Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении «государственной социальной политики» как столкновение противоположно направленных процессов, а полученные знания по проблеме исследования будут способствовать повышению уровня знаний по дисциплине «Макроэкономика».
Цель курсовой работы – изучение проблем формирования и реализации государственной социальной политики на современном этапе ее развития.
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..…..……..
4
1.МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………………………………………………………………………………....…
6
1.1. Сущность и основные понятия направления социальной политики…………………..
6
1.2. Социальная защита населения…………………………………………………………....
13
1.2.1. Структура социальной защиты……………………………………………….. ...
14
1.2.2. Инструменты и программы социальной защиты населения….…………….….
18
1.2.3. Принципы социальной защиты………………………………………….…….…
22
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………..………...
24
2.1. Виды доходов населения и их источники………………………………………………..
24
2.2. Измерение неравенства в распределении доходов………………...................................
26
2.3. Государственное перераспределение доходов…………………………………..……....
32
2.3.1. Социальная справедливость в распределении доходов…………………....…...
32
2.3.2. Создание системы социальной защиты и социальных гарантий. ….……….…
35
3.ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….………..…….….
43
3.1. Особенности политики перераспределения доходов в Российской Федерации…………………………………………………………………………………....…
43
3.2. Особенности политики социальной защиты в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Итак, по сути, говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может
рассматриваться как
Таким образом, говоря о социальной
политике государства, мы подразумеваем,
прежде всего, действия правительства,
направленные на распределение и
перераспределение доходов
Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области.
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного российского
государства является и то, что
оно выступает феноменом
Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:
а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);
б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;
в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института.
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) – это именно так.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это – иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе
Нельзя признать нормальной ситуацию
в нынешнее России, когда в социальной
структуре преобладают
Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому, принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах сложилась разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством.
Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные – за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.
Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.
Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть «государством всеобщего благосостояния».
Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) .
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.
Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса.
Но сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем – низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач – это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.
1.2. Социальная защита населения
Под государственной защитой
1) обеспечения государством
2) сохранения прежнего уровня
жизни утратившим
3) обеспечения минимальных
Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.
Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:
- пособия по безработице;
- пенсии;
- пособия по болезни,
- жилищные пособия;
- пособия на получение