонифицированной  систем, как обязательного, так  и добровольного страхования,  и предназначена для обеспечения  социальной защиты населения  от основных рисков, с которыми  может столкнуться человек в  течение своей жизни.

     Основополагающие цели и задачи  новой системы социальной защиты  должны содержать элементы по  поддержанию экономического роста;  справедливость в предоставлении  защиты при наступлении рисковых  случаев всем гражданам; действенное,  эффективное функционирование и  полный охват населения.

     Законодательство, регулирующее социальную  сферу, должно быть сформировано  на основе социальных рисков.

     Система должна быть справедливой. В отдельных странах это означает, что размер социальных выплат  является одинаковым для всех  граждан вне зависимости от  взноса человека. В других странах  подразумевается, что социальные  выплаты каждого человека зависят  от его трудовой деятельности: условий труда, размеров и продолжительности  отчислений. Новая система социальной  защиты будет основана на комбинировании  двух представленных точек зрения. Реализация прав на социальную  защиту должна быть легкодоступной  для потенциальных получателей.  Гарантированный государством минимальный  объем пособий должен предоставлять  одинаковый уровень выплат для  всех получателей при наступлении  социальных рисков. В то же  время дополнительный уровень  защиты должен зависеть от  трудовой деятельности каждого  конкретного человека.

Информация о работе Государственная политика занятости и ее эффективность