Система социальной защиты должна
стимулировать индивидуальную ответственность
каждого гражданина, а не его
зависимость от государства. В
целом все трудоспособные граждане
должны быть ответственными за
свое собственное будущее и
благосостояние своих семей.
Система должна быть действенной.
Пособия должны обладать адресностью,
то есть предоставляться тем, кто имеет
на это право и наиболее нуждается в них.
Система должна быть эффективной, то есть
прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной
и простой, дублирование пособий должно
быть сведено до минимума. Основные компоненты
системы должны гибко регулироваться.
Система должна за определенный
короткий срок обеспечить максимально
полный охват населения.
С учетом вышеизложенного предполагается
организовать систему социальной
защиты на основе социальных
рисков и включающую в себя
следующие элементы защиты:
-
государственные выплаты всем
гражданам на одинаковом уровне
за счет средств бюджета, предназначенные
для социального обеспечения
при наступлении социальных рисков;
-
обязательное социальное страхование
за счет отчислений работодателей
и работников;
-
накопительная пенсионная система;
-
социальная помощь и специальные
государственные программы поддержки
определенных категорий граждан
за счет средств госбюджета.
Кроме того, граждане имеют право
на осуществление добровольного
страхования на случай наступления
социальных рисков.
Учитывая специфику Казахстана,
на основе международного опыта
при рассмотрении институциональной
базы системы социальной защиты
предпочтение должно быть отдано
смешанной системе, при которой
эффективно используются возможности
как государственных, так и
частных институтов.
Для более эффективного управления
социальными выплатами должна
быть разработана общегосударственная
система персональной идентификации
и национальная база данных
с присвоением каждому гражданину
персонального идентификационного
кода и контролем над всеми
социальными выплатами на основе
персонального кода.
Широкомасштабное социальное обеспечение
материнства и детства будет
одним из приоритетов всей
системы социальной защиты государства.
В перспективе по мере совершенствования
системы социальной защиты будут
заложены стимулы по поддержке
позитивных тенденций демографических
процессов, в том числе путем
внедрения механизмов мотивации
повышения рождаемости, таких как изыскание
возможности оплаты единовременного пособия
беременным женщинам, вставшим на диспансерный
учет в медицинскую организацию в ранние
сроки беременности, и другие виды помощи.
Планируется вовлечение общественных
объединений, защищающих права
инвалидов, в формирование позитивного
общественного мнения по отношению
к инвалидам. Предполагается разработка
мероприятий по решению проблем
инвалидности, осуществление государственной
поддержки производств для нужд
инвалидов, обеспечение внедрения
государственных стандартов, обеспечивающих
доступ инвалидов к основным
правам и услугам.
Адресная социальная помощь будет
предоставляться только самым
незащищенным слоям населения
на основе реальных критериев
нуждаемости. Кроме того, будут
разработаны специальные программы,
нацеленные на предоставление
дополнительной защиты определенной
группе лиц - ветеранам, инвалидам,
малообеспеченным гражданам.
Важным в общих подходах к
реформированию социальной защиты
является повышение роли социальных
нормативов, поэтапное увеличение
и приближение минимальной заработной
платы к уровню прожиточного
минимума. Размер социальных выплат
будет рассчитываться исходя
из норматива, имеющего реальную
социально - экономическую природу.
Будет оптимизировано соотношение
между размером минимальной заработной
платы и уровнем социальных
пособий.
Принципы обеспечения выплат
уже назначенным на момент
внедрения социального страхования
получателям государственных пособий
возрасту, потере кормильца и
трудоспособности не потерпят
изменений.
Предполагается повышение уровня
участия в системе социальной
защиты не только каждого конкретного
гражданина, но и социальных партнеров
Правительства - профессиональных
союзов трудящихся и объединений
работодателей, поскольку все
системы социальной защиты прямо
или косвенно финансируются за
счет средств работников и
работодателей.
государственный занятость социальный
трехуровневый
3. Социальное страхование
С обретением независимости в
Казахстане строится собственная
система социальной защиты населения,
адекватная рыночным общественным
отношениям. Отличительной чертой
рыночной экономики является
высокая степень ответственности
каждого человека за формирование
условий своей жизни. Следует
отметить, что в жизни каждого
человека могут возникнуть ситуации,
угрожающие его существованию, с которыми
в одиночку он справиться не может. В связи
с чем определяющей формой социальной
защиты в условиях рыночной экономики
является социальное страхование социальных
рисков работающего населения.
Социальные риски обычно обладают следующими
признаками:
Во-первых, экономическими. К ним
относятся:
-
угроза потерять работу по
причине несоответствия спроса
и предложения рабочей силы
в результате структурной перестройки
экономики, экономического кризиса,
реструктуризации, оптимизации производства
и др.;
-
угроза нетрудоспособности в
силу профзаболевания, производственной
травмы, являющейся обычно следствием
нежелания предпринимателей вкладывать
средства в обеспечение техники
безопасности и создание благоприятных
условий труда. В этих случаях
причины риска не зависят или
мало зависят от самого работника.
Во-вторых, часть рисков непосредственно
связана с наступлением случаев,
связанных с временной потерей
трудоспособности и достижением
пенсионного возраста и т.д.
Риск материальной необеспеченности
можно определять как вероятность
наступления из-за производственной
травмы или профессионального
заболевания. Эти риски носят
массовый характер. Но их особенностью
является и то, что они не
наступают одновременно для всех
застрахованных, всего населения.
В то же время существуют
риски, обусловленные социально-экономическими
условиями, которые, как, например,
инфляция, дефолт и т.п., могут
одновременно наступить для всего
населения. Подобные риски не
охватываются социальным страхованием.
Важное и необходимое условие
построения подлинно страховой
системы социальной защиты населения
- выявление реальных функций
страховых выплат в материальном
обеспечении застрахованных. В свою
очередь это составляет основу
методологии установления их
величины, условий, формы и порядка
выплаты страховых выплат.
Международная организация труда
определяет понятие социальной
защиты как систему, призванную
обеспечить определенный уровень
доступа к жизненно необходимым
благам и определенный уровень
благосостояния граждан, которые
в силу обстоятельств (старость,
состояние здоровья, потеря кормильца
или работы) не могут быть экономически
активными и обеспечивать себя
доходами путем участия в достойно
оплачиваемом труде.
В соответствии с этим за
годы реформы в Казахстане
создана трехуровневая система
социальной защиты.
Первый уровень -
гарантированные Конституцией Республики
Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты
всем гражданам на одинаковом уровне без
учета персонального вклада гражданина
в развитие общества (базовая пенсионная
выплата, государственные пособия, единовременные
выплаты по рождению/уходу за ребенком);
Второй уровень -
пенсионные выплаты за счет обязательных
пенсионных взносов и социальные выплаты
из АО «Государственный фонд социального
страхования», т.е. дополнительное социальное
обеспечение граждан, учитывающее их персональный
вклад в развитие общества;
Третий уровень
- социальные выплаты за счет добровольного
страхования.
Следует отметить, что сегодня
система социального страхования
стала важнейшим и необходимым
элементом социально-экономических
отношений современного Казахстана.
Разработана законодательная база,
определяющая основы системы
обязательного социального страхования
республики. Ее принципиальное отличие
от других видов страхования
(страхования имущества, транспортных
средств и т.д.) состоит в том,
что она обеспечивает защиту
человека от материальной необеспеченности
в связи с невозможностью участия
в трудовой деятельности. Поэтому
социальным страхованием в первую
очередь охвачены наемные работники
и люди, живущие за счет собственного
труда, основным источником существования
которых является заработная
плата или доход.
Таким образом, под системой
обязательного социального страхования
понимается совокупность норм
и правил, устанавливаемых и гарантируемых
государством, регулирующих отношения
между участниками системы обязательного
социального страхования.
Основными принципами
обязательного социального страхования
являются:
1)
всеобщность соблюдения и исполнения
законодательства Республики Казахстан
об обязательном социальном страховании;
2)
гарантирование государством мер,
применяемых для обеспечения
социальных выплат;
3)
обязательность участия в системе
социального страхования;
4)
использование социальных отчислений
на социальные выплаты при
наступлении социальных рисков;
5)
обязательность социальных выплат
при наступлении социальных рисков
участников системы обязательного
социального страхования;
6)
гласность в деятельности государственных
органов, обеспечивающих обязательное
социальное страхование.
Система обязательного социального
страхования Казахстана является
дополнительной формой социальной
защиты участников системы, т.е.
работающего населения республики.
С 2005 года социальные выплаты
для участников системы социального
страхования при наступлении
социальных рисков осуществляются
за счет финансовых ресурсов
Акционерного общества «Государственный
фонд социального страхования» (далее
- Фонд или ГФСС), созданного со
стопроцентным государственным
участием в уставном капитале.
При этом финансовые ресурсы
ГФСС формируются путем перераспределения
социального налога и аккумулирования
социальных отчислений в Фонд,
уплачиваемых плательщиками по
следующим ставкам, установленным
Законом РК «Об обязательном
социальном страховании»:
с
1 января 2005 года - 1,5% от объекта исчислений;
с
1 января 2006 года - 2% от объекта исчислений;
с
1 января 2007 года - 3% от объекта исчислений;
с
1 января 2009 года - 4% от объекта исчислений;
с
1 января 2010 года - 5% от объекта исчислений.
Участниками системы обязательного
социального страхования являются
физические лица, за которых производились
социальные отчисления и которые
имеют право на получение социальных
выплат при наступлении социальных
рисков.
Плательщиками социальных отчислений
являются работодатели или самостоятельно
занятое лицо (индивидуальный предприниматель,
частный нотариус, адвокат, обеспечивающий
себя работой, приносящий им
доход), осуществляющие исчисление
и уплату социальных отчислений.
Фонд осуществляет основную деятельность
на страховых принципах аналогично
страховой организации и отвечает
по своим обязательствам своими
активами.
ГФСС учрежден государством, как
внебюджетная организация и не
входит в бюджетную систему
государства. Определяющим моментом
деятельности Фонда является
не коммерческая, а социальная
цель: осуществление социальных
выплат при наступлении социальных
рисков участников системы обязательного
социального страхования (далее
- СОСС).
Право на получение социальных
выплат из ГФСС участника системы
обязательного социального страхования,
за которого производились социальные
отчисления, возникает:
1)
на случай утраты трудоспособности
- со дня установления уполномоченным
органом по назначению социальных
выплат степени утраты трудоспособности
на основании медицинских заключений;
2)
на случай потери кормильца
- с даты смерти, указанной в
свидетельстве о смерти, либо
с даты, указанной в решении
суда о признании гражданина
безвестно отсутствующим или
об объявлении гражданина умершим;
3)
на случай потери работы - со
дня обращения участника системы
обязательного социального страхования
за регистрацией в качестве
безработного в уполномоченный
орган по вопросам занятости;
4)
на случай потери дохода в
связи с беременностью и родами
- с даты отпуска по беременности
и родам, указанной в листке
нетрудоспособности;